Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медленно






 

 

Постепенно страдания Бориса усиливаются, широкая кантилена сменяется отрывистыми речитативными фразами. Трагической кульминацией монолога становится за­ключительный раздел, в котором возникает мучительный образ призрака Димитрия. Он сопровождается в оркестр неустойчивой, зловеще колышущейся темой кошмаров (галлюцинаций) Бориса, основанной на нисходящем хроматическом движении:


 

После сцены с Шуйским начинается заключительная сцена второго действия — сцена с курантами («Уф, тяжело! дай дух переведу...»). Неустойчивые, причудливые гармо­нии, разбросанные, полные ужаса реплики, зловещий коло­рит тремолирующего оркестра передают душевное состоя­ние Бориса в высшей точке, апогее его страданий.

Действие третье. Картина первая. Для характеристи­ки польских персонажей Мусоргский, как и Глинка в «Ива­не Сусанине», использовал ритмы польских танцев — ма­зурки, краковяка и полонеза.

Ария Марины (меццо-сопрано) выдержана в горделивом характере мазурки и создает образ надменной красавицы, целью жизни которой являются власть и царский престол:

Картина вторая, сцена у фонтана начинается красоч­ным оркестровым вступлением, рисующим ночной пейзаж. Любовные признания Самозванца (тенор) полны романтической взволнованности, а его вокальная партия строится на широких восходящих интонациях. Большую роль в этой сцене играет лейтмотив Димитрия, связанный теперь с об­разом Самозванца. Его сцена с Мариной строится на острых контрастах и сменах настроений и завершается пленительным любовным дуэтом.

Действие четвёртое. Картина первая – драматическая народная сцена у храма Василия Блаженного, в которой показан важный этап в развитии образа народа: открыта ненависть к преступному царю и возникшая вера в Самозванца, ожидание важных событий.

Песня Юродивого (тенор) с нисходящими жалобными интонациями плача воплощает людское горе, боль и обиду:

 

Из песни Юродивого вырастает музыка хора «Корми­лец батюшка», который сначала звучит как тихая, но настойчивая просьба, а затем быстро перерастает в ярост­ное требование, негодующий вопль голодных и выражает открытую угрозу:



Глубоко драматичен диалог Бориса и Юродивого: из уст блаженного царь впервые слышит открытое обвинение в убийстве; Юродивый вслух высказывает мнение народа, его приговор преступному царю.

Картина вторая. В ней завершается развитие образа Бориса. Тревожные речитативы сцены смерти, наполненные смятением чувств и душевным страданием, сменяются нежной, просветлённо-возвышенной, молитвенной музыкой. Мажорное оркестровое заключение звучит как отпущение грехов, как прощение человека, искупившего смертью свою вину, как прощание с жизнью его «измученной души».

Картина третья. Сцена под Кромами завершает разви­тие второй главной линии оперы — образа народа. Куль­минация сцены — хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая». Музыка проникнута единым стихий­ным протестом, неукротимой энергией. Имитационное из­ложение главной темы, в которой слышны интонации на­родных молодецких песен, и постепенное нарастание ее зву­чания способствуют непрерывности развития.

Средняя часть хора — «Ой ты, сила, силушка» — основана на мелодии народной хороводной песни «Заиграй, моя волынка» и контрастна начальной теме своим задорно-ликующим характером:

 

В репризе главная тема возвращается в ритмическом увеличении, достигая высшей кульминации в коде.

Трагично окончание оперы. В песне «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» Юродивый предсказывает новые испытания и беды:

Скоро враг придет и настанет тьма,

Темень темная, непроглядная...

Плачь, плачь русский люд,

Голодный люд!

Оркестровое заключение, постепенно замирая на секундовой интонации плача, своеобразной «тихой» кульминацией завершает произведение.

«Борис Годунов» Мусоргского положил начало новой эпохе в развитии оперного искусства. Композитор «силой богатейшего воображения раскрыл и ввел в музыку миры неслыханных звучаний» (Б. В. Асафьев).

Вопросы и задания

1.Расскажите об истории создания и постановки оперы «Борис Го­дунов».

2.В чем состоит основной конфликт трагедии Пушкина и оперы Мусоргского?

3. Каков жанр оперы «Борис Годунов»? Назовите главных действу­ющих лиц.

4. Как развиваются в произведении Мусоргского его главные ли­нии — образы Бориса и народа?

5. В чем состоит новаторство композиторских приемов в опере?

6. Каковы излюбленные формы сольных вокальных номеров в опере?

7. Расскажите о содержании каждого действия, а также о музы­кальных характеристиках действующих лиц.

8. Каким певческим голосам поручены вокальные партии героев?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал