Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект досуга на тему






«Этот мудрый русский народ»

(подготовительная группа)

Цель: Формировать элементарные представления об образе жизни людей в Древней Руси.

Программное содержание:

1. Приобщать детей к истокам народной культуры: традиции – крепкая семья, уважение и почитание старших, любовь к детям; фольклор – сказки, колыбельные, пословицы, игры.

2. Закреплять знания детьми русского фольклора – источника воспитания мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов, народных традиций (сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Иван Царевич и серый волк» и др.)

3. Использовать пример русских народных традиций, фольклора для воспитания нравственных качеств личности детей, определения этических норм поведения.

4. Обогащать представления детей о предметах быта, труда, защиты в старину.

5. Продолжать учить выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

6. Продолжать учить детей выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

7.Обогащать речь детей существительными (самовар, горшок, корыто, веретено, щит, меч, лук и стрелы, плуг, сахариночка мо, лоскуточек мой, ангельская душенька, дитятко моё, красавица – лебедица, сыночек – дружочек); прилагательными (сильный, мужественный, храбрый, добрый, трудолюбивый, скромный, заботливый).

8.Развивать монологическую форму речи.

Материал к занятию:

Разрезные картинки к сказкам «Крошечка-Хаврошечка», «Илья Муромец»; слайды с иллюстрациями к русским народным сказкам; картинки с изображением предметов быта, труда, оружия; люлька с куклой; фишки «Цветы» и «Звёзды»

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок, заучивание с девочками колыбельной; беседы с детьми на темы «Русские народные традиции», «Мужские и женские предметы быта, труда на Руси», «Предметы-помощники современных людей», «Какими должны быть мальчики и девочки»; обучение народным играм.

Методы и приемы:

Наглядные: презентация «Сказки», рассматривание картинок с предметами быта.

Игровые: «Собери иллюстрацию по сказке», «Старинные предметы»

Словесные: вопросы, игра в кругу «Ворон», «Назови ласково», пение колыбельной, обыгрывание пословиц.

Ход занятия:

В: Ребята, мы с вами много читали и говорили о людях, живших на Руси сотни лет назад: об их жизни, народных традициях, об их умении воспитывать своих детей. Давайте сегодня вспомним об этом.

Ваши знания о русских народных традициях, сказках, пословицах сегодня вам очень пригодятся. Я предлагаю вам немного поиграть. Для этого вам нужно разделиться на две команды: команду девочек и команду мальчиков.

Что же девочки и мальчики, занимайте свои места.

Распределились мы с вами на команды именно так не случайно, потому что мальчиков и девочек и на Руси, и в наше время воспитывали и воспитывают по-разному. Как вы думаете, какие качества воспитываются в мальчиках?

Д: Сила, выносливость, ловкость, мужественность.

В: А какие качества воспитываются в девочках?

Д: Доброта, нежность, заботливость, терпение.

В: Но, не смотря на то, что девочки и мальчики такие разные, у них должны быть воспитаны и общие качества. Как вы думаете, какие?

Д: Трудолюбие, честность, скромность, воспитанность.

В: Верно. Нельзя назвать сильного, храброго, но лживого мужчину или добрую, скромную, но ленивую женщину хорошими людьми.

Помогать оценивать ваши ответы мне будет Кристина Игоревна. За каждый правильный ответ, команда девочек получает цветок розы, а мальчиков – звезду.

- Первый конкурс – разминка называется «Добавлялки». Я буду читать предложения по очереди каждой команде, а вы добавлять слово. Если ответ верный – на экране появится иллюстрация к русской народной сказке.

