![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определяющие состав и структуру налогообложения
На каждом этапе развития общества понятие «налог» уточняется, дополняется новыми характеристиками, однако сущность их остаётся неизменной и состоит в безвозмездном изъятии с целью формирования финансовых ресурсов государства. Являясь основным и безусловным источником формирования государственного бюджета, налоги представляют собой и основной финансовый источник экономической самостоятельности государства. Конкретное содержание налоговых отношений определяется тремя основными факторами: - экономическим строем общества; - социальной политикой государства; - конкретными целями стратегии развития государства; Рассматривая взаимосвязь налогообложения и бюджетного процесса, необходимо, прежде всего учитывать соотношение доходной и расходной частей бюджета. При формировании бюджета приоритет должен сохраняться за расходами, которые рассматриваются как общественно необходимые, исходя из общепринятых международных норм расходов на душу населения, международных стандартов и т.д. На базе суммарного объема государственных расходов определяется потребность доходов для их покрытия. Еще в конце XIX века немецкий экономист Адольф Вагнер теоретически доказал и определил в качестве важнейшей закономерности общественного развития постоянное увеличение государственных расходов, что в свою очередь обуславливает закономерность усиления налогообложения. В подтверждение этой закономерности можно отметить, что после второй мировой войны налоговые поступления в бюджеты ведущих зарубежных стран увеличивались каждые десять лет в полтора раза. В современной мировой практике формирования налоговых отношений условно различаются три подсистемы принципов – экономические, юридические, организационные. Экономические принципы – это базисные положения, определяющие целесообразность и оценивающие налоги как экономическую категорию. Впервые они были сформулированы шотландским экономистом А.Смитом в 1776 году в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов». В эту категорию А.Смит включил пять принципов, которые получили название «Декларация прав налогоплательщика». Это: - принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанных на праве частной собственности; - принцип справедливости, означающий равные возможности граждан платить налоги, соразмерно своим доходам; - принцип определенности, предполагающий, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику; - принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в наиболее удобное для налогоплательщика время; - принцип экономии, в соответствии, с которым издержки по взиманию налогов должны быть меньше налоговых поступлений. Юридические принципы заключают в себе законодательно обоснованное регулирование порядка изъятия налогов и правовой справедливости отношений налогоплательщиков и государства. Организационные принципы охватывают вопросы организации перераспределения налоговых платежей, дифференцированный подход к различным категориям налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот, справедливый подхода к применению налоговых санкций. Все названные принципы не являются взаимоисключающими и в равной степени используются при формировании структуры налогообложения. Вместе с тем, важнейшее влияние на формирование условий налогообложения государства, и в том числе РФ, оказывает конкретное экономическое состояние государства на момент их формирования.
|