![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первичная диагностика уровня развития внимания учащихся младшего звена
Проведение первичной диагностики преследовало цель определить уровень развития внимания учащихся на начало практической работы. При организации опытно-практической работы было принято решение не делить класс на две подгруппы контрольную и экспериментальную, из-за не возможности изменения утвержденного расписания. Поскольку внимание рассматривается как сложное многокомпонентное образование, сочетающее в себе устойчивость, распределение, объем тодля выявления уровня развития внимания учащихся второго класса былииспользованы три методики (Приложение 1): 1. Методика П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой «Обнаружение ошибок в письме» 2.Методика «Кольца Ландольта» 3.Методика Р.С. Немова «Запомни и расставь точки» Методика П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой «Обнаружение ошибок в письме» позволяет определить уровень устойчивости внимания у учащегося. Данная методика содержит текст с допущенными ошибками. Всего в тексте 14 ошибок, искажающих как смысл предложения, так и отдельных слов: подмена слова в предложении - 2 ошибки, пропуск слова в предложении - 3 ошибки, пропуск букв - 3 ошибки, подмена букв: обозначающих похожие звуки - 3 ошибки; близких по написанию - 2 ошибки, слитное написание прилагательного с предлогом - 1 ошибка. В зависимости от не увиденных ребенком ошибок определяется уровень развития устойчивости внимания школьника.
Ребенок, допустивший в результате диагностики 0-2 ошибки, имеет высокий уровень внимания; Если учащимся не увидено 3-4 ошибки, то ему характерен средний уровень, 5 и более ошибок указывает на низкий уровень устойчивости внимания. Методика «Кольца Ландольта», направлена на изучение распределения внимания младших школьников. Данная методика состоит из специального бланка. Обследуемому ученику предлагается найти и по-разному зачеркнуть одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе - по горизонтали. Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот самый момент учащийся должен поставить черту в том месте, где его застала эта команда. По истечению времени экспериментатор произносит слово «стоп» и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальную черту в том месте бланка, где застала его эта команда. При обработке результатов определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы, и за все пять минут эксперимента. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы.Распределение внимания оценивается по формуле: где: S — показатель распределения внимания; N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту, n — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. (если с помощью этой формулы определяется общий показатель распределения внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, следующий показатель n — числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы - 300).
Если учащийся получил 8-10 балов, имеет показатель распределения внимания - 1, 00 и выше, то у него высокий уровень распределения внимания. Ученик, который получил от 4 до 7 баллов и показатель равен 0, 75-1, 00- средний уровень. Ребенок с низким уровнем распределения внимания, будет иметь количество баллов от 0 до 3, а показатель распределения внимания равен от 0 до 0, 75. Методика Р.С. Немова, состоит из подготовленного материала (карточки с нарисованными точками). Данная методика позволяет оценить объем внимания учащихся. Диагностируемомупоследовательно на 1-2 секунды показывают одну за другой карточки, на которых нарисованы точки. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Оценка результатов теста «Запомни и расставь точки»максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Если учеником воспроизведено правильно от 4 и более точек, а сумма баллов равна 8-10, то можно сказать что этот ученик имеет высокий уровень объема внимания. Если же учащийся получил 6-7 баллов и изобразил правильно от 3 до 4 точек, то объем внимания этого ребенка можно оценить как средний уровень. Учащиеся же, которые набрали сумму баллов от 0 до 5 и воспроизвели, от 0 до 3 точек имеют низкий уровень. Ниже представлена сводная таблица, объединяющая критерии уровней внимания учащихся по трем выбранным методикам. Таблица 1. Характеристика уровней развития внимания учащихся
Результаты первичной диагностики уровня развития внимания учащихся 2 класса представлены в таблице 2. Таблица 2. Результаты первичной диагностики уровня развития внимания
Анализируя результаты первичной диагностики уровня развития внимания, выявлено, что 3 учащихся - Светы А., Яны В., Киры С. - высокий уровень внимания, что в процентном соотношении составляет 12% (3· 100% / 25=12%). Они с легкостью обнаруживают ошибки в тексте, легко переключаются с одного вида деятельности на другой (зачеркивая по-разному большое количество колец), наблюдательны, одновременно удерживают в зоне активного внимания 4 -5 объектов. Средний уровень развития внимания показали 19 учащихся, то есть 76 % класса (19· 100% / 25= 76%). Они с затруднением находили ошибки в тексте, отвлекались на уроке, допускали ошибки в зачеркивании колец, но могли успешно выполнять сразу два действия, одновременно удерживают в зоне активного внимания 2—3 объекта. С низким уровнем развития внимания было выявлено 3 учащихся - Ринат Б., Элина Г., Артем Р., что составляет 12 % (3· 100%/25 = 12%). Они одновременно удерживают в зоне активного внимания лишь 1 объект, умеют успешно выполнять одно действие, допуская ошибки в работе, не внимательны, у них плохо развита переключаемость (плохо выполняет операцию по зачеркиванию колец, допускает большое количество ошибок). В процентном соотношении результаты первичной диагностики уровня развития внимания учащихся 2 класса наглядно представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты первичной диагностики уровня развития внимания учащихся 2 класса Исходя из полученных результатов первичной диагностики, можно говорить о том, что у учащихся второго класса средний уровень развития внимания, что совпадает с описанием учащихся классного руководителя и учителя предметника. Следовательно, в классе с учениками необходимо проводить работу, направленную на повышение развития внимания.
|