![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятия о чрезвычайных ситуациях, их классификация и краткая характеристика.
План лекции: 1) Цель и задачи интегрированной учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности человека. Актуальность изучения дисциплины. 2) Содержание и структура учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности человека. 3) Рекомендуемая литература. 4) Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация. 5) Характеристика чрезвычайных ситуаций. Цель изучения в вузах – формирование культуры безопасности жизнедеятельности у будущих специалистов, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение их жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания. Задачи: 1) Освоение студентами системы знаний, умений, видов деятельности и правил поведения, направленных на формирование способности предупреждать воздействие вредных и опасных факторов среды обитания или минимизировать его последствия для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности. 2) Формирование сознательного и ответственного отношения к здоровью и жизни как к непреходящим ценностям, приобретение навыков в оказании первой помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту, при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи. 3) Овладение совокупностью знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия и мерах предотвращения экологического неблагополучия биосфер земли. В результате освоения дисциплины выпускник должен знать: · чрезвычайные ситуации, характерные для РБ, их классификацию и последствия для жизни и здоровья людей, экономики страны и природной среды; · основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера; · перечень состояний, требующих оказания первой помощи; · назначение технических средств противопожарной защиты; · приоритетные направления энергосбережения; · законодательство в области охраны труда. Уметь: · осуществлять организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека в любой среде обитания; · анализировать ситуацию, распознать источник опасности и предпринять продуманные действия по спасению собственной жизни и жизни других людей; · использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, технические средства противопожарной защиты; · содействовать внедрению энергосберегающих технологий, осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии. Владеть: · навыками защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов; · навыками в оказании первой помощи и использованием медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту до прибытия скорой медицинской помощи. Актуальность: Содержание дисциплины соответствует основным национальным интересам РБ в экономической, социальной, экологической и других сферах жизнедеятельности. Невозможно обеспечить конституционные права граждан, право на жизнь, охраны здоровья и компенсацию его ущерба в результате техногенных аварий и катастроф, экологических правонарушениях, стихийных бедствий, а также реализовать политику устойчивого социально-экономического развития страны без решения проблемы предупреждения чрезвычайной ситуации. Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, приоритетной стратегией деятельности в этой сфере на государственном уровне является обеспечение защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Реализацию данной стратегии призваны обеспечить специалисты с высшим образованием, способные к активным действиям по преобразованию окружающего мира на основе продуктивного диалога с природой исоциумом, готовые к принятию ответственных управленческих решений.
Содержание дисциплины предоставлено в виде разделов и тем и включает обязательные для изучения на первой ступени высшего образования в вузах РБ следующие дисциплины: - «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций» (изучает систему знаний о ЧС природного и техногенного характера, их источниках, причинах возникновения, опасных факторов и их воздействие на жизнь и здоровье людей, объекты народного хозяйства и природную среду, а также средствах и способах защиты от ЧС и опасностей, возникающих при ведении военных действий или следствия этих действий); - «Радиационная безопасность (изучает систему знаний о мероприятиях по охране здоровья человека, общества в целом от вредного воздействия ионизирующих излучений); - «Основы экологии (изучает систему взаимоотношений человека с окружающей средой); - «Основы энергосбережения (изучает систему знаний и умений эффективного использования топливных энергетических ресурсов); - «Охрана труда (система безопасного взаимодействия человека с производственной средой ради сохранения его здоровья, жизни и работоспособности). Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, изучение ее в вузах РБ осуществляется в рамках компетентной модели подготовки специалистов, содержание ее имеет практико-ориентированный характер. Что такое Чрезвычайная Ситуация? Это обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, повлекших или способных повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значимые материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, аварий, сопровождаются разрушением знаний, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожению материальных ценностей. Такие события требуют экстренных мер по ликвидации их последствий, проведения спасательных и других работ. Экстремальная ситуация – событие техногенного, природного или экологического характера, заключается в существенном резком отклонении от нормы протекающих процессов и явлений Авария – это экстремальное событие техногенного происхождения на производстве или событие, являющееся следствием случайных внешних к выходу из строя, повреждению или разрушению технических устройств, транспортных средств, зданий, сооружений. Производственная авария – это экстремальное событие на производстве, повлекшее за собой выход из строя, повреждение или разрушение технических устройств и человеческие жертвы. Транспортная авария – это событие на транспорте или событие, являющееся следствием случайных внешних воздействий, повлекшие за собой повреждение транспортных средств, человеческие жертвы и материальный ущерб. Катастрофа – это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Стихийные бедствия – это опасные явления или геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением материальных ценностей, гибелью людей. Экологическая катастрофа – это стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария, которая приводит к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, и как правило, к массовой гибели живых организмов и наносит значительный экономический ущерб. Классификация ЧС представлена на рис. 1
Рис. 1.Классификация ЧС.
ЧС классифицируются по четырем основным признакам. 1. Сфера возникновения. 2. Скорость распространения. 3. Ведомственная принадлежность. 4. Масштаб последствий.
Рис. 2.Классификация ЧС природного характера. Классификация ЧС по сфере возникновения: 1) ЧС природного характера (на рис. 2.) Исходя из причин возникновения, ЧС природного характера делят на нижеследующие группы: - геологические; - геофизические; - метеорологические; - гидрологические; - морские и природные явления; - массовые заболевания. 2) ЧС техногенного характера представлены на рис. 3 Рис. 3. ЧС техногенного характера.
Рис. 3. ЧС техногенного характера.
3)ЧС экологического характера представлены на рис. 4
Рис.4. ЧС экологического характера. Классификация ЧС по скорости распространения: -внезапные; - быстровозникающие; - умеренные; - медленнораспространяющиеся. Классификация ЧС по ведомственной принадлежности: - в строительстве; - в промышленности; - в коммунально-бытовой сфере; - на транспорте; - в сельском и лесном хозяйстве. Классификация ЧС по масштабу возможных последствий: - частные; - объектовые; - местные; - региональные или территориальные; - глобальные или трансконтинентальные.
|