Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели, функции и принципы организации деятельности коммерческих банков, их организационная и управленческая структура.
Коммерческий банк — негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции). Основными принципами деятельности коммерческого банка являются: • самостоятельный выбор своих клиентов, вкладчиков и заемщиков; • свободное распоряжение собственными и привлеченными ресурсами и доходами в рамках установленных законодательством; • кредитование заемщиков в пределах фактически располагаемых банком ресурсов; • ответственность за результаты своей деятельности перед клиентами и собственниками; • самостоятельное определение условий совершения банковских операций; • стремление к получению прибыли; • уклонение от риска; • предпочтение более ликвидных операций менее ликвидным; • соблюдение законодательных норм и правил деятельности коммерческого банка. Система целей коммерческого банка представлена на рисунке. Функции коммерческого банка также определяются его двойственной природой. Главная функция коммерческого банка - содействие движению финансовых ресурсов в экономике. Эта функция имеет два основных аспекта: • если деньги выступают в качестве средства обращения и платежа, то банк, выполняя роль института денежной системы, способствует организации платежей и денежного обращения в обществе; • если деньги выступают в качестве товара (ссудный капитал), то банк, являясь институтом кредитной системы, аккумулирует временно свободные денежные средства одних экономических субъектов и ссужает их другим. Банк, как и любое другое предприятие, имеет определенную систему управления. На структуру банка и систему управления им оказывает влияние цели коммерческого банка и выполняемые им функции. Организационная и управленческая структуры коммерческого банка регламентируются Уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях. Наиболее типичной организационно-правовой формой банка является акционерная. Высшим органом управления коммерческого банка является общее собрание акционеров, созываемое для решения таких вопросов как: • изменение устава и уставного капитала банка; • формирование Совета банка; • утверждение годовых результатов деятельности банка; • распределение доходов банка; • создание и ликвидация дочерних предприятий, филиалов, подразделений. Для общего руководства работой банка собрание акционеров формирует Совет банка, состоящий, как правило, из учредителей банка. Совет банка определяет стратегические вопросы деятельности банка (направления деловой активности, контроль за работой правления банка и др.). Из числа членов Совета банка выбирается Президент банка, на которого возлагается руководство Правлением банка. Президент и Правление банка: • осуществляют политику банка по кредитной, инвестиционной, валютной и другой видам деятельности; • координируют деятельность банка и его взаимосвязи в бизнесе; • решают вопросы формирования кадров и др. Организационное устройство банка определяется выполняемыми коммерческим банком функциями, их величиной, территориальной структурой банка, рыночной средой, в которой функционирует банк и, конечно же, экономической целесообразностью. В общей организационной структуре банка следует выделить 2 типа отделов: • отделы, выполняющие линейные функции (заняты операционной работой, т.е. приемом вкладов, выдачей ссуд, покупкой и продажей ценных бумаг и пр.); • отделы, выполняющие штабные функции (занимаются обслуживанием линейных отделов, т.е. формируют планы, осуществляют набор и подготовку кадров, ведут учет операций, обеспечивают правовое обслуживание операций, занимаются рекламой и продвижением продуктов и т.д.) Специализация отделов и управлений может быть еще более детализированной, каждый из отделов (управлений) может в свою очередь подразделяться на насколько более мелких отделов. В зависимости от степени централизации организационные структуры могут быть централизованными и децентрализованными. Построение оргструктуры по степени централизации определяется следующими факторами: • важность и количество управленческих решений; • компетенция низовых звеньев; • уровень контролируемости низовых звеньев. В современных условиях наблюдается тенденция к построению децентрализованных организационных структур. В условиях децентрализованной оргструктуры за вышестоящими органами всегда закрепляются следующие функции: • установление целей и задач банка; • выработка стратегии банка; • определение стратегических зон хозяйствования (направлений деятельности); • разработка нормативной документации банка; • - определение требований к учету и отчетности.
|