Ок-ок-ок – стоит в поле……..(теремок)

Ок-ок-ок – покатился………...(колобок)

Ят-ят-ят – серый волк не съел..(козлят)

Су-су-су – петушок прогнал….(лису)

Цо-цо-цо – снесла курочка…….(яйцо)

Ана-ана-ана – несут лебеди…..(Ивана)

Ёк-ёк-ёк – не садись на ……….(пенёк)

В: Молодцы! Вы очень смекалистые. А следующий конкурс называется «Знатоки». Вам нужно из частей собрать в одно целое иллюстрацию по сказке, назвать её и перечислить, какими качествами обладает главный герой.

В: Команда мальчиков, вам слово.

Д: У нас иллюстрация к сказке «Иван царевич и серый волк».

В: Какие качества, вы отметили у главного героя?

Д: Сила, мужество, храбрость.

В: Девочки, вам слово.

Д: У нас иллюстрация к сказке «Крошечка-Хаврошечка».

В: Перечислите качества, вашей героини.

Д: Доброта, трудолюбие, скромность, заботливость.

В: Вот и получается, ребята, что русский народ через свои сказки учил мальчиков быть настоящими защитниками своей Родины, своей семьи, а девочек – быть заботливыми матерями, умелыми и добрыми хозяйками. Уже в те давние времена существовали специальные предметы – помощники, без которых женщины и мужчины обойтись не могли. Следующее задание будет таким: участница команды девочек должна будет собрать только те предметы, которыми в старину пользовались русские женщины, а участнику команды мальчиков нужно будет отобрать только те предметы, которыми в старину пользовались мужчины. Выбирайте участника для этого конкурса от каждой команды.

В: Готовы? Начали.

В: Какие предметы ты отобрал. (Щит, меч, лук и стрелы, плуг)

В: Объясни, для чего эти предметы нужны были мужчинам в старину? (Щит, меч, лук и стрелы для защиты Родины. Лук и стрелы для охоты).

В: Какие предметы выбрала ты? (Самовар, горшок, корыто, веретено)

В: Для чего использовались эти предметы? (Самовар – кипятить воду, горшок – готовить еду, корыто – стирать бельё, веретено – прясть пряжу).

В: Молодцы, обе команды справились с этим заданием. Ребята, глядя на эти орудия труда, скажите, какими предметами легче и удобнее трудиться: старинными или современными?

В: Я тоже считаю, что современными предметами легче и удобнее трудиться.

В: А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Ой - Да (поднимают и опускают руки)

В: В эту и другие русские народные игры

любили играть дети, а их в каждой русской семье было не мало: и по 5, и по 6, и по 7 ребятишек. И каждого любящие родители старались приголубить, приласкать. А как – вы сейчас и расскажите.

Задание: Как ласково в старину называли родители своих детей?

Д: Сахариночка моя, лоскуточек мой, ангельская душенька, дитятко моё, красавица – лебедица, сыночек – дружочек.

В: Молодцы! В этих обращениях звучит ласковый говорок, заботливый и нежный. В большой семье матери особенно помогали старшие дети: они присматривали, нянчились с младшими детьми. Например, с такими. (Выносится люлька с куклой).

В: Как матушка или старшая сестра могли успокоить малыша или уложить его спать?

Д: Рассказать потешку, сказку или спеть колыбельную песню.

В: Девочки, а может, вы знаете какую-нибудь колыбельную, и споёте нам.

В: Вот ваше дитятко и уснуло. Умницы девочки.

В: В пословицах и поговорках русского народа также как и в сказках, говорится о воспитании мужских и женских качеств. Предлагаю командам творческое задание: изобразить названную мною пословицу.

Девочкам: Птица рада весне, а дитя матери

На что клад, коли в семье лад

Мальчикам: Друг за друга стой – выиграешь бой

Хорошему хозяину день мал

В: Молодцы! Каждая команда получает по фишке. А теперь подведём итоги нашей игры.

В: Эта игра показала, ребята, как вы много знаете о жизни русских людей, их народных традициях, умении воспитывать своих детей. Я думаю, что и вы будете соблюдать традиции крепкой семьи, любви к детям, уважение и почитание родителей, о которых мы сегодня говорили.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал