Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия о чрезвычайных ситуациях, их классификация и краткая характеристика.






 

План лекции:

1) Цель и задачи интегрированной учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности человека. Актуальность изучения дисциплины.

2) Содержание и структура учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности человека.

3) Рекомендуемая литература.

4) Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация.

5) Характеристика чрезвычайных ситуаций.

Цель изучения в вузах – формирование культуры безопасности жизнедеятельности у будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания.

Задачи:

1) Освоение студентами системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов среды обитания или минимизировать его последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности.

2) Формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как к непреходящим ценностям, приобретение навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту, при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи.

3) Овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия биосфер земли.

В результате освоения дисциплины выпускник должен знать:

· чрезвычайные ситуации, характерные для РБ, их классификацию и последствия для жизни и здоровья людей, экономики страны и природной среды;

· основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера;

· перечень состояний, требующих оказания первой помощи;

· назначение технических средств противопожарной защиты;

· приоритетные направления энергосбережения;

· законодательство в области охраны труда.

Уметь:

· осуществлять организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека в любой среде обитания;

· анализировать ситуацию, распознать источник опасности и предпринять продуманные действия по спасению собственной жизни и жизни других людей;

· использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, технические средства противопожарной защиты;

· содействовать внедрению энергосберегающих технологий, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии.

Владеть:

· навыками защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов;

· навыками в оказании первой помощи и использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту до прибытия скорой медицинской помощи.

Актуальность:

Содержание дисциплины соответствует основным национальным интересам РБ в экономической, социальной, экологической и других сферах жизнедеятельности. Невозможно обеспечить конституционные права граждан, право на жизнь, охраны здоровья и компенсацию его ущерба в результате техногенных аварий и катастроф, экологических правонарушениях, стихийных бедствий, а также реализовать политику устойчивого социально-экономического развития страны без решения проблемы предупреждения чрезвычайной ситуации. Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, приоритетной стратегией деятельности в этой сфере на государственном уровне является обеспечение защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Реализацию данной стратегии призваны обеспечить специалисты с высшим образованием, способные к активным действиям по преобразованию окружающего мира на основе продуктивного диалога с природой исоциумом, готовые к принятию ответственных управленческих решений.

 

Содержание дисциплины предоставлено в виде разделов и тем и включает обязательные для изучения на первой ступени высшего образования в вузах РБ следующие дисциплины:

- «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций» (изучает систему знаний о ЧС природного и техногенного характера, их источниках, причинах возникновения, опасных факторов и их воздействие на жизнь и здоровье людей, объекты народного хозяйства и природную среду, а также средствах и способах защиты от ЧС и опасностей, возникающих при ведении военных действий или следствия этих действий);

- «Радиационная безопасность (изучает систему знаний о мероприятиях по охране здоровья человека, общества в целом от вредного воздействия ионизирующих излучений);

- «Основы экологии (изучает систему взаимоотношений человека с окружающей средой);

- «Основы энергосбережения (изучает систему знаний и умений эффективного использования топливных энергетических ресурсов);

- «Охрана труда (система безопасного взаимодействия человека с производственной средой ради сохранения его здоровья, жизни и работоспособности).

Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, изучение ее в вузах РБ осуществляется в рамках компетентной модели подготовки специалистов, содержание ее имеет практико-ориентированный характер.

Что такое Чрезвычайная Ситуация? Это обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, повлекших или способных повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значимые материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, аварий, сопровождаются разрушением знаний, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожению материальных ценностей. Такие события требуют экстренных мер по ликвидации их последствий, проведения спасательных и других работ.

Экстремальная ситуация – событие техногенного, природного или экологического характера, заключается в существенном резком отклонении от нормы протекающих процессов и явлений

Авария – это экстремальное событие техногенного происхождения на производстве или событие, являющееся следствием случайных внешних к выходу из строя, повреждению или разрушению технических устройств, транспортных средств, зданий, сооружений.

Производственная авария – это экстремальное событие на производстве, повлекшее за собой выход из строя, повреждение или разрушение технических устройств и человеческие жертвы.

Транспортная авария – это событие на транспорте или событие, являющееся следствием случайных внешних воздействий, повлекшие за собой повреждение транспортных средств, человеческие жертвы и материальный ущерб.

Катастрофа – это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Стихийные бедствия – это опасные явления или геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением материальных ценностей, гибелью людей.

Экологическая катастрофа – это стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария, которая приводит к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, и как правило, к массовой гибели живых организмов и наносит значительный экономический ущерб.

Классификация ЧС представлена на рис. 1

 
 

 


Рис. 1.Классификация ЧС.

 

 


ЧС классифицируются по четырем основным признакам.

1. Сфера возникновения.

2. Скорость распространения.

3. Ведомственная принадлежность.

4. Масштаб последствий.

 

Рис. 2.Классификация ЧС природного характера.

Классификация ЧС по сфере возникновения:

1) ЧС природного характера (на рис. 2.)

Исходя из причин возникновения, ЧС природного характера делят на нижеследующие группы:

- геологические;

- геофизические;

- метеорологические;

- гидрологические;

- морские и природные явления;

- массовые заболевания.

2) ЧС техногенного характера представлены на рис. 3


Рис. 3. ЧС техногенного характера.

 

 

 

Рис. 3. ЧС техногенного характера.

 

3)ЧС экологического характера представлены на рис. 4

 


Рис.4. ЧС экологического характера.

Классификация ЧС по скорости распространения:

-внезапные;

- быстровозникающие;

- умеренные;

- медленнораспространяющиеся.

Классификация ЧС по ведомственной принадлежности:

- в строительстве;

- в промышленности;

- в коммунально-бытовой сфере;

- на транспорте;

- в сельском и лесном хозяйстве.

Классификация ЧС по масштабу возможных последствий:

- частные;

- объектовые;

- местные;

- региональные или территориальные;

- глобальные или трансконтинентальные.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал