Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные науки 4 страница. 93 Там же. — С. 328. — Понятие «ноосфера» введено Ле-Руа совместно с П
92 Там же. 93 Там же. — С. 328. — Понятие «ноосфера» введено Ле-Руа совместно с П. Тейяром де Шарденом в 1927 г. 94 Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. — С. 329. 95 Шарден, П. Тейяр де. Феномен человека. — С. 181. Человек как предмет познания новая эра. Земля " меняет кожу". Более того, она обретает душу»96. Вот почему, связывая воедино ноосферу и историческое существование человечества, П. Тейяр де Шарден приходит к выводу, что «человек не статический центр мира», как он долго полагал, а «ось и вершина эволюции, что много прекраснее»97. Однако ноосферу как геологическое явление нельзя объяснить лишь процессом эволюции и резким увеличением ее цефализации на высших этапах филогенеза. Сам П. Тейяр де Шарден принужден был учитывать не только прогресс мысли, но и мощь практического воздействия мыслящего человечества на окружающую природу. Однако он рассматривал это воздействие лишь как приложение мысли и, естественно, был весьма далек от материалистического понимания мышления и самой человеческой практики, преобразующей природу. Лишь диалектический и исторический материализм создали основу для подлинно научного понимания воздействия человечества в ходе его исторического развития на природу окружающего мира. Современная наука и практика гигантских преобразований природы показали справедливость марксистско-ленинского понимания связей между человечеством и природой98. На этой основе значительно перестроилась современная физическая география, которая все больше учитывает воздействие хозяйственной жизни, техники и культуры на природные процессы, на жизнь биогеносферы и стремится предвидеть последствия их вмешательства в развитие природы. По поводу этой новой задачи физической географии И. М. Забелин замечает, что она имеет исключительное значение и может быть успешно решена с помощью математики и кибернетики. Вместе с тем он считает необходимым создание новой пограничной дисциплины, объединяющей физическую географию и социально-экономические науки, — натурсоциологии. «Прогноз общественных последствий предполагает, — пишет автор, — не только предупреждение отрицательных последствий, но и учет, планирование последствий положительных. При планировании на высоко научной основе всего процесса взаимодействия природы и человека в будущем несомненно удастся так наладить взаимосвязи в системе «природа—автоматический процесс», что природа будет получать от человека и соответственно возвращать ему почти исключительно положительные импульсы, способствующие общественному прогрессу. Таким образом, прогноз общественных последствий и есть по сути дела управление взаимодействием человека с природой, что и даст право именно так определять натур-социологию»99. Эта мысль И. М. Забелина представляется нам весьма плодотворной. На границах между естествознанием и общественно-историческими науками такая дисциплина действительно возникает в наше время в процессе изучения и регулирования связей «человечество—природа». В этих связях И. М. Забелин обнаруживает важный психологический аспект, объединяющий, казалось бы, столь далекие друг от друга дис- Шарден, П. Тейяр де. Феномен человека. — С. 181-182. Шарден, П. Тейяр де. Феномен человека. — С. 38. См., например: Худушин Ф. С. Человек и природа. — М.: Политиздат, 1966. Забелин И. М. Физическая география и наука будущего. — С. 58. Глава 2. Становление системы человекознания циплины, как физическая география и историческая психология. По существу говоря, в плане натурсоциологии, а не только социологии и политической экономии строятся далеко идущие научные прогнозы и теоретические основы перспективного планирования гигантских преобразований природы в будущем. Использование наук в целях общественного прогресса осуществляется путем открытия новых источников энергии (осуществления термоядерной управляемой реакции, превращения солнечной энергии в электрическую с КПД, несколько превышающим тот, который имеет место в растениях, использования подземного тепла магмы и т. д.), создания колоссального количества материалов для промышленности (особенно синтетических продуктов органического синтеза, так называемых полимеров), автоматизации производственных процессов с помощью кибернетики и радиоэлектроники, грандиозного увеличения продовольственных ресурсов (повышения урожайности и эффективности животноводства), использования мирового океана для изыскания новых продовольственных ресурсов и т. д.100 На основе расчета потенциального роста потребностей человечества в продовольственных ресурсах, демографических прогнозов и предвидимого будущего самого естествознания создаются важные концепции, направленные на активизацию и регулирование связей «человечество—природа»101. В конечном счете все гигантское совокупное приложение