Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава lxXXIIi. Иона с исторической точки зренияВ предыдущей главе мы упоминали об историческом случае с Ионой и китом.Следует, между прочим, заметить, что в Нантакете не очень-то верят в этотслучай с Ионой и китом. Однако были вот, например, иные скептическинастроенные греки и римляне, которые, выделяясь среди правоверных язычниковсвоего времени, в равной мере подвергали сомнению историю о Геркулесе и китеили о дельфине и Арионе; и все-таки, как бы то ни было, их сомнение вдостоверности упомянутых преданий ни на йоту не уменьшает самую этудостоверность. Один старый китолов из Сэг-Харбора выдвигал против этой древнеиудейскойлегенды следующее соображение: у него дома было старинное и редкое изданиеБиблии, украшенное удивительными и весьма ненаучными иллюстрациями, на однойиз которых Ионин кит изображен с двуструйным фонтаном над головой - а этаособенность присуща только тем разновидностям Левиафана (настоящему киту иему подобным), относительно которых у рыбаков есть пословица: " Такой икопеечной булкой подавится", настолько узкая у них глотка. Правда, на это уепископа Джебба есть готовый ответ. Вовсе не обязательно, замечает епископ, считать темницей Ионы китовое брюхо, вполне возможно, что он нашел себевременное пристанище в одном из закоулков его пасти. И казалось бы, почтенный епископ вполне прав. Ведь в самом деле, в пасти настоящего киталегко можно было бы разместить пару карточных столов вместе с игроками. Илиже Иона мог расположиться в дупле гнилого зуба; хотя, с другой стороны, ведьу настоящего кита зубов-то нет. Второе соображение, которое высказал Сэг-Харбор (он так под этимпрозвищем и ходил), обосновывая свое неверие, как-то туманно касалосьзаточенного тела пророка и желудочных соков кита. Но и это возражение можносчитать опровергнутым, потому что, по мнению одного немецкого экзегетика, Иона нашел себе приют в теле мертвого кита - подобно тому как французскиесолдаты во время русской компании превращали в палатки туши павших лошадей, забираясь к ним в брюхо. А какие-то европейские комментаторы и вовсевыяснили, что, будучи выброшен за борт с яффского корабля, Иона тут же былподобран другим кораблем, у которого на носу была резная скульптура кита икоторый, добавлю я, вероятно, так и назывался - " Кит", как в наши дни иныесуда носят названия " Акула", " Чайка" или " Орел". Не было также недостатка вученых экзегетиках, полагавших, что кит, упоминаемый в книге Ионы, это всеголишь спасательный баллон, надутый воздухом мешок, к которому в минутусмертельной опасности подплыл пророк и тем избег гибели в морской пучине.Так что бедняга Сэг-Харбор вроде как бы побит по всем статьям. Однако у негонашлось и еще одно обоснование для своего неверия. Сводилось оно, насколькоя помню, вот к чему: кит проглотил Иону в Средиземном море, а через три дняизрыгнул его где-то в трех днях пути от Ниневии, города на берегу Тигра, агород этот от любой точки средиземноморского побережья находится по прямойгораздо дальше, чем в трех днях пути. Как же это так? Но разве не мог китдоставить пророка в окрестности Ниневии каким-нибудь иным путем? Мог. Он могпронести его кружной дорогой мимо мыса Доброй Надежды. Но не говоря уже опереходе вдоль по всему Средиземному морю и о другом переходе вверх поПерсидскому заливу и Красному морю, такая версия предполагает путешествиевокруг всей Африки в течение трех дней, не говоря уже о плавании до Ниневиивверх по Тигру, слишком мелкому, чтобы по нему мог пройти кит. Кроме того, допуская, что Иона еще в те давние времена обогнул мыс Доброй Надежды, мыотнимем честь открытия этого знаменитого места у Бартоломео Диаса, егопрославленного первооткрывателя, и тем самым объявим лживой всю новуюисторию. Но все эти глупые рассуждения старого Сэг-Харбора доказывали толькоглупую гордыню его ума - свойства, тем более достойного порицания, чтовсей-то его учености было только то, чего он понабрался у солнца и моря. Яповторяю, все это говорит лишь о его глупой, безбожной гордыне и о егомерзком, вдохновленном дьяволом бунте против преподобных церковников. Ибо, как утверждает один португальский католический священник, сама эта идеяпутешествия Ионы в Ниневию вокруг мыса Доброй Надежды служит лишьвозвеличению божьего чуда. И так оно и есть. Высокообразованные турки и посей день свято веруют в историческую истинность приключившегося с Ионойсобытия. Еще три столетия тому назад один английский путешественник описывал(см. " Путешествия" Гарриса) выстроенную в честь Ионы турецкую мечеть, внутрикоторой без всякого масла горит денно и нощно чудесная лампа. Данная страница нарушает авторские права? |