Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность финансовых ресурсов. Виды финансовых ресурсов и источники их формирования на макро уровне и на микро уровне. Направления использования финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений. Финансовые ресурсы предназначены: - для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров; - осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств; - оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий; - финансирования других затрат. Финансовые ресурсы подразделяются на: - централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды); - децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Имеются также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий. Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход. На базисе распределения и перераспределения национального дохода образуются централизованные фонды денежных средств. Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные финансовые ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства. Основным источником финансовых ресурсов предприятия является его прибыль от производственной деятельности. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков. Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом. 4. Финансовый рынок: функции, задачи, структура. Роль финансового рынка в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов. Финансовый рынок — система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заемщиков разных стран образует мировой финансовый рынок. Задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Функциональное назначение финансового рынка – осуществление аккумуляции и перераспределения необходимыми финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования и государственных органов. Он способствует росту производства и товарооборота, движению капитала, трансформации сбережений в инвестиции, реализации НТП, обновлению основных фондов. Финансовый рынок является опорой материального производства, откуда оно черпает дополнительные финансовые ресурсы. Большая часть денежного капитала формируется за счет сбережений населения. Финансовый рынок выполняет ряд различных функций: 1. Обеспечивает такое взаимодействие покупателей и продавцов финансовых активов в результате которого устанавливаются цены на финансовые активы, которые уравновешивают спрос и предложение на них. 2. Финансовый рынок вводит механизм выкупа у инвесторов принадлежащих им финансовых активов и тем самым повышает ликвидность этих активов. 3. Финансовый рынок содействуют соединению контрагентов сделки и существенно уменьшают расходы на проведение операций и информационные расходы. Финансовый рынок подразделяется на: -Рынок капиталов Рынок акционерного капитала (рынок акций) Рынок долгового капитала (рынок облигаций и векселей) - Денежный рынок - Рынок производных инструментов (деривативов) - Валютный рынок (форекс) 5. Финансовый механизм: понятие, роль в реализации финансовой политики. Виды финансовых механизмов в зависимости от участия государства в их разработке и в зависимости от сферы применения. Составные элементы финансового механизма предприятия. Финансовый механизм — составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает прежде всего цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы. Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях). Структура финансового механизма предприятия состоит из двух подсистем: -управляющей; -управляемой. Управляющая подсистема (субъект управления) включает в себя финансовую службу предприятия и ее подразделения, таким образом, субъектом управления финансового механизма являются финансовая служба и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры. Управляемая подсистема (объект управления) включает в себя: - финансовые отношения; - источники финансовых ресурсов; - финансовые ресурсы предприятия; - денежный оборот предприятия. В качестве основного объекта управления в финансовом механизме выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия. 6. Финансовая политика: ее цели, задачи и главные элементы. Взаимосвязь финансовой стратегии, тактики и финансового механизма. Современная финансовая политика Российской Федерации. Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций. Составляющие финансовой политики государства: -денежно-кредитная политика; -налоговая политика; -бюджетная политика; -политика в области международных финансов. Содержание финансовой политики: - Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач. - Создание адекватного финансового механизма. - Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Целями финансовой политики могут являться: - политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики - экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне. - социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ). Задачами финансовой политики является: - обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; - установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; - организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; - выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; - создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных стратегических и тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Финансовая политика РФ в настоящее время определяется положениями «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 N 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года», «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» и др. В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. 7. Управление финансами: субъекты и объекты управления. Функциональные элементы управления финансами. Задачи стратегического и оперативного управления финансами. Управление финансами — целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов. В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы: Государственные финансы, Муниципальные финансы, Финансы хозяйствующих субъектов, Финансы домашних хозяйств. В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом. На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие). На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти. На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами. На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства. В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль. В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач. Контроль, как элемент управления, осуществляется как в процессе планирования, так и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути наиболее эффективного хозяйствования. Управление финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления, в соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное управление финансами. В процессе осуществления стратегического управления финансами определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики; устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления и субъектов хозяйствования; выявляются наиболее эффективные направления использования финансовых ресурсов и резервы их роста. Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.
|