естествознания к этим связям в процессе социально-экономического развития и технического прогресса составляет реальное содержание великой проблемы ноосферы. В последнее десятилетие возникла как позитивная область естествознания, техники и общественных наук новая форма связи «человечество—природа» — освоение космоса. С осуществлением программ запуска искусственных спутников Земли и космических кораблей с людьми, с началом новой, космической эры жизни человечества, открытой советской наукой, техникой и героической плеядой космонавтов, связана крупнейшая веха развития современной науки. Ноосфера и освоение космоса — две наиболее активные формы отношения человечества к природе. Как и изучение ноосферы, теоретическое и практическое освоение космоса с самого начала носит комплексный характер, объединяющий многие группы наук, начиная с астрономии, кончая социальной психологией (научными основами комплектования экипажа космических кораблей) и теорией международного права. Исследование мирового пространства и инженерное решение проблем космических полетов сочетаются с всесторонним изучением новых проблем биологии и медицины, возникших при подготовке человека к этим полетам, и исследованием их влияния на человека102. 100 См., например: Семенов Н. Н. Наука и общественный прогресс // Какое будущее ожидает человечество: 101 Лов, П. А. Шомбер де. Рост потребностей и эволюция человечества // Там же. — С. 292; Томсон Д. Пред 102 См., например: Исследование мирового пространства. — М.: Физматгиз, 1959; Штернфельд А. От искус Человек как предмет познания Огромная научная литература по различным аспектам и проблемам освоения космоса отражает не только стремительные темпы развития отдельных наук в исследовании мирового пространства и человека в космических полетах, но и высокую полезность междисциплинарных связей для научно-технического прогресса. Опыт научного развития за последние десятилетия вместе с тем показал, что становление системы человекознания сопровождается созданием новых фундаментальных областей общего естествознания, граничащих с человекознанием и историей. Эти области междисциплинарных связей сосредоточены вокруг четырех проблем, кратко рассмотренных нами в настоящем разделе. Схематически проблемы отношений «природа—человек» и «человечество—природа» можно изобразить так, как показано на рис. 4. Рис. 4. Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа—человек» и «человечество—природа»
Глава 2. Становление системы человекознания 5. Науки о человеке как индивиде и его онтогенезе До сих пор мы рассматривали структуру научного познания человека как вида (Homo sapiens) и как человечества в его историческом существовании. Фундаментальные основы современной системы человекознания складываются именно в этих двух гигантских констелляциях научных дисциплин, сосредоточенных вокруг общих проблем человекознания. На границах с ними, как мы видели, дифференцируются такие крупнейшие центры современного естествознания и науки в целом, как проблемы био-геносферы, ноосферы и освоения космоса. Однако было бы серьезной ошибкой полагать, что всех охарактеризованных междисциплинарных объединений, специализирующихся на изучении проблем Homo sapiens и человечества, достаточно для научного познания человека. Они составляют лишь основу системы человекознания, включающей еще ряд комплексов наук о человеке как индивиде и личности, субъекте и индивидуальности. Рассмотрение всех этих комплексов, хотя бы в самом кратчайшем виде, позволит нам понять современное осуществление принципа единства теории и практики применительно к познанию законов человеческого развития и управлению ими в интересах общества и личности. Поскольку мы имели раньше возможность охарактеризовать структуру человека как индивида и междисциплинарные связи в ее изучении103, достаточно ограничиться схематическим изображением классификации наук в этой области соответственно основным ее проблемам (рис. 5). Феномены онтогенетической эволюции человека — возрастные и половые, кон-ституциональные104 и нейродинамические105 свойства, взаимосвязи между которыми определяют более сложные образования индивида: структуру потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков, составляющих природную основу личности106. Взаимосвязи этих свойств индивида разнообразны. Так, например, темперамент не является свойством отдельного органа (его реактивности), тем более отдельных клеток (в том числе и нейронов). Этот феномен является интегральным производным всей структуры 103 Ананьев Б. Г7 Важная проблема современной педагогической антропологии (Онтогенетические свой 104 Уильяме Р. И. Биохимическая индивидуальность. — М.: ИЛ, 1960; Кречмер Э. Строение тела и харак 105 Павлов И. П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах // Поли. собр. соч. — 106 См., например: Мирзоян Э. Н. Индивидуальное развитие и эволюция. — М: Изд. АН СССР 1963; Равен X.
Рис. 5. Схема основных проблем и наук о человеке как индивиде и его онтогенезе логии плода и новорождинюго. — М.: Медицина, 1966; Исраэлян Л. Г. Анатомо-фиэиологические даты детского возраста. — М: Медгиз, 1959, Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. — М.: Мед-гиз, 1962; Развитие мозга ребенка: Сб. — М.: Медицина, 1965; Регуляция вегетативных анимальных функций в онтогенезе: Сб. — М.: Наука, 1966; Тих Н. А. Ранний онтогенез поведения приматов; Лады-гина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. — М., 1935; Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1959; ЭльконинД. Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз, I 9 6 0; И з у ч е н и е р а з в и т и я и поведения детей: Сб. — М.: Просвещение, 1966; Пархои К. И. Возрастная биология. — Бухарест: Меридиан, 1960; Основы геронтологии. — М.: Медгиз, 1960; Нагорный А. В., Никитин В. Н., Буланкин И. Н. Проблемы старения и долголетия. — М.: Медгиз, 1963; Бурльер Ф. Старение и старость. —М.: ИЛ, 1962; Вопросы геронтологии и гериатрии: Сб. — М.: Медгиз, 1962; Давыдовский И. В. Геронтология. — М.: Медицина, 1966; Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. — Л.: Изд. ЛГУ, 1965. Глава 2. Становление системы человекознания индивида, эффектом совокупного действия его более общих свойств. Упрощенное толкование этого сложного феномена индивида в недавнем прошлом выражалось в отождествлении темперамента с гуморально-эндокринной реактивностью организма и определении темперамента как функции телосложения (конституционального типа) и его гуморальной регуляции. Отсюда широко распространенные в 20-30-х годах представления об однозначных зависимостях темперамента от телосложения. Однако с каждым новым успехом физиологического исследования типов нервной системы животных и человека обнаруживалась несостоятельность такого взгляда, так как основные характеристики темперамента ближе всего коррелировали с основными параметрами типов нервной системы. Теоретически значительно более обоснованными явились представления о том, что именно нервная система — тот субстрат, который непосредственно определяет психофизиологические характеристики поведения. Вместе с тем типические особенности нервной системы обособлялись от общесоматических особенностей индивида и его эндокринно-биохимических характеристик, от общего типа метаболизма и морфологических особенностей структуры организма в целом. При идентификации темперамента с типом нервной системы оказывалось, что, эмоциональность, сенситивность и другие характеристики темперамента непосред-ствекнр не связаны с организмом как целым. Рассмотрение темперамента как однозначной функции типа нервной системы является, таким образом, недостаточным. Относительной оказалась и нейродинамическая обусловленность темперамента, равно как раньше была обнаружена аналогичная относительность конституциональной его обусловленности. Очевидно, темперамент обусловлен не только нейродинамичес-кой организацией головного мозга, но и структурно-динамическими особенностями организма в целом. То же можно сказать и о структуре органических потребностей, связанных не только с безусловными рефлексами (пищевыми, половыми, защитными и т. д.), но и с более общими характеристиками метаболизма всех систем, органов и тканей организма. Механизм органических потребностей может быть прослежен в современных условиях не только до клеточного, но и до молекулярного уровня включительно. Однако общая структура этих потребностей, их взаимодействие и динамическая иерархия существуют лишь на уровне организма в целом, определяя мотивацию поведения. И структура органических потребностей, и темперамент могут, следовательно, рассматриваться как природные свойства высокого уровня (по интеграции). Вместе с тем их можно определить как вторичные свойства, истоками которых являются более общие природные свойства, функционирующие на всех уровнях—от молекулярного до организма в целом. Особый интерес к темпераменту и структуре органических потребностей объясняется тем, что они являются природными основаниями характера, эмоций, мотиваций поведения и т. д. Однако с признанием бесспорного факта вторичности, производности этих природных свойств особую важность приобретает вопрос о тех первичных свойствах или особенностях человеческой природы, взаимодействия которых определяют темперамент и задатки, мотивацию элементарных действий и их тонус, общее во всех первичных свойствах человека как Человек как предмет познания индивида, заключенное в их генетической обусловленности. Особый интерес представляют исследования генотипической обусловленности первичных природных свойств человека, к которым относятся, как указывалось выше, общесоматические (конституциональные) и нейродинамические свойства человеческого организма. Примыкает к конституционально-нейродинамическим свойствам и функциональная геометрия тела в виде симметрии или асимметрии структурно-динамических характеристик организма и отдельных органов (особенно двигательных и сенсорных). Правшество, левшество, амбидекстрия — явления одновременно конституциональные и нейродинамические. Эти три группы природных свойств (конституциональные, нейродинамические, билатеральные — особенности симметрии организма) образуют класс первичных свойств, которые можно назвать индивидуально-типическими. Несомненна зависимость вторичных