![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, гражданской обороны.
План лекции: 1) Общая характеристика государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Назначения, составные части, нормативные документы по гражданской обороне РБ. 2) Основные задачи гражданской обороны РБ. 3) Оповещение органов управления и населения при угрозе или возникновения ЧС. 4) Силы и средства гражданской обороны. Гражданская оборона в РБ – система государственных мероприятий по защите территории РБ, населения, материальных и культурных ценностей в ЧС мирного и военного времени. Функционирование и организация гражданской обороны – одна из ведущих сторон деятельности РБ, элемент обеспечения безопасности и жизнедеятельности государства. Составные части гражданской обороны: - органы государственной власти и управления всех уровней с задачей обеспечения безопасности и защиты населения, профилактики ЧС; - силы и средства гражданской обороны; - финансовые фонды и материально-технические средства, планируемые при возникновении ЧС; - средства и системы связи, оповещения и информации. Основные нормативные документы по гражданской обороне основываются на: - Конституцию РБ; - Закон РБ «О гражданской обороне»; - Декреты, указы Президента РБ; - Постановления Совета Министров РБ; - решения и постановления исполнительных и распорядительных органов; - директивы, приказы, инструкции, указания министерств и ведомств по вопросам гражданской обороны. Общее руководство гражданской обороной и законодательное регулирование ее деятельности осуществляют высшие органы государственной власти, управления и Национальное собрание РБ. Главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Беларусь является Президент, осуществляющий общее руководство проведением оборонных мероприятий, составной частью которых является гражданская оборона. Президент определяет и утверждает: - государственную политику в области гражданской обороны; - Положение о гражданской обороне страны; - структуру и состав органов управления и сил гражданской обороны; - план гражданской обороны страны на военное время; - принимает решения о проведении эвакуации населения. Совет министров РБ в области гражданской обороны осуществляет нижеследующее: - издает нормативные акты в пределах своей компетенции; - определяет задачи, функции, порядок деятельности, особые права и обязанности подведомственных органов государственного управления; - утверждает план государственной обороны в мирное время; - осуществляет контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны исполнительными и распределительными органами; - определяет резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов; - создают и поддерживают в состоянии готовности системы связи, управления и оповещения соответствующие отрасли. Основные задачи гражданской обороны. Органы государственного управления и самоуправления, предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством страны в области гражданской обороны осуществляют: 1) защиту своих работников и сотрудников, производственной и материальной базы, продовольствия и водоснабжения, с/х животных и растений от воздействия любых средств поражения; 2) мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования учреждений и предприятий в мирное и военное время; 3) обучение по гражданской обороне работников организаций, учреждений, населения, приживающего в ведомственных домах; 4) создание, обучение и поддержание постоянной готовности невоенизированных формирований ГО; 5) организацию и проведение аварийно-спасательных работ на закрепленных территориях; 6) создание и хранение запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, накопление и хранение имущества, поддержание его в готовности гражданской обороны; 7) оповещение территориальных органов управления гражданской обороны и населения в зоне поражающих факторов при угрозе возникновения ЧС, а также поддержание в готовности локальных систем оповещения. В соответствии с Законом «О гражданской обороне» граждане РБ имеют право на: - защиту жизни и здоровья от последствий ЧС и военных действий; - пользование индивидуальными и коллективными средствами защиты. Пострадавшим создаются условия для жизнедеятельности, предоставляется медицинская и материальная помощь. Обязанностями граждан РБ являются: 1) выполнение требований законодательных и нормативных актов по гражданской обороне; 2) участие в выполнении мероприятий по гражданской обороне; 3) прохождение обучения по гражданской обороне. С целью практического осуществления руководства подготовкой и ведением мероприятия гражданской обороны создаются штатные органы управления. При угрозе или возникновении аварии на руководство предприятий, организаций и учреждений возлагается ответственность за своевременное оповещение органов управления, государственного контроля и населения, попадающего в опасную для жизни и здоровья зону. Министерства и ведомства разрабатывают и утверждают схемы оповещения органов управления и контроля, дежурные и аварийные службы, силы гражданской обороны. Территориальные штабы гражданской обороны выполняют следующие функции: 1) организуют сбор информации, обобщают и анализируют ее и вырабатывают предложения и рекомендации; 2) через СМИ и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения информируют и оповещают население; 3) при необходимости применяют силы гражданской обороны, ведут аварийно-спасательные работы и осуществляют вывод населения из опасной зоны. Руководители потенциально опасных объектов несут ответственность за: оперативность оповещения, достоверность и полноту предоставляемых сведений, своевременность и эффективность мероприятий по ликвидации аварий. Штабы гражданской обороны и органы МВД при угрозе возникновения ЧС выполняют нижеследующее: 1) дублируют оповещения объектов народного хозяйства и населения в опасной зоне; 2) организуют периодическое информирование населения о масштабах и последствиях аварий и организуют при необходимости вывоз населения из опасной зоны. Исполнительные комитеты и их комиссии по ЧС: 1) осуществляют общее руководство при ликвидации последствий аварий; 2) принимают решения о применении территориальных сил гражданской обороны и привлечении воинских частей; 3) организуют информирование населения через СМИ. С целью предупреждения населения о возникновении опасности органами гражданской обороны подаются следующие сигналы: 1) «Воздушная тревога» (для всего населения с помощью технических средств связи и автоматизированной системы. По радиосети передается: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога!». Сигнал может передаваться по телевидению, повторяется несколько раз. Одновременно включаются сирены, гудки заводов, тепловозов, речных судов. На объектах народных хозяйств: дублирование сигнала всеми имеющимися средствами. Продолжительность сигнала 2-3 минуты. 2) «Отбой воздушной тревоги» передается по радиосети через радио и ТВ и другими способами (телефоны, громкоговоритель, установление сигналов «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревог! Отбой воздушной тревоги!». 3) «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах, куда движется радиоактивное облако, образованное при взрыве ядерного боеприпаса. Он предается с помощью всех местных технических средств связи и оповещения звуковыми и световыми средствами: «Внимание! Внимание! Радиационная опасность!», повторяется 2-3- минуты. 4) «Химическая тревога». Подается с помощью технических средств связи и оповещения при угрозе и непосредственном обнаружении химического/биологического заражения. Текст «Внимание! Внимание! Граждане! Химическая тревога! Химическая тревога!», повторяется 2-3 минуты. Основными силами гражданской обороны являются - невоенизированные и военизированные формирования. Средствами гражданской обороны являются привлекаемый транспорт, техника колхозов и предприятий. Невоенизированные формирования создаются на предприятиях, в учебных заведениях, организациях, колхозах и совхозах. Они могут быть территориальными и объектовыми. Территориальные формирования подчинены начальнику ГО района или города. Объектовые формирования создаются по производственному принципу на промышленных предприятиях, организациях. Военизированные формирования. В состав сил ГО входят воинские части гражданской обороны войск МВД РБ, главной задачей которых является проведение спасательных и других работ на объектах народного хозяйства и обеспечение ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф. Военизированные формирования, кроме обученного специализированного личного состава, имеют определенное количество технических средств. Например, аварийно-спасательный батальон состоит из 165 человек и 37 единиц техники, батальон химической защиты составляют 139 человек и 45 единиц техники. Организацию взаимодействия и управления при возникновении объектовых и местных ЧС, общее руководство работами по ликвидации их последствий осуществляют комиссии по ЧС районов и отраслевых органов управления.
|