Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическая сущность и функции финансов. Объективная необходимость и роль финансов в системе денежных отношений современного общества.






Процесс воспроизводства невозможен без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями. Через финансовый механизм государство реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. Правительство использует финансы в качестве индикатора роста национальной экономики, материального благосостояния и устранения негативных моментов в экономическом росте. Оно стимулирует снижение издержек производства, формирует производственную структуру, межотраслевые и региональные пропорции и повышает их конкурентоспособность на мировом рынке.

Финансы – это система отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств (ресурсов) через особые фонды и учреждения. Финансовые связи проявляются через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды.

Сущность финансов проявляется в их функциях: - образование доходов (накопление капитала); осуществление расходов - распределительная; контроль эффективности.

Предпосылкой распределения и его началом служит поступление доходов, т.е. образование ресурсов, формирующих фонды денежных средств.

Распределительная функция заключается в том, что в финансовой системе концентрируются средства, направляемые затем на решение крупных народнохозяйственных проблем комплексного, межотраслевого характера. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Еще выделяют стимулирующую (регулирующую) функцию. Она проявляется, например, в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Еще одна функция финансов - фискальная. С помощью налогов достигается изъятие части доходов фирм и населения для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов.

2. Государственная финансовая система: ее сущность, принципы построения, состав. Характеристика сфер, уровней и звеньев финансовой системы Российской Федерации.

Финансовая система страны - это система организации и функционирования финансов с целью эффективного выполнения их роли и функций.

Сущность: Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наемных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

- централизованные финансы;

- децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

- Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

- Финансы домашних хозяйств

- Государственные финансы

- Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

Принципы построения государственной финансовой системы:

- сочетание территориального и отраслевого подхода к ее организации;

- обеспечение необходимого уровня самостоятельности региональных финансовых органов в сочетании с сохранением централизованного управления системой в целом;

- обеспечение необходимого уровня самостоятельности муниципальных финансовых органов.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

- бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

- внебюджетные целевые фонды;

- финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное страхование;

- кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал