Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По следам княгини Ольги

А.А. АЛЕКСАНДРОВ

Информационно-аналитический журнал " Новая Прагматика" 3/2006 - апрель-май

https://culture.pskov.ru/ru/persons/object/19/publications/49

Псков и имя святой равноапостольной княгини Ольги тесно и неразрывно связаны в легендах, сознании жителей Псковщины и на страницах летописей, повествующих о ранней истории Руси. Так, древнейшая русская летопись – «Повесть временных лет» – впервые упоминает город Псков и Ольгу под 903 годом: «В лето 6411. Игореви взрастшу [и возмужавшу] и хожаше по Олзе и слушаше его и приведоша ему жену от Пльскова, именем Олгу [десяти лет], [и бе мудра, и смыслена и красна]; [от нея же родися сын Святослав]».

Попробуем проследить места летописного и легендарного пребывания святой княгини на псковской земле по современным приметам: названиям населенных пунктов и урочищ.

Известно, что у князя Игоря на севере были свои собственные обширные земельные владения, где он, по легенде, и познакомился со своей будущей женой Ольгой во время переправы на челноке через реку Великую. По легенде ХVI века, это произошло в Выбутах, на перекрестке водного и сухопутного (броды) путей. Здесь, в окрестностях погоста Выбуты, имеется 19 пунктов, связанных преданиями с княгиней Ольгой.

Первый пункт на родине княгини Ольги – это место бывшей «веси» – деревни Выбуты, где стоит каменная церковь ХV века во имя Пророка Ильи. По местному преданию, первая деревянная выбутская церковь Х века «тремя годами старше самого Пскова». Основание этой ранней церкви предание приписывало княгине Ольге; по тому же преданию, в Выбутах хранились сани княгини.

По сведениям местных жителей, немного выше по течению от выбутской церкви, у кладбища, под обрывом берега реки лет 50 назад лежал Ольгин камень – валун. На камне был выбит «след Ольги» – отпечаток босой ступни с изображением пальцев ноги. По описаниям размер соответствовал детской ноге. К сожалению, камень не сохранился.

В 300 метрах к северу от юго-западной окраины современной деревни Бабаево находятся остатки разрушенного главного Ольгиного камня – традиционного места поклонения местных жителей. По старым картам и спискам, здесь находилась небольшая деревня Беклеши, которая позднее вошла в состав деревни Бабаево.

Описание этого места дал псковский краевед и историк Н.К. Богушевский: «Не более как в 150 саженях к северо-востоку от Выбут – за деревенькой Беклеши – на пустынном низменном лугу, окруженном с трех сторон песчаными холмами, покрытом огромными обломками и изрытом глубокими ямами, возвышается громадная гранитная глыба – продолговатой формы, имеющая в длину до восьми, а в высоту и ширину до трех аршин. Глыба эта считается святою и называется «Ольгиным камнем». Почему эта громадная скала считается святою и носит имя Ольги, – я никак не мог узнать». С камнем связаны различные предания о княгине Ольге как о воительнице или строительнице моста. Есть еще одна легенда о камне: он будто бы принесен Ольгой во время построения храма в знак ее желания, чтобы храм был на другом месте. На каком – легенда не говорит.

Старшее поколение хорошо помнит Ольгин камень, над которым стояла часовня. При этом говорили, что на камне был след – один отпечаток босой ноги, на котором были различимы вмятины от пятки и пальцев, и этот след оставила княгиня Ольга. Рассказывают, что Ольга сидела на камне и оставила след босой ноги, что след был как будто закапан кровью, – очевидно, так размещались в следе красные вкрапления гранита. След был небольшой, по размеру детский или женский. Другие утверждают, что было два следка Ольги на камне и даже отпечаток скомканного платья княгини – на том месте, где она, по преданию, сидела на камне.

В 1868 году был учрежден и совершен первый крестный ход из Пскова до Выбут с молебном на Ольгином камне, а в 1886 году Псковским археологическим обществом – в память 1000-летнего юбилея рождения княгини Ольги в 1883 году – над камнем была построена кирпичная часовня с крестом. С того времени это место стало называться не только «Ольгин камень», но и «Ольгин крест».

Сейчас от этого высокого камня сохранилась только его нижняя часть. Это серого цвета гранит с темными и белыми включениями большого количества кварца. Согласно геологическим наблюдениям, этот самый знаменитый из ольгиных камней валуном не является, а представляет собой выступ гранитной скалы, пробившей снизу известняки и вышедшей на поверхность.

Рядом с остатками большого Ольгиного камня местные жители показывают еще один камень, на котором, по легенде, также сидела княгиня Ольга.

По словам местных жителей, еще один Ольгин камень находился на западной окраине деревни Бабаево. Размеры его были невелики, и он был перемещен в сторону главного Ольгиного камня. Здесь, на пути к главному Ольгиному камню, слева от тропинки в группе передвинутых камней лежит небольшой валун – типичный камень-следовик с имитацией отпечатка следа небольшой ноги. Возможно, это камень с окраины Бабаево.

К юго-западу от деревни Покрутище когда-то находилось село Покровское. Вот его описание, сделанное более ста лет назад: «В четырех верстах выше Выбут, на берегу реки Великой, живописно расположено село Покровское. По преданию, это село составляло частную собственность («отчину») святой Ольги. Тут стоял когда-то монастырь, ею же основанный, который, будучи осквернен «Литвой поганой», был смыт рекою или провалился в реку. Достоверно то, что в часовне села Покровского сохранилось много древних икон, перенесенных туда из монастырской церкви перед разрушением ее рекою, а в самой реке часто находят каменные кресты, тесаную плиту и проч.».

В полутора километрах ниже Выбут, по обе стороны Богдановского (или Шацкого) острова, известны: речная протока Ольгины Слуды и протока Ольгины Ворота или, иначе, Ольгин Рукав. В этом месте, по преданию, Ольга перевезла в челноке через реку великого князя Игоря.

Выше острова в реке старожилы показывали еще один Ольгин камень. По преданию, когда святая Ольга купалась в реке, то после купания отдыхала на этом камне.

Еще ниже по течению реки, на левом берегу расположена деревня Пристань. Здесь, по местному преданию, Ольга воспитывалась у богатой тетки. Интересно, что в скандинавском мире в IХ-Х веках был обычай: даже очень знатные люди отдавали своих детей на воспитание к людям менее знатным. Это считалось полезным для формирования их характера. Вспомним, что и отец, и мать Ольги – «...от рода Варяжска», то есть скандинавы.

Самое большое количество преданий связано с деревней Волженец (Ольженец) на правом берегу реки Великой. Между деревнями Волженец на правом берегу и Кузнецово – на левом и поныне существует главный брод через реку, который в конце ХIХ века назывался «Литовским». Краевед Н. К. Богушевский пишет: «Народное предание указывает на две местности в Выбутском приходе, как на места, где родилась святая Ольга: на деревню Гору или Горку, расположенную на правом берегу реки Великой, против Выбутской приходской церкви, и на деревню Выдру – Волжино – Ольжино тож – деревню, находящуюся в двух верстах (вверх по течению реки) выше Выбут.

В деревне Горка «память» о святой Ольге далеко не так распространена, как в деревне Выдре: поэтому и потому, что в Выдре (Волжиной тож) сохранились различные предметы, носящие имя св. Ольги, – а в Горе их совсем не оказалось, – я считаю более справедливым признать за деревней Волжиной честь называться родиной святой Ольги. К тому же само название деревни «Вольжино» есть явное искажение названия «Ольгино». По сказанию священника села Выбуты Николая Троицкого, в Выбутских метрических книгах конца прошлого столетия деревня Выдра называется иногда «Ольгиной», а иногда «Вольгиной» и «Вольжиной». Выдрой называется только с недавнего времени, а именно с той поры, когда деревня Волжино, распространившись вдоль берега реки, соединилась с маленькой деревенькой Выдерой или Выдрой».

В районе деревни Волженец до сих пор сохранилось довольно много мест, названия которых связаны с именем княгини Ольги. Рядом с деревней видны остатки прямоугольного известнякового фундамента постройки, носившей название «Ольгина церковь» или «Ольгин дворец». Крестьяне считали это место святым, не распахивали его – хотя оно было посреди поля, – и намеревались построить на развалинах часовню в честь святой благоверной великой княгини Ольги. Тут же где-то находились сад и погреба великой княгини, «наполненные золотом и серебром», однако видеть их можно только в ночь на Ольгин день (11 июля по старому стилю)... Предание сообщает, что святая Ольга была «великая волшебница»... и наложила на свои сокровища и сады чары, превратившие ее «любимую усадьбу» в «усадьбу-невидимку».

Рядом с «дворцом» находились древнее кладбище и группа курганов, в которых иногда находили «…черепа, кости и обломки доспехов и оружия». На берегу реки из-под отвесной известняковой скалы струится прозрачный источник – так называемый «Ольгин ключ». Сюда, по преданию, святая, будучи еще крестьянской девицей, ходила за водой и умывала в нем каждое утро «свое светлое личико». С той поры источник приобрел лечебные свойства: исцелять верующих, умывших в нем лицо и глаза и опустивших в него какую-либо медную или серебряную монету. Вода лечила от всевозможных глазных недугов – и даже от слепоты.

Этот источник существует и поныне. Со стороны деревни к нему ведет крутая ступенчатая лесенка.

Деревня Паничьи Горки или Горка, наряду с Выбутами и Волженцом, также претендовала на роль «узкой» родины княгини Ольги.

Еще одно предание гласило, что родиной святой Ольги являлась деревня Ерусалимская, рядом с которой находятся сопки со своеобразным обрядом, имеющим скандинавские аналогии, и вещами Х века.

Далее, еще ниже по течению Великой, находится упоминаемая в летописи под 1394 годом деревня Ольгина Гора. Пришедшие тогда на Псков с войной новгородцы после восьмидневной осады ночью побежали прочь от Пскова, бросая стенобитные орудия. Псковичи их преследовали, «и тогда оубиша копорского Иоана под Ольгиною Горою, а инех многых избиша на Выбуте, а инех руками яша». Иоанн – копорский посадник – это, вероятно, один из предводителей захватчиков, выборный руководитель одной из крупнейших новгородских крепостей – Копорья.

Итак, Ольгина Гора в летописи – это, скорее всего, деревня Гора (Горка, Паничьи Горки). Она могла быть названа так по сопке на берегу. Деревня эта, наряду с другими тремя, претендовала на роль «узкой» родины княгини Ольги.

Наличие многочисленных географических названий, связанных с именем княгини Ольги в районе Выбут, закономерно наводит на вопрос: существуют ли они достаточно долго, так, что их можно связать с временами княгини Ольги, или нет? Сейчас можно утверждать, что речь идет об устойчивой «ольгинской» номинации в названиях здешних мест. При этом можно заметить, что эта топонимика здесь продуктивна, то есть она и ныне воспроизводит сама себя. Это предполагает наличие очень давней и устойчивой традиции, без которой такое явление было бы невозможно.

В 8 км к северо-востоку от деревни Ерусалимская, на берегу реки Черехи находится деревня Будник, где, по местному преданию, также жила княгиня Ольга и где родился князь Владимир I, Креститель Руси. Судя по всему, это место имеет непосредственное отношение к летописной Будутиной веси, то есть деревне, и кроме того, связано с давним псковским представлением о рождении здесь не только святой княгини, но и ее великого внука. Впервые весь Будутина упоминается в летописи под 970 годом в связи с рождением князя Владимира: «…и бе рождение Володимеру в Будутине веси, томо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи даде его святей Богородици».

Краевед Н.К. Богушевский сообщает: «Как на место родины Великого Князя Владимира крестьяне указывают на булыжный камень на самом берегу реки Черехи».

Камень считался святым; предполагалось соорудить здесь часовню, но проект не был осуществлен. На камне усматривали след Божьей Матери. По воспоминаниям, святой считалась и вся деревня. Камень – небольшой гранитный валун, верх которого обожжен. Прослеживается изображение креста и углубление, напоминающее след ноги. Из-за сильной обожженности гранит камня крошится. Ныне рядом с камнем установлен памятный крест, а в самой деревне – часовня.

В 4 км к юго-востоку от Будника, на берегу речки Дубины, известна деревня Плаксино, которая, по рассказам старых людей, также была связана с княгиней Ольгой. Сведения эти восходят к преданию середины ХIХ века. Археологические данные говорят о том, что это место было заселено давно, поскольку на другом берегу речки известна сопка IX-X веков.

От Будника шел водный путь вверх по реке Черехе, где в 22 км на правом берегу этой реки находится старинный псковский погост Виделебье с церковью. Первоначальная церковь на этом месте была, по преданию, построена при княгине Ольге.

Некоторое количество ольгинской топонимики выявлено на территории самого города Пскова. Предания, записанные в XVII веке, связывали с деятельностью княгини Ольги основание первого Троицкого собора. В основном, эти сведения опираются на упоминание в «Книге Степенной царского родословия», где говорится о создании Ольгой на территории псковского Крома «церкви Святыя Живоначальныя Троица». Краеведческая традиция относила основание здесь первой церкви к 948, 957 или к 963 году. Откуда взяты даты основания – неизвестно; современная версия предполагает основание первого храма на месте современного Троицкого собора между 920-м и 930-м годами.

О пребывании Ольги в Псковской земле и на соседних территориях упоминает летописец Переяславля Суздальского: «И иде Олга по Деревстей земли с сыном своим, урокы уставляющи и суть становища ея и ловища и до сего дни. И прииде в Киев и пребыв лето едино и устави погосты, поиде к Новугороду и по Мсте устави погосты и дань и оброки и ловища ея и сии час по Лузе и по земли и пересыти и знамения и погосты. И сани ея в Плескове и по Днепру перевесье, по всем рекам и по Десне и есть село ея Олжичи и се время». Другие списки летописи добавляют сюда реку Полу и Ладожское озеро.

Несомненно, это известный летописный вояж Ольги на север в 947 году. Вероятно, земли по рекам Мсте, Луге, Поле и Ладоге, а также Псков и его окрестности и составляли земельный домен княгини Ольги на севере, и все новшества, которые вводились в 947 году, коснулись именно этой территории.

То место летописи, где упомянуто «... и сани ея в Плескове», издавна привлекало внимание историков. В одном из списков летописи вместо слова «сани» читается «сени». Известно, что древнерусские сени – это отдельная столбовая летняя постройка. В средневековом Пскове ХII века вполне могли возвышаться сени, связываемые с княгиней Ольгой. Сени стояли не отдельно, а в составе усадьбы в пределах застройки города в Х веке. Согласно этой версии, у княгини Ольги могла быть во Пскове собственная усадьба, что реально. Дубовая деревянная постройка – сени – вполне могла сохраняться во времена летописца, что также вполне представимо.

Впрочем, роскошные сани в IХ-Х веках тоже существовали. Так, в Норвегии, при раскопках большого королевского кургана были найдены украшенные великолепной деревянной резьбой сани – настоящее произведение искусства.

В пользу каждой из двух версий есть свои «за» и свои «против». Правда, Новгородская летопись пишет об Ольге: «... а санки ея стоять во Пскове и до сего дни». Именно «санки», а не «сани» или «сени».

Интересно, что имея дело с ольгинской топонимикой, мы одновременно имеем дело с очагами ее продуктивности, самовоспроизводства, то есть живой длительной традиции. В Пскове в конце ХIХ века указывали «дворец Ольги» или Тиунскую палату. Она была построена в 1691-1698 годах, и в данном случае это либо перенос ольгинского топонима на новую постройку с какого-то старого объекта, либо возникновение нового топонима в конце ХIХ века.

Предания связывали в Пскове с именем княгини Ольги также постройку первоначальной Власьевской церкви в 970 году. Можно допустить, что эта церковь могла быть только заложена по распоряжению Ольги, поскольку княгиня скончалась в 969 году.

На территории самого города Пскова ольгинская топонимика обычно приурочена к берегам Великой. Но один топоним расположен довольно далеко от берега реки – на Романовской горке, где в саду барона Медема в середине ХIХ - начале ХХ века возвышались развалины третьих палат Меншиковых, которые известны псковичам как «Дворец Марины Мнишек». Другое название этого места – «Ольгина Расправа». По преданию, здание палат как раз и занимает место «Ольгиной Расправы».

Здесь, на Романовской горке, вблизи от «Ольгиной Расправы», в 1989 - 1991 годах археологические раскопки выявили в нижней части культурного слоя, на материке, остатки погребений по обряду сожжения на стороне, датируемые Х веком, следы современного могильнику поселения и культовый камень. Была найдена скандинавская вещь – пряжка от поясного ремня с орнаментом.

Поскольку княгиня Ольга, судя по всему, была верховным сюзереном и судьей здешних мест в первой половине и середине Х века, то нельзя исключать того, что топоним «Ольгина Расправа» вполне может отражать истинное положение вещей на то время. Так древние названия городских частей неожиданно находят подтверждение, основанное на новейших археологических данных.

Остальные ольгинские пункты города Пскова расположены на Завеличье, вдоль левого берега Великой. Кроме того, существовало предание о том, что святая княгиня останавливалась около Мирожского монастыря.

Но наиболее известно место на набережной реки Великой: там, где стояла старая Ольгинская часовня, а ныне на ее месте поставлена новая. Здесь же, под часовней, из крутого известнякового берега вытекал Ольгин ключ, источник, из которого верующие пили воду и протирали ею глаза для излечения. Часовня была известна в народе под именем «Ольга российская». По преданию, именно с того места, где сейчас стоит железный крест, княгиня Ольга видела три солнечных луча над кромским холмом, и именно здесь ею был поставлен деревянный дубовый крест. Здесь же она пророчествовала об основании Троицкого собора и самого города Пскова.

