Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что оканчивается на ок?
— Посмотри, это я сама придумала. Дочь встречает меня у порога, протягивая зеленую лягушку с глазами — лампочками от фонаря. Наверняка лампочки натолкнули ее на мысль о лягушке, раньше у нее лягушка не выходила, а вот с лампочками, вставленными на место глаз, — вылитая! — Это я сам. Меня никто не учил! Первая фраза почти всех детей. Самостоятельно освоенное — прочное и перспективное. Чужое, навязанное быстро улетучивается из памяти. Сколько меня учили в школе вырезать из бумаги китайские фонарики и гирлянды — ни за что не вспомню, как это делается. Нет памяти рук. Что руки постигают сами, то уже помнят на всю жизнь. Недавно сын спросил меня, как делаются бумажные цветы. Я не помнила. Но хорошо помню, как придумала лепить розы: скатать колбаску, расплющить, порвать, как расческу, одна сторона цела, а другая — в зубьях, затем свернуть — и выйдет роза. А раз роза так, то гвоздика и василек так же, только полоску надо не руками рвать, а резать ножиком — гвоздику часто, василек — и того чаще. В детстве я придумала, как лепить все цветы, которые знала, даже мимозу. Накрошить желтых точек, прокатить по ним зеленым стеблем, крошки налипнут — вот и мимоза. Листья — это несложно. Значит, и из жатой бумаги можно вырезать розу. Сын попробовал — получилось. Детям это можно подать хитро, как загадку: «Я задумала одну вещь, красивую, все ее любят. Если сделать то-то, то-то и то-то (перечисляю операции), то она выйдет. Кто догадается, тому приз». Призов у меня много — цветная бумага, мелки, карандаши, открытки. Каково же изумление, когда на их глазах рваная полоска превращается в настоящую розу! — А задумайте одну вещь, — часто просят меня. Я начинаю: «Скатайте колбаску, расплющите...» — Роза! — кричат они. — Нет. Начинается гадание, но никому так и не удается по одному элементу вызнать тайну замысла. Ведь с этого элемента можно начать фазана (перо), жар-птицу, петуха, ложку, вилку, нож, грабли, санки... На сей раз я задумала рыбу, но рыба почему-то им упорно не приходит в голову. В этом дети очень забавны. Они не могут найти вещь, на которую смотрят в упор. Смотрят — и не видят. Так же и с отгадками. Все переберут — и не догадаются. Пошла Маша во лесок, а в руке-то кузовок. Как нашла она грибок, положила в кузовок, Сорвала она цветок, и туда же — в кузовок. Всё на «ок» — в кузовок. Мимоходом научились плести кузовок. Наша задача — как можно больше предметов на «ок» уместить в кузовок. Задачи и на масштаб — соразмерность фигурок: крючок меньше, чем молоток, но больше, чем сверчок, и т. д. У кого будет самое большое количество предметов на «ок», да разных, тому — приз. ...Поясок, ремешок, совок — все поняли задачу. А одна девочка налепила полный кузов грибов. Разных. — Это белый грибок, это поганый грибок, это лисичий грибок, это подберезовый грибок. Все разные! — Но ведь все грибы! — А, тогда я еще цветок слеплю. Это анютин цветок, это ромашкин цветок, это заячий цветок. — Заячий? — Да, его зайцу на день рождения подарили. Беленький, и лепестки ушами. Девочку уводит воображение. Заячий цветок — лепестки ушами. Заяц и его цветок объединены в композицию, и объединяющий момент — форма ушей зайца и лепестков цветка. Подумав, она загнула уши в одну сторону, а лепестки — в другую. Это ритмический и уже архитектонический момент: действие и противодействие — выпукло и вогнуто. Зайцы — двигатели прогресса. Сколько восхождений к вершинам мысли произошло при непосредственном участии зайца! — А у меня у зайца день рождения — сообщает девочка всем. Она уже лепит стол, стулья, еще зайцев, спокойно разрушает композицию и цветок ставит в центр стола. — У тебя заяц-то не на «ок», — возражает другая девочка. — У меня не заяц, а зайчонок, и стулок, столок, на столке цветок. — А у меня подарок на «ок» - находится мальчик, который весь урок лепил машину. Он знал, что машина не подходит, но хотел машину. И все, у кого получились вещи не на «ок», окрестили их подарками. Пришлось всем вручать призы.
|