![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация работы детской поликлиники
Детская поликлиника – ЛПУ, являющееся структурным подразделением объединенной детской больницы или самостоятельным медицинским учреждением, которое обеспечивает внебольничную помощь детям от рождения до 18 лет. Принципы и порядок работы детской поликлиники во многом схожи с таковыми во взрослой поликлинике. Рассмотрим особенности. Детская поликлиника в районе своей деятельности обеспечивает: а) организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения путем: · Обеспечения динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми; · Проведения профилактических осмотров и диспансеризации людей; · Проведения профилактических прививок; · Проведение лекций, бесед, конференций для родителей, занятий в школах матерей и т.д. б) лечебно-профилактическую помощь детям на дому и в поликлинике; в) лечебно-профилактическую работу в детских образовательных учреждениях; г) противоэпидемические мероприятия (совместно с центрами Госсанэпиднадзора); д) правовую защиту детей. Режим работы поликлиники должен строиться с учетом безотказного обеспечения населения медицинской помощью в рабочее и нерабочее время. Работу на участке необходимо организовать, чередуя приемы в утренние и вечерние часы. Структура детской поликлиники находится в соответствии с поставленными перед ней задачами и включает (примерная схема): • фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами; • регистратуру; • отделения педиатрической и узкоспециализированной • отделение организации медицинской помощи детям и • отделение (кабинет) медико-социальной помощи; • отделение (кабинет) восстановительного лечения; • отделение лечебно-диагностической помощи; • клинико-экспертную комиссию; • административно-хозяйственную часть и другие вспомогательные службы. В современных условиях в городах организуются и строятся преимущественно крупные детские поликлиники на 600— 800 посещений в смену, имеющие все условия для правильной организации лечебно-профилактической работы: необходимый набор помещений для специализированных кабинетов, залы лечебной физкультуры, бассейн для плавания, водо- и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, передвижные физиотерапевтические кабинеты для образовательных учреждений и т. д. На 10 тыс. детского населения выделяется 12, 5 должности участковых врачей-педиатров. Главной задачей участкового педиатра является проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение гармоничного физического и нервно-психического развития детей, проживающих на территории участка, на снижение заболеваемости и смертности путем оказания своевременной и высококвалифицированной медицинской помощи. Участковый врач-педиатр работает под руководством заведующего отделением по плану, составленному на основе анализа состояния здоровья детского населения. Он имеет право выдавать листки нетрудоспособности в соответствии с действующими инструкциями, давать распоряжения подчиненным ему средним и младшим медицинским работникам, вносить предложения о поощрении этих работников или наложении на них дисциплинарных взысканий за упущения в работе или нарушения правил внутреннего распорядка. Выделяют несколько основных разделов работы участкового педиатра: профилактическая, лечебная, противоэпидемическая, работа по формированию здорового образа жизни, связь с другими медицинскими учреждениями, организация работы медсестры, работа с медицинской документацией. 3.1. Организация профилактической работы детской поликлиники Главной целью профилактической деятельности участкового педиатра является проведение мероприятий, способствующих правильному физическому и нервно-психическому развитию детей, широкое внедрение гигиенических навыков в повседневную жизнь семьи. Основным в профилактической работы является диспансерный метод — метод активного динамического наблюдения не только за больными, но и за здоровыми детьми. Для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники организуется кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка). В этом кабинете работает фельдшер или медсестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно-просветительной работе с населением. Руководство работой кабинета осуществляет заведующий одним из педиатрических отделений. Основные задачи кабинета здорового ребенка: • пропаганда здорового образа жизни в семье; • обучение родителей основным правилам воспитания санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка. В этих целях медицинский персонал кабинета здорового ребенка: • оказывает помощь участковым врачам-педиатрам в проведении организуемых в кабинете занятий школ молодых матерей, отцов; • проводит индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памятки и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка; • обучает родителей методике ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма; • проводит работу по профилактике рахита, выдает препараты витамина D, ставит пробу Сулковича (по назначению врача), организует кварцевание детей; • совместно с участковым педиатром и участковой медсестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение; • обучает участковых медсестер приемам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.; • сообщает участковым педиатрам и медсестрам о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми; • осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка; • комплектует материалы для оформления кабинета, соответствующую санитарно-просветительную литературу, таблицы, плакаты, пособия, памятки, выставки по основным вопросам профилактической работы со здоровыми детьми; • ведет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста. Кабинет здорового ребенка должен быть обеспечен методическими материалами и наглядными пособиями по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний. • В основе профилактической работы с детьми лежит диспансерный метод. Диспансеризация является основной формой работы детских поликлиник и проводится, во-первых, по возрастному признаку вне зависимости от состояния ребенка, во-вторых, с учетом имеющегося заболевания. Важнейшим звеном диспансеризации детского населения является организация профилактических осмотров. В поликлиниках выделяют 3 группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам: • дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения; • дети, посещающие детские дошкольные учреждения; • школьники. Профилактические осмотры детей, посещающих образовательные учреждения, проводятся в виде обязательных углубленных обследований в соответствии с " декретированными" возрастными группами и включают три обязательных этапа: доврачебный, педиатрический, специализированный. Плановые профилактические осмотры юношей до их первоначальной постановки на воинский учет проводятся в год достижения ими 15- и 16-летнего возраста (в апреле—мае) по специальному плану во взаимодействии с военными комиссариатами. Диспансерный метод работы позволяет наиболее полно реализовать одно из важнейших положений профилактической работы — не только сохранять, но и улучшать здоровье здоровых. Практически в педиатрической практике уже реализована система сплошной диспансеризации детского населения, что является несомненным преимуществом отечественной системы здравоохранения. Дети, достигшие 18-летнего возраста, подлежат передаче под наблюдение поликлиники для взрослых в соответствии с действующими правилами. 3.2. Организация лечебной работы детской поликлиники Лечебная работа участкового педиатра включает в себя: • лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронической патологии до полного клинического выздоровления; • прием в детской поликлинике реконвалесцентов после острых заболеваний, не представляющих опасности для окружающих; • организацию госпитализации по показаниям; • активное выявление больных с хроническими формами заболеваний на ранних стадиях, постановка их на учет, своевременное лечение и оздоровление; • проведение комплексного этиопатогенетического лечения заболеваний с использованием средств восстановительного лечения (физиотерапевтических, методов лечебной физкультуры, водолечения и т. д.); • осуществление преемственности в лечении больных детей с детскими образовательными учреждениями, стационарами, санаториями; • экспертизу временной нетрудоспособности работающих
|