Княгиня Ольга останавливалась на левом берегу где-то напротив устья Псковы. В позднейшее время на левом берегу Великой здесь находился Ильинский монастырь, известный в XVI веке и упраздненный в 1786 году. Эта точка находится «на устии» – напротив устья Псковы. А вот видела лучи над Кромом и произносила пророчество Ольга на другом месте – там, где стояла Ольгинская часовня, и где ныне – памятный крест. Между этими пунктами всего несколько сотен метров.

Сейчас место Ильинского монастыря занято деревянной застройкой. Это хорошо выраженное мысовое городище с валом на краю площадки с напольной стороны и с рвом перед ним. Судя по находкам, оно было во время жизни княгини Ольги. Здесь и могла остановиться княгиня.

Археологические раскопки на Псковском городище показали, что на площадке псковского Крома с конца VIII до начала Х века было раннеславянское поселение. Это также свидетельствует в пользу того, что Ольга останавливалась на левобережье Великой, поскольку кромский холм был занят славянским поселением – Ольга же была скандинавкой.

В латвийском предании говорится о некой Синей Горе, под которой был источник, пришедший туда из Пскова от Ольгиного ручья. Таким образом, в городе Пскове был некий Ольгин ручей, но где он находился – неизвестно. Едва ли это мог быть известный Ольгин ключ, который ручьем никогда не был.

Рядом с Псковом, в поселке Любятово, в реке Пскове лежит почитаемый камень с изображением следа. Называют его «след княгини Ольги».

Теперь, оставив за спиной Псков, двигаемся дальше вниз, по течению Великой вдоль цепочки единичных ольгинских топонимов до впадения реки Великой в Псковское озеро.

В окрестностях Снетогорского монастыря, ближе к устью реки Великой, находилась замечательная по своему названию деревня Перино или Ольгин Городок.

Топоним «Перынь» интересен тем, что воспроизводит имя Перуна – бога-громовержца в славянской мифологии. Впрочем, на месте бывшей деревни Перино никаких остатков укрепленного городка не обнаружено, есть только топоним.

Далее вниз по течению, на левом берегу реки Великой расположена деревня Житник (Житницкий Двор, Житницкий Дворец) или Ольгин Дворец, ныне деревня Дворицы.

Наконец, между деревнями Щиглицы и Устье находился Ольгин Городок. О том, что на этом месте действительно было городище, указано в материалах анкет Псковского археологического общества. Уже тогда, в начале ХХ века, это место было сильно распахано.

Близ устья реки Великой идущая от Выбут цепочка ольгиных топонимов на водном пути прерывается и далее возобновляется только в районе Гдова, образуя гдовско-нарвскую цепочку ольгинской топонимики.

В районе Изборска также существуют названия, связанные с именем княгини Ольги. Так, к западу от него была известна деревня-однодворка Ольгина Роща. Правда, преданий, связанных с этим местом, не известно. Даже точное место этого исчезнувшего хутора выяснить уже невозможно. А в самом Изборске, по старым сведениям, отыскивался топоним «Ольгина Могила», конечно же, связывавшийся с именем Ольги. На территории Изборска есть и другой топоним – «Ольгино», но преданий, связанных с этим местом, не сохранилось.

К северу от Пскова, справа от гдовского шоссе есть деревня Ольгино Поле, в которой имеется часовня с Ольгиным древним священным камнем с двумя следами ступней на нем, которые, по преданию, оставила княгиня Ольга, когда шла воевать и наступила на этот камень. Рядом, по преданию, был ключ, но засорился, так что когда-то под камнем была вода. Рассказывали, что был здесь и крестный ход.

Еще севернее, слева от этого же шоссе, напротив деревни Спасовщина известен святой источник – Ольгин Ключ.

Дальше к северу расположен город Гдов, который по легенде, изложенной В.Н. Татищевым, был дан Ольге по вдовстве и получил название Вдов или Гдов. Хорошо известно, что название Гдова – иного, куда как более раннего происхождения, однако легенда дает здесь еще один ольгинский топоним, не известный больше ни по каким данным.

К северу от Гдова есть сведения о старой Ольгиной часовне в селе Кануновщина, на месте которой была построена новая.

Еще в полукилометре севернее находится деревня Каменный Конец, где существует предание о том, что именно здесь княгиня Ольга получила весть о гибели князя Игоря и горько причитала у большого камня: «Вот и пришел конец».

При истоке реки Наровы из Чудского озера на правом ее берегу расположена деревня Скамья, которая названа так будто бы потому, что при проезде на ладье из Чудского озера княгини Ольги местные жители вынесли ей скамью – посидеть.

Затем, на правом берегу Наровы, расположен погост «Ольгин Крест» или «Волгин Крест». По преданию, здесь на пороге перевернулся челн княгини Ольги, но она выплыла на правый берег и в честь своего спасения велела поставить крест, а затем и церковь. До 1944 года здесь существовал Никольский каменный храм ХV века с приделом святой Ольги и вмурованным в его стену Ольгиным каменным крестом. Рядом при церкви имелась деревянная часовня во имя святой Ольги, стоявшая над камнем «в виде седалища»; сам камень доныне не сохранился. Возможно, это был древний языческий поклонный камень с выемкой, напоминающей сиденье. На выемку язычники клали жертво-приношения.

Кроме того, по данным 1880-х годов, в 200- 300 саженях к северу от церкви в «Ольгином Кресте» показывали место под названием «Ольгин Зверинец». По-видимому, это место называлось также «Ольгины Ловли». Еще одно местечко – «Зверинец» – показывали несколько в другом месте – на нарвских порогах, где в реку Нарову впадают Теплый и Каменный ручьи. Это место также связывалось с преданиями о том, что Ольга забавлялась здесь ловлей зверей. Ниже по течению на правом берегу расположена деревня Степановщина; с этой деревней также связано предание о княгине Ольге.

По левому берегу Наровы находится деревня с говорящим названием Князь-Сел, по-эстонски – Кунингакюля. Здесь было записано предание, что княгиня Ольга, прежде чем переехать реку по пути на погост «Ольгин Крест», останавливалась в шалаше на горушке.

Далее, ниже по течению, уже на эстонской территории расположен Нарвский погост, где в часовне хранился «…из древности камень, на котором, по преданию, имела отдохновенье (сидела) св. Ольга, во время обозрения сей страны, тогда дикой и пустынной».

Наконец, к северо-западу от Нарвского погоста, в стороне от реки, также на эстонской территории расположена деревня Ольгино, предания о которой не известны. Дальше река Нарова впадает в Балтийское море. Вместе с нею исчезает цепочка географических названий, связанных с именем святой княгини.

Если нанести всю цепочку географических названий на карту, становится видно, что ольгинская топонимика точно соответствует части водного пути от Выбут до Балтийского моря, и этот путь проходил вдоль восточного побережья Псковского и Чудского озер. Судя по археологическим данным, эта водная дорога стала активно функционировать не позднее Х века, но была известна и ранее.

Итак, это подтверждает представление о том, что в Х веке администрация княгини Ольги уже обладала отлаженной системой водных коммуникаций от Пскова до устья реки Наровы – в точности по тем местам, где прослежена ольгинская топонимика наряду со скандинавскими вещами.

С деятельностью княгини Ольги предание связывает и город Луки (Великие Луки), расположенный на основном водном транзитном пути «из варяг в греки» – на реке Ловать. Это предание подробно изложил писатель А.Н. Мошин в брошюре «Легенды Великих Лук», изданной в 1915 году. Сообщается, что княгиня Ольга с 10 по 12 июля 961 года останавливалась на месте Великих Лук проездом из Пскова и Новгорода с многочисленной свитой и дружиной и крестила желающих. Там же она произнесла пророчество о будущем этого города.

На территории Псковской области известно 50 пунктов, которые либо носят названия типа «Ольгино», либо – иные названия, связываемые легендами с деятельностью княгини Ольги. Все три очага ольгинской топонимики и предполагаемый четвертый – изборский – размещаются на территории земельного домена Ольги – там, где с этими названиями соотносятся предания о жизни и деятельности княгини.

Так в географических названиях окрестностей Пскова уже более тысячелетия живет память о происходившей отсюда великой княгине Ольге – жене князя Игоря, одной из замечательных женщин в истории России, скандинавской предводительнице, русской княгине, по церковному преданию – первой христианке княжеского дома, воспитательнице будущего Крестителя Руси великого князя Владимира I.

Анатолий Александров, историк, археолог

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Твержу я наизусть. | Мальбек Премиум Альта Виста
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал