![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прогрессивные формы разделения и кооперации труда (совмещение профессий и трудовых функций, многостаночное обслуживание, бригадная организация труда)
Совмещение профессий – это такая форма организации труда работника, когда он в рабочее время выполняет, наряду с работами по основной специальности, также работы по одной или нескольким другим профессиям (специальностям). Предпосылки совмещения профессий: • Наличие у работников неиспользованного рабочего времени; • Несовпадение совмещаемых работ во времени; • Профессиональная подготовленность к выполнению новой функции (работы); • Единство или близость рабочего места; • Отсутствие отрицательного влияния совмещаемых работ на точность и качество выполнения; • Стимулирование (оплата совмещаемых профессий). Доплаты за совмещение профессий составляют от 30% до 100% в зависимости от загруженности, сложности, частичного или полного совмещения. Направления совмещения профессий и трудовых функций: • Совмещение разнородных профессий; • Совмещение основной работы с работой по технологиче-скому обслуживанию своего оборудования; • Совмещение основной работы с хозяйственным обслужива-нием рабочего места; • Совмещение разнородных, но взаимосвязанных работ вспо-могательного характера; • Укрупнение чрезмерно раздробленных операций. Организация труда на основе совмещения профессий требует установления состава и объема совмещаемых работ, профессий и квалификации работников, порядка совмещения работ. Многостаночное обслуживание заключается в одновременном обслуживании одним или группой рабочих нескольких станков или агрегатов. Позволяет расширить зону обслуживания, увеличить объем вы-полняемых работ. Условия многостаночного обслуживания: • Наличие машинно-автоматического времени; • Время занятости на одном станке должно быть меньше или равно машинно-автоматического времени с учетом времени на пере-ходы от станка к станку. Подготовка многостаночного обслуживания предполагает: • Подбор оборудования, имеющего близкую по содержанию структуру оперативного времени; • Установку приспособлений, сокращающих время обслужи-вания; • Рациональную планировку рабочего места; • Рационализацию приемов и методов труда и обучение им рабочих; • Подбор предметов труда, подходящих для многостаночной работы; • Рационализацию системы обслуживания рабочего места. Методы многостаночного обслуживания: • Сторожевой – наблюдение и обслуживание при возникно-вении необходимости; • Маршрутный – движение по установленному маршруту и последовательное обслуживание; • Маршрутно-сторожевой – совмещает два метода.
|