Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чти всегда следы прошлого». ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Цель занятия: 1)закрепить представления детей о былинном эпосе, его происхождении и содержании; 2)вызвать интерес детей к русскому народному творчеству; 3)обогатить словарь детей словами: караульщик, чуженин, застава, нахвальщик; 4)закрепить знания о старинном русском оружии: палица, копьё, сабля, меч; 5)учить видеть нравственные качества русских богатырей: благородство, справедливость, великодушие; 6)воспитывать уважение и любовь к России и её героям, гордость за её народ; 7)воспитывать интерес к истории Родины. Материалы:: портреты богатырей, предметы домашней утвари прошлых времён, заготовки для дидактической игры, макеты древнего оружия. Звуковой ряд:: магнитофонная запись звучания гуслей, «Героическая песня». Отрывок из оперы Римского-Корсакова (Звучит запись гуслей. Дети входят в «Горницу», здороваются с гостями.) Восп: Дай Бог тому, Кто в нашем дому – Дорогим гостям, Милым детушкам. Наделил бы вас Господь И житьём, и бытьём, и здоровьицем! Восп: Снова мы встретились в нашей «Горнице». Много раз мы совершали с вами путешествие в старину стародавнюю, в былинные времена. Всякое житьё начинается с дома. В каких домах жили русские люди в прошлые времена? Дети: Русские люди жили в домах из брёвен. (в деревянных домах, в избах) Восп: Почему русичи строили деревянные дома? Дети: Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто. Восп: Давайте вспомним, как была изба обустроена внутри? Какие предметы находились там? Дети: Внутри была печка. В ней готовили еду, на ней спали, Она давала тепло. Восп: Да, в народе говорили: «Без печи изба – не изба», «Печь – матушка, а стол- батюшка». А вот и стол с кухонной утварью. И про каждый предмет русский народ при думал загадки. Я загадаю загадку, а вы возьмите отгадку. -Маленький черпачок Три раза в день берётся И опять на место кладётся. (Ложка) Деревянное ведро, Но не для воды оно. В нём лежит белый песок, но не сахарный. (Солонка) На топтале был, на кружале был. На пожаре был, Домой пришёл, семью накормил. (Глиняный горшок) Восп: А вот берестяной туесок. Что в нём можно хранить? Дети: В нём можно хранить сухие продукты (муку, крупу) ягоды. В нём все хранится долго и не портится. Восп: А там корзины, разноски, рубихи и рогатки, рушники, прихватки. (Показывает на предметы домашнего обихода:). Восп: Вот в таких избах жили русские люди: мастеровые и служивые, землепашцы защитники. Жили и былинные богатыри. Идём дальше по нашей «Горнице». Восп: Посмотрите, что это стоит? Дети: Это ведро с водой, а в нём ковш деревянный. Восп: Да ковш не простой, а резной, красивый. «Сам с вершок, голова с горшок». А это что такое? Дети: Это старинное оружие (меч, палица). Восп: Всё это неспроста. Эти предметы где-то нам уже встречались? Дети: Эти предметы встречаются в былинах. Восп: Из какой былины эти предметы? Дети: Из былины «Как Илья из Мурома богатырём стал». Восп: Давайте вспомним, как же это произошло? (Рассказы детей о том, как странники помогли Илье выздороветь). Восп: Куда Илья решил направить свою сверхъестественную силу? богатырскую силу? Дети: Решил Илья Муромец защищать Русь от врагов. Восп:.Да, ребята. Не направил Илья свою богатырскую силу на обогащение, а реши стать княжеским дружинником. Стал служить русскому народу, Руси – матушке! Какие подвиги совершил Илья Муромец? Дети: Он победил Соловья-разбойника, победил царя Калина, избавил людей от Идолища поганого. Восп: Какой человек мог совершить столько подвигов и не погибнуть? Дети: Смелый, мужественный, храбрый, ловкий, умный, находчивый, сильный. Восп: Верно. Как в народе говорят о тех, кто храбр в бою? Дети: Храбрый побеждает – трус погибает. Кто храбр, тот и жив, кто смел, тот и цел. Кто за правое дело стоит, тот и победит. Где смелость – там и победа. Тот герой – кто за Родину горой. Восп: Молодцы! Настоящие богатыри. Посмотрите, каков богатырь. Да видно он на отдыхе. Пришла пора в поход собираться, давайте поможем ему снарядиться. (Дидактическая игра «Снаряди богатыря») (музыкальный фон) Восп: Замечательно. Наш богатырь готов в дорогу, на богатырскую заставу. Давайте присядем. (Чтение былины «На заставе богатырской») Восп: Ребята! В былине встречаются слова: чуженин, нахвальщик, караульщик. Давайте уточним их значение (пояснение смысла слов). Вопросы по содержанию: Кто служил на заставе? Почему проехал мимо заставы чужой богатырь? Кого хотели послать вдогонку за чужаком? Почему старый Илья Муромец сам стал сражаться с чуженином? Почему так долго бились богатыри? Что помогло Илье победить чуженина? Почему Илья Муромец отпустил чужого богатыря? Восп: Проявил Илья Муромец милосердие. Поверил, что чуженин не придёт на Русь непрошенным гостем. (Физминутка «Разминка для молодцев:») Восп: Ребята! Наша горница – маленький музей. А в музеях бывают разные выставки. Давайте и мы устроим выставку портретов Ильи Муромца. (Дети дорисовывают портреты Ильи Муромца) Восп: Расскажите, какие у вас получились портреты? Дети: У меня Илья получился старый и мудрый. И т.д. Восп: А у нас есть ещё одна выставка портретов былинных богатырей. Давайте к ней подойдём и рассмотрим. Вы их узнаёте? Дети: Называют (Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович, Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич). Восп: Мы говорили, что они были смелыми, мужественными, справедливыми, великодушными. Ребята! А этими качествами обладает простой русский народ? Дети: Да. Восп: Догадались вы, кто скрывается под обликом былинных богатырей? Дети: Это весь русский народ. Это все русские люди. Восп: Народ – богатырь! Вот кто подлинный герой русской земли!
|