Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Классификация налогов и сборов в РФ






Классификация налогов — это система их подразделения на группы по определенным признакам.

1. По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации признака положена иерархия уровня власти, издающей закон о налогообложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налогов.

2.По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на закрепленные и регулирующие. В основе такой классификации лежит признак, отражающий полноту прав на использование налоговых сумм. Закрепленный налог представляет собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет (только в федеральный или региональный или местный), за которым он закреплен. Регулирующий налог — это налог, используемый для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.

3. По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В основу классификации положен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица).

4. По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и скрытые (косвенные). В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продукты и т. д.). Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например подоходный налог с физического лица, налог на прибыль с организации, налог на имущество, леса, земли, рудники и т. д. Скрытые (косвенные) налоги взимаются принудительно в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), т. е. взимаются в процессе потребления товаров (работ, услуг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж и др. Скрытые (косвенные) налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины.

К универсальным налогам относится налог на добавленную стоимость, которым облагаются все товары (работы, услуги).

Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства, например налог с продаж.

Монопольные (фискальные) налоги — это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например реализация табака, спиртных напитков. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.

Таможенные пошлины — это косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу (при внешнеэкономической деятельности). По происхождению пошлины можно разделить на внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные).

6. По методу обложения (от ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые. В основе классификации лежит признак взимания определенного процента налоговой ставки.

7. По назначению налоги подразделяют на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, дорожный, медицинский, страховой и т. д.).

 

Вопрос 3. Налоговое законодательство РФ. Компетенция органов власти

в сфере налогообложения в РФ

Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации представляет собой совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории РФ.

Законодательство о налогах и сборах в РФ подразделяется на Федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Законодательство РФ состоит из налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним Федеральных законов о налогах и сборах.

Законодательство субъектов РФ состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах подразделяются на:

- акты органов исполнительной власти;

- акты исполнительных органов местного самоуправления;

- акты органов государственных внебюджетных фондов.

 

Вопрос 4. Основы налогового производства. Бюджетно-налоговое

планирование, прогнозирование, анализ и контроль

Многообразие приёмов и способов налогообложения, сложность правовых и законодательных актов формирования налоговых отношений обусловили выделение их в особую экономическую подсистему, получившую название «Налоговое производство».

Налоговое производство охватывает все отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов, а также все вопросы, связанные с организацией эффективного управления налогообложением от формирования элементов до полного исполнения обязательств по налоговым платежам и контролю.

Управление налогообложением находится в прямой зависимости от стоящих перед ним задач. Важнейшим условием здесь является система отношений по поводу организации поступления денежного потока от субъектов налогообложения в бюджеты разных уровней, т.е. организация налогового менеджмента.

Основными составляющими налогового менеджмента являются налоговое планирование и прогнозирование, анализ и контроль налоговых поступлений.

Задача планирования и прогнозирования состоит в оценке возможности формирования бюджетных поступлений на базе оптимальных возможностей расчётов и поступлений налоговых платежей в казну государства.

В процессе налогового планирования и прогнозирования применяются общеизвестные методы, в том числе балансовый, метод экспертных оценок, корреляции, ранжирования, построения хронологических рядов, факторного анализа.

Важным фактором в налоговом планировании является необходимость учёта степени риска, заранее предполагающей резерв отклонений в пределах 2 – 3-х пунктов фактических объёмов налоговых поступлений на случай непредсказуемости отдельных факторов.

С учетом этих отклонений принимается нижний уровень налоговых заданий в качестве финансового закона (Закона о бюджете).

Не менее важным условием является определение инфляционной составляющей, как при планировании, так и в процессе прогнозирования исполнения бюджета и его перспективы в стратегическом смысле.

Возможности реального исполнения бюджета определяются на основе всестороннего анализа налоговых поступлений по всем направлениям (по видам налогов, по отраслям хозяйствования, регионам, категориям налогоплательщиков и т.д.).

Главной задачей налогового контроля является обеспечение экономической безопасности государства. Решение этой задачи зависит, прежде всего, от прогноза, предупреждения и пресечения налоговых правонарушений, восстановления и поступления платежей в полном объёме.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал