Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль обучения рассказыванию по картинам в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.






Обучение рассказыванию одна из важнейших задач развития связанной речи. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметы так и логические картины (серии " Наша Таня", " Зимние развлечения" О.И. Соловьевой, " Домашние животные" С. Веретинниковой и другие).

В старшей и подготовительной к школе группах в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют все более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ-образец дается в старших и особенно подготовительных к школе группах для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразно просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.

В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными (" Как еж спас ежика", " Медвежонок на прогулке" и другие).

Очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

Принято считать формами монологической речи описание, повествование и рассуждение (последнее не является предметом изучения в дошкольном возрасте вообще, в логопедических группах в частности).

Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания.

Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:

1. Обучение пересказу, то есть воспроизведению услышанного (прочитанного) текста;

2. Обучение составлению рассказов (придумывание) по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т. д.

Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и, в известной степени, базируется на овладении навыками пересказа.

При составлении различных по сложности рассказов в различной степени усиливается удельный вес, роль и значение самостоятельного моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка в связи с отсутствием готовых авторских форм.

Все это требует, с одной стороны, более высокого уровня и речевого развития, и, прежде всего, сформированности лексико-грамматического строя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а следовательно усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов.

С другой стороны, составление рассказов не только поднимает планку речевого развития, но и способствует совершенствованию познавательных процессов вообще, развитию логического мышления особенно, т.е. имеет место интенсивное проявление двух основных проявлений речи, а именно: выражение, образование и развитие мыслей, в конечном счете – значительное совпадение, слияние процессов мышления и речи.

По ведущему виду познавательной деятельности, преобладающему психическому процессу в работе по составлению рассказа различают рассказы трех видов:

– рассказы по восприятию

– рассказы по представлению

– рассказы по воображению.

Рассказы по восприятию. Данный вид имеет большое преимущество в качестве обучающих, по сравнению с рассказами по представлению и по воображению, так как рассказы по восприятию значительно легче благодаря непосредственному зрительному восприятию опоры.

По степени сложности наглядной опоры рассказы по восприятию подразделяются следующим образом:

1. Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок (составление рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, обязательно и включает логические упражнения, манипуляции с картинками):

а) расстановку их в логической временной последовательности;

б) восстановление специально пропущенного звена

в) придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии и т.д.

2. Повествовательные рассказы по сюжетной картинке (лексико-грамматические упражнения по сюжетной картинке также сочетаются с логическими упражнениями, придумывание предшествующей или завершающей картинки, дополнением рассматриваемой сюжетной картинки предметными картинками или символами).

3. Описательные рассказы по предметным картинкам или предметам – опираются на наглядность: большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения и т.д.

4. Описательные рассказы по несложным пейзажным картинкам – возможны на завершающем этапе формирования монологической речи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал