![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель и задачи интегрированной учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности человека» Цель изучения дисциплины в учреждениях высшего образования –– формирование культуры безопасности жизнедеятельности будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания. Задачи: –– освоение студентами системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов среды обитания или минимизировать его последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности; –– формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как непреходящим ценностям; приобретение навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи; –– овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия геосфер Земли; –– развитие способности осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждать ее потери, содействовать внедрению энергосберегающих технологий в производственном коллективе и в быту.
В результате изучения дисциплины студент должен: знать: – системы мониторинга, методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и мероприятия по их предупреждению; – способы выживания человека и концептуальные основы функционирования экономики в условиях чрезвычайных ситуаций; – структуру, задачи, функции государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы гражданской обороны; – основы радиационной безопасности человека и его выживания в условиях радиоактивного загрязнения; – возможные последствия для экономики страны чрезвычайных ситуаций, характерных для Республики Беларусь; - основные инструменты государственной экологической политики Республики Беларусь; - методологические основы общей экологии и экономики природопользования, методы определения базовых эколого-экономических показателей, необходимых для принятия оптимальных хозяйственных и природоохранных решений; - экономический механизм охраны окружающей среды и природопользования; – теоретические основы гигиены труда, техники безопасности и пожарной безопасности; – основополагающие законодательные и нормативные технические акты в области охраны труда и их применение; – принципы нормирования и профилактики вредных и опасных производственных факторов; – эргономические требования к организации рабочих мест руководителей и специалистов; – приоритетные направления энергосбережения в различных сферах общественного производства; – технические средства контроля и рационального использования энергетических ресурсов; уметь: – пользоваться методиками прогнозирования и оценки обстановки в ЧС; – работать с приборами дозиметрического, химического и экологического контроля, а также с другим оборудованием, используемым в сети наблюдения и лабораторного контроля; – правильно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций и принимать соответствующие решения; - осуществлять эколого-экономический анализ и необходимые расчеты экономических показателей антропогенного воздействия на окружающую среду, экономической оценки природных ресурсов; - использовать полученные знания и навыки в дальнейшей практической деятельности в целях обеспечения реализации стоящих перед обществом задач экологизации социально-экономического развития. – соблюдать требования безопасности на рабочем месте, организовать работу по охране труда в структурных подразделениях; – осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности на рабочих местах, в структурных подразделениях и в процессе трудовой деятельности; – составлять локальные нормативные правовые акты по охране труда (положения об обязанностях должностных лиц, инструкции по охране труда, программы инструктажей и др.); – проводить расследование и учет производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний; – использовать принципы энергосбережение в своей практической деятельности; – осуществлять нормирование и учет расхода энергоресурсов на производстве; – проводить технико-экономическую оценку энергосберегающих мероприятий. владеть: – навыками выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; – навыками выживания в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; – навыками выполнения мероприятий по обеспечению безопасности функционирования объектов экономики в техногенных, природных, экологических и биолого-социальных чрезвычайных ситуациях; – навыками применения средств коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных производственных факторов, первичных средств пожаротушения; - навыками расчетов базовых эколого-экономических показателей, необходимых для формирования эффективной стратегии экологической безопасности; – современными приемами управления энергоэффективностью и энергосбережением; – основными приемами осуществления энергетического анализа и аудита, энергетического менеджмента на производстве.
|