Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мужчина и женщина по образу Божьему
В Книге Быт. 1: 26, 27 описано сотворение Богом людей, которые должны были населить землю: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему и по Образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Слово «человек» здесь употребляется в обобщающем смысле, оно встречается еще 500 раз в Ветхом Завете. Это слово обозначает как мужчину, так и женщину. Этот текст опровергает точку зрения, согласно которой мужчина был сотворен по образу Божьему, а женщина – по образу мужчины. Она ошибочна1. Напротив, и мужчина и женщина были сотворены по образу Божьему. Подобно тому, как Отец, Сын и Дух Святой есть Бог, так мужчина и женщина являются «человеком». И подобно Божеству, они должны быть едины, несмотря на то, что предназначения их различны. Они равны по своему достоинству, хотя не идентичны как личности (см. Ин. 10: 30; 1 Кор. 11: 3).Физические особенности мужчины и женщины дополняют друг друга. Оба пола сотворены совершенными и гармоничными в своем различии (Быт. 1: 31). На этой гармонии строится семья. Бог мог распространить жизнь на земле без разделения на мужской и женский пол, как это наблюдается в бесполом размножении некоторых форм животного мира. Но Бог создал двух индивидуумов, в целом схожих по форме и свойствам, но с присутствием у каждого из них того, чего недостает другому, и дополняющих один другого»2. Мир, в котором существовали бы представители только одного пола, был бы неполным. Подлинная завершенность присуща только обществу, состоящему как из мужчин, так и из женщин. Тогда исчезает вопрос о равенстве, потому что мужчины и женщины одинаково важны. В первые часы своей жизни Адам почувствовал свою уникальность. Он был первенцем из людей, а значит, и главой всего рода человеческого3. На земле не было ему подобных. Он чувствовал себя одиноко. Бог увидел это и сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобного ему (Быт. 2: 18). Личность, которая должна была быть подобной Адаму, в свою очередь должна была дополнять его, соответствуя ему. Бог «навел... на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его» (Быт. 2: 21) и создал ему пару4. Пробудившись и увидев Еву, Адам сразу же понял, что перед ним близкий и родной ему человек. Он полюбил ее. Эти чувства пробудились в нем, благодаря такому уникальному чуду сотворения. Он воскликнул: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2: 23). БРАК Различие между мужчиной и женщиной – основа их гармонии и единства. В ту первую пятницу совершилось первое бракосочетание. Он соединил мужчину и женщину – воплощение Своего образа, чтобы они стали одним целым. С тех далеких времен брак стал основой семьи и всего общества. Писание свидетельствует о браке, как о решительном шаге, который подразумевает единение двух любящих сердец: «Потому человек оставит отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будет одна плоть» (Быт. 2: 24). 1. Оставить. Отношения в браке приходят на смену отношениям между родителями и детьми. Поэтому, «оставив» свои взаимоотношения с родителями, человек «прилепится» к другому человеку. Без этого нет твердого основания для брака. 2. Прилепиться. Древнееврейское слово, переведенное как «прилепиться», семантически означает «приклеивать, скреплять, соединять, удерживать вместе». Как существительное оно может означать пайку и ковку металлов (Ис. 41: 7). Плотность и прочность такого соединения иллюстрирует, насколько крепки брачные узы. Любая попытка разрушить этот союз ранит людей, настолько слившихся друг с другом. Крепость такого человеческого союза подтверждается при описании союза между Богом и Его народом: «Господа Бога твоего бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись» (Втор. 10: 20). 3. Заключить завет. В Писании брачное обещание, которым связывают себя супружеские пары, называется «заветом». Сам термин «завет» обозначает наиболее святое и нерушимое обещание, о котором говорится в слове Божьем (Мал. 2: 14; Прит. 2: 16, 17). Примером взаимоотношений между мужем и женою является вечный Завет Бога с Его народом, Церковью (Еф. 5: 21–33). Обязательствами супругов друг перед другом становятся верность и долготерпение, характеризующие Божий Завет (Пс. 88: 35, Плач. Иер. 3: 23). Сам Бог, а также семьи жениха и невесты, их друзья и Церковь являются свидетелями завета, который они заключают друг с другом. Этот завет утверждается на небесах. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6). Супруги – христиане должны понимать, что вступая в брак, они заключают завет верности друг с другом на всю жизнь5. 4. Стать одной плотью. Оставить родителей и вступить в супружеский завет – это значит образовать союз, который составляет тайну. В этом союзе единство безусловно во всем – супруги идут по жизни, всегда держась вместе, сохраняя глубоко интимные отношения. Вначале это единство относится к физической стороне брачного союза. Но со временем оно перерастает в неразрывную связь мыслей и чувств, укрепляющую физическую сторону взаимоотношений. А. Идти вместе. Имея ввиду отношения со своим народом, Бог спрашивает: «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам. 3: 3). Этот же вопрос можно задать тем, кто станет одной плотью. Бог наставлял израильтян не смешиваться браками с соседними народами, «ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным Богам» (Втор. 7: 4, ср. Ис.Нав. 23: 11–13). Когда же израильтяне пренебрегали этим наставлением, последствия были печально катастрофическими (Су. 14: 16; 3 Цар. 11: 1–1; Езд. 9: 10). Апостол Павел повторил это в более широком смысле: «Не приклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием: Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого» (2 Кор. 6: 14–16, ср. 17 и 18). Несомненно, Писание учит, что верующим лучше вступать в брак только с верующими. Но этот принцип обозначает намного больше. Настоящее единство возможно только при общей вере. Различия в религиозной жизни приводят к разногласиям, которые создают напряженности и разлады в браке. Чтобы достичь такого единства, о котором говорит Писание, в брак следует вступать людям одного вероисповедания6. Б. Держаться вместе. Чтобы стать «одной плотью», супруги должны быть всецело преданны друг другу. Вступая в брак, человек рискует всем и принимает все, что присуще его супругу. Своим вступлением в брак жених и невеста доказывают свою готовность разделить ответственность со своим супругом и держаться вместе во всех жизненных обстоятельствах. Брак требует действительной любви, которая никогда не отступает и не сдается. «У супругов все теперь общее, не только их тела, не только имущество, но также их мысли и чувства, радости и страдания, надежды и спасения, успехи и неудачи». «Стать одной плотью» –значит стать единым телом, душой и духом, оставаясь при этом двумя отдельными личностями»7. В. Интимные отношения. «Стать одной плотью» – означает сексуальное единение: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала» (Быт. 4: 1). В своем стремлении соединиться, стремлении, которое мужчины и женщины испытывают со времени Адама и Евы, каждая супружеская пара воспроизводит первую историю любви. Интимные отношения – это самая близкая форма физического союза, на которую они способны, она подтверждает собою эмоциональную и духовную близость супругов. Любовь в христианском браке проявляется в полноте, радости и наслаждении (Прит. 5: 18, 19). «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13: 4). Писание ясно говорит, что радостное сексуальное проявление любви между мужем и женой – это Божий дар. Интимные отношения, как подчеркивает автор Послания к Евреям, не содержат в себе ничего порочного и греховного. Супружеское ложе – это святое святых, где муж и жена встречаются наедине, чтобы праздновать свою любовь друг ко другу. Это время должно быть святым и доставлять огромное физическое и духовное наслаждение»8. 5. Библейская любовь (агапе). Супружеская любовь – это безусловное, нежное и сокровенное посвящение супругов друг другу. Она содействует всестороннему развитию физических, эмоциональных, интеллектуальных и духовных способностей человека, формируя в нем образ Божий. В браке возможны различные типы любви: порой она романтичная и страстная, иногда она сентиментальная и утешительная, временами – общительная и сплачивающая. Но именно любовь – агапе, описанная в Новом Завете, – самоотверженная любовь, готовая на все ради другого, составляет основу истинной прочной супружеской любви. Иисус Христос проявил высшую форму такой любви, когда, приняв на себя вину за наши грехи и их последствия, взошел на крест. «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13: 1). Он любил нас, несмотря на то, к чему привели Его наши грехи. Это была и есть безусловная любовь – агапе Иисуса Христа. Описывая эту любовь, апостол Павел сказал: «Любовь долготерпит и милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13: 4–8). Комментируя этот отрывок, Эд Уит писал: «Любовь – агапе – подключена к вечному источнику энергии и способна действовать даже тогда, когда любая другая любовь бессильна. Она любит, несмотря ни на что. Сколько бы ни был недостоин другой человек, агапе будет изливаться на него. Агапе столь же безусловна, как Божия любовь к нам. Это настрой ума. Основанный на сознательном волевом выборе»9. 6. Личная и духовная ответственность. Хотя супруги связали себя друг с другом обязательствами завета, все же они несут личную ответственность за сделанный ими выбор (2 Кор. 5: 10). Принять такую ответственность означает в трудную минуту не винить другого за то, что сделал сам. Эта ответственность включает также и заботу о своем собственном духовном росте; никто не может поручится за духовную силу другого. Однако, с другой стороны, близкая связь с Богом одного из супругов может служить источником силы и быть стимулятором духовного роста другого.
|