Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-экономическая сущность и функции финансов. Объективная необходимость и роль финансов в системе денежных отношений современного общества.Стр 1 из 74Следующая ⇒
Процесс воспроизводства невозможен без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями. Через финансовый механизм государство реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. Правительство использует финансы в качестве индикатора роста национальной экономики, материального благосостояния и устранения негативных моментов в экономическом росте. Оно стимулирует снижение издержек производства, формирует производственную структуру, межотраслевые и региональные пропорции и повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. Финансы – это система отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств (ресурсов) через особые фонды и учреждения. Финансовые связи проявляются через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. Сущность финансов проявляется в их функциях: - образование доходов (накопление капитала); осуществление расходов - распределительная; контроль эффективности. Предпосылкой распределения и его началом служит поступление доходов, т.е. образование ресурсов, формирующих фонды денежных средств. Распределительная функция заключается в том, что в финансовой системе концентрируются средства, направляемые затем на решение крупных народнохозяйственных проблем комплексного, межотраслевого характера. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Еще выделяют стимулирующую (регулирующую) функцию. Она проявляется, например, в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Еще одна функция финансов - фискальная. С помощью налогов достигается изъятие части доходов фирм и населения для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов. 2. Государственная финансовая система: ее сущность, принципы построения, состав. Характеристика сфер, уровней и звеньев финансовой системы Российской Федерации. Финансовая система страны - это система организации и функционирования финансов с целью эффективного выполнения их роли и функций. Сущность: Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наемных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов. В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы: - централизованные финансы; - децентрализованные финансы. Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы: - Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности) - Финансы домашних хозяйств - Государственные финансы - Муниципальные финансы Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов. Принципы построения государственной финансовой системы: - сочетание территориального и отраслевого подхода к ее организации; - обеспечение необходимого уровня самостоятельности региональных финансовых органов в сочетании с сохранением централизованного управления системой в целом; - обеспечение необходимого уровня самостоятельности муниципальных финансовых органов. Финансовую систему РФ составляют следующие институты: - бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами; - внебюджетные целевые фонды; - финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства; - имущественное и личное страхование; - кредит (государственный и банковский). Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.
|