свойств (темперамента, структуры органических потребностей и т. д.) от этого класса первичных свойств, именно от совокупности индивидуально-типических свойств в целом, а не от отдельно взятых (конституциональных или ней-родинамических). Отметим кстати, что каждое из входящих в этот класс первичных свойств оказывается одним из источников образования различных вторичных свойств. Это доказано в отношении типологических свойств нервной системы, определяющих, с одной стороны, темперамент, а с другой — задатки. Внутренние зависимости между природными свойствами, разумеется, всегда опосредованы зависимостями индивида от условий внешней среды (социальной, биологической, абиотической), но особенно важно подчеркнуть, что эти внутренние зависимости определены общей морфо-физиологической организацией человека как вида, причем безотносительно к расовым, возрастным, половым и другим антропологическим особенностям. По отношению к этим особенностям конституциональные, нейродинамические и билатеральные особенности организации тела имеют частные значения индивидуально-типических вариантов единой природы человека как биологического вида, сформировавшегося в процессе социально-исторического развития. Но вид определяет индивид и его вторичные природные свойства не только этими индивидуально-типическими вариантами. Известно, что темперамент настолько изменяется в процессе индивидуального развития, что в науке многократно возникали предположения о возрастной его обусловленности и даже о тождестве его с психологической характеристикой возраста. Согласно таким взглядам,! темперамент есть состояние, а не константное свойство, и человек имеет столько темпераментов, сколько возрастных фаз он прошел. Это, конечно, сильнейшее преувеличение. В настоящее время известно, что существуют константы поведения, сохраняющиеся во всех возрастах и проявляющие себя с первых недель жизни до умирания. Однако возрастные изменения (в процессе роста и созревания, зрелости, старения) захватывают не только темперамент, но и лежащие в его основе конституциональные, ней-родинамические и функционально-геометрические свойства человека. Эти возрастные изменения характеризуют строго определенную фазность онтогенетического развития, обусловленную филогенетической эволюцией и историческим развитием человека. Глава 2. Становление системы человекознания 6. Науки о личности и ее жизненном пути В процессе воспитания как направленного воздействия общества на развитие человека формируется личность, сущностью которой, по классическому определению Маркса, является совокупность общественных отношений. В новейшей научной литературе исключительное внимание уделяется исследованию процесса «социализации индивида», понимаемого как становление личности. Признание общественной природы этого процесса и исторического характера существования личности объединяет самые противоположные направления психологии, социологии и философии. Однако в толковании самого общества и взаимодействий социального и биологического в природе человека противоречия весьма остры и непримиримы. В изучении человека как личности особо выделяются статус личности, т. е. ее полбжение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи в форме различных ролей; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих ее внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности101. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. — Т. 3; Ленин В. И. Государство и революция // Поли. собр. соч. — Т. 33; Человек и эпоха: Сб. — М.: Наука, 1964; Константинов Ф. В. Человек и общество // Там же; Мишин М. Б. Человек как объект философских исследовании // Там же; Федосеев П. Н. Гуманизм в современном мире / / Т а м же; Дроздов А. В. Человек и общественные отношения. — Л.: Изд. ЛГУ, 1966; Францов Г. П. Социалистический коллективизм и формирование личности // Социальные исследования: Сб. — М.: Наука, 1965; Инкельс А. Личность и социальная структура // Социология сегодня. Проблемы и перспективы: Сб. — М.: Прогресс, 1965; Колб У. Д. Изменение значения понятия ценности в современной социологической теории // Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория; Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. — Л.: Изд. ЛГУ, 1960; Его же. Личность и общество. — М.: Мысль, 1965; Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности// Социология в СССР: Сб. — Т. 1. — М.: Мысль, 1960; Миллер Р. Личность и общество. — М.: Прогресс, 1965; Труд и развитие личности: Сб. — Л.: Лениздат, 1965; Личность и труд: Сб. — М.: Мысль, 1965; Проблемы общественной психологии: Сб. — М.: Мысль, 1965; Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: Изд. ЛГУ, 1965; Льюис Д. Социализм и личность. — ИЛ, 1963; [Кон И. С]. Личность в философии и социологии // Филос. энцикл. — Т. 3; [Петровский А. В.\. Личность в психологии // Там же; Морено Д. Л. Социометрия. — М.: ИЛ, 1958; Мясищеа В. Н. Проблемы личности и советская психология // Материалы унив. психол. конф.: Сб. — Л.: Изд. ЛГУ, 1948; Его же. Основные проблемы и современное состояние проблемы отношений человека // Психол. наука в СССР: Сб. — Т. 2. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960; Его же. Личность и неврозы. — Л.: Изд. ЛГУ, 1960; Ковалев А. Г. Психология личности. — Л., 1963; Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. — Л.: Изд. ЛГУ. — Т. 1: Характер, 1957. — Т. 2: Способности, 1960; Крутецкий В. А. Проблема характера в советской психологии // Психологическая наука в СССР: Сб. - Т. 2. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1960; Вопросы психологии личности: Сб. - М.: Учпедгиз, 1960; Психология личности и деятельности дошкольника: Сб. — М.: Просвещение, 1965; Проблемы психологии личности и психологии труда: Сб. — Пермь, 1960; Склонности и способности: Сб. — Л.: Изд. ЛГУ, 1962; Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966; Пэрна Н. Я. Ритм жизни и творчества. — Л., 1925; Allport G. W. Perconality. Psychological Interpretation. — N. Y., 1937; Lewin K. Dynamic Theory of Personality. — N. Y., 1935; Kardiner A. The Individual and his Society. — N. Y., 1939; Eysenck H. The Scientific Study of Personality. — N. Y., 1950; Stem W. Person und Sache. — Bd. 2: Menschliche Personlichkeit. — Berlin, 1923. Рис. 6. Схема основных проблем и наук о личности и ее жизненном пути Глава 2. Становление системы человекознания Все эти состояния и структурные особенности человека как личности рассматриваются в развитии, в процессе жизненного пути, на котором выделяются моменты старта и финиша основной деятельности в обществе, этапы творческой эволюции личности, периоды подъема и упадка, главнейшие события личной жизни и деятельности, тесно переплетенные с важнейшими событиями эпохи и общественного развития страны. Уже сопоставление дат жизненного пути (биографии) и возрастных фаз онтогенеза человека обнаруживает единство человека как индивида и личности, но вместе с тем и их различие в причинности и законах управления. Аналогичное положение мы обнаруживаем при сопоставлении всех других характеристик индивида и личности. Специфическими являются именно различия между ними и определяющая роль социальных, исторически-классовых детерминаций в развитии человека как личности. Естественно поэтому, что в изучении человека как личности главную роль играют общественные науки и многочисленные отделы психологии. Исключительно велико и значение философских дисциплин, выступающих в этой области как специальные теории определенных сфер жизни личности и ее социального развития. Все эти дисциплины, изучающие социальную историю, сущность, структуру и мотивацию личности, отвлекаются от ее природных основ, что в пределах самой теории личности является необходимым и оправданным задачами ее воспитания и развития. И именно это обстоятельство позволяет полагать, что изучение личности, имеющее решающее значение при исследовании человека, все же составляет лишь часть всей системы челове-кознания. В изучении личности принимает участие разнородный комплекс дисциплин (философских, социологических, правовых, психологических и других учений), отношения между которыми соответствуют объективным связям между основными феноменами человеческой личности (рис. 6). 7. Науки о человеке как субъекте При современной дифференциации наук важное значение имеет точное определение предмета каждой из них, т. е. известных явлений действительности и их свойств, хотя вместе с тем все более-Очевидными становятся относительность границ, разделяющих смежные науки, и взаимосвязь между изучаемыми явлениями. Однако расширенное толкование некоторых понятий обозначает нечто большее, чем признание относительности границ и взаимосвязи явлений, так как оно приводит к общему смещению перспективных линий научного познания. Ранее мы указывали, что расширенное толкование личности приводит к отождествлению с нею всего комплекса сложнейших явлений, связанных с понятием «человек». Менее обобщенный характер имеет идентификация понятий «личность—субъект». Конечно, личность есть объект и субъект исто ческого процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект о наконец, что особенно важно, субъект общественного поведения — носитель нравстве ного сознания. Человек как предмет познания В таком плане рассматривают человека исторические науки, социология, экономические, политические и юридические науки, этика и аксиология. Однако в таком аспекте человек не является предметом гносеологического (или эпистемологического) исследования. Человек как субъект познания — не только личность, но и индивид с его материальным механизмом рефлекторной деятельности мозга — субъекта сознания. Строго говоря, и человек как субъект труда, учения и других видов деятельности тоже не может быть полностью понят лишь в системе общественных отношений, при абстрагировании от природных основ и материального субстрата деятельности. Поэтому мы полагаем, что определение личности в качестве «человеческого индивида, как продукта общественного развития, субъекта труда, общения и познания, детерминированного конкретно-историческим условием жизни общества»108 (курсив наш. — Б. А.), носит расширительный характер. Другое дело, что субъект — всегда личность и его деятельность всегда осуществляется в определенной системе общественных отношений. Однако сама деятельность (труд и т. д.) с ее предметом, орудием и операциональной техникой и субъект деятельности с его сенсомоторным, речемыслительным и знаковым аппаратом не сводятся к общественным отношениям, совокупность которых составляет сущность личности. Сложность ограничения понятий «личность» и «субъект труда» и необходимость различения своеобразных подходов к их исследованию были отмечены нами в прежних работах109.
|