Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство в политической системе общества
Основным институтом политической системы общества является государство. Государство — организация политической власти и управления обществом, сложившаяся в процессе исторического развития. Теории возникновения государства: — теологическая, т. е. государство возникло по воле Бога; — патриархальная: государство развивается из патриархальной семьи для обеспечения общего блага; — теория общественного договора: государство есть результат соглашения между властью и обществом для обеспечения условий общественного существования; — социально-экономическая теория: государство возникает для защиты частной собственности и интересов класса собственников; — теория завоевания: государство возникает как механизм для сохранения господства завоевателей либо для отражения внешней угрозы; — психологическая: государство — результат психологического различия людей (одни люди умеют повелевать, другие — подчиняться); — ирригационная: государство возникает для организации крупных строительных работ при поливном земледелии; — расовая: причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы; — экономическая: государство возникает в результате появления производящей экономики вследствие усложнения управления обществом. Слабостью всех перечисленных теорий является ограниченность их каким-либо одним фактором. Современные теории называют сразу несколько предпосылок возникновения государства: — экономические: появление в результате неолитической революции прибавочного продукта; — экологические: ирригационное земледелие; — демографические: рост населения и усложнение социальной структуры; — психологические: образ жизни разных народов; — внешние: угроза завоевания со стороны соседей. Признаки государства: — аппарат управления (публичный характер власти); — территория, на которую распространяется юрисдикции данного государства; — существование системы права, выполнение норм прав! обеспечивается государством; — наличие населения, на которое распространяется властз государства; — наличие органов принуждения; — суверенность; — законы государства распространяются на всех людей, на ходящихся на его территории (принцип всеобщности). Функции государства: — организационно-хозяйственная; — политическое управление; — зашита от внешней угрозы; — культурно-идеологическая. Внутренние функции Российского государства: — обеспечение народовластия; — создание условий для экономического развития; — социальная защита населения; — охрана прав и свобод граждан; — обеспечение законности и правопорядка. Внешние функции: — интеграция в мировую экономику; — организация внешнеэкономического партнерства; — поддержка иностранных инвестиций; — участие в решении глобальных проблем; — оборона страны; — поддержание мирового миропорядка; — борьба с международным терроризмом. Признаки государственного суверенитета: — столица, герб, гимн, флаг, другие государственные символы; — экономическое пространство, наличие национальной валюты; — существование территории государства (наличие границ) и населения, использующего государственный язык; — аппарат управления, осуществляющий функции верховной власти; — наличие вооруженных сил. Боевым знаменем русских войск долгое время был стяг красного цвета. В 1668 г. на судах Волжско-Каспийской фло-\ тилии были подняты трехцветные флаги: белые, синие, красные. Эти цвета признавались государственными. Петр I установил черно-желтый императорский флаг. Наряду с Андреевским флагом, бело-сине-красный флаг был боевым флагом на море и на суше. Александр II утвердил черный, желтый и белый в качестве национальных цветов. Александр III объявил такими цветами белый, синий, красный. А 5 апреля 1896 г. «Особое совещание» при министерстве юстиции окончательно утвердило в качестве народного, государственного бело-сине-красный флаг. Красный цвет означал державность; синий (лазоревый) — цвет Богоматери, покровительницы России; белый — цвет свободы и независимости. В1918 г. государственным флагом стал красный с надписью РСФСР, в 1924 г. — красный со звездой, серпом и молотом, в 1991 г. президентским указом был возвращен бело-сине-красный флаг. Двуглавый орел был введен в государственную символику Иваном III. Первое упоминание о печати с орлом относится к 1497 г. Изображение орла многократно менялось. Указом Президента России 30 ноября 1993 г. введен новый государственный герб — двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи. Специфику государственной власти составляет ее универсальный характер, т. е. она распространяется на всех граждан данного государства, на все организации и учреждения страны. Государство выступает как арбитр и участник отношений между основными социальными группами, стремясь не допускать обострения социальных конфликтов, решать их мирными политическими средствами. В современном обществе наблюдается ослабевание принудительной и идеологической функции государства; приоритетными направлениями деятельности государства становятся охрана прав и свобод человека, защита его интересов. Выделяют два общих типа государства. Монархия — форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — наследственного, монарха. Абсолютная монархия предполагает всевластие главы государства. При конституционной монархии монарх является символом и верховным арбитром, обеспечивающим единство страны. Частным случаем абсолютной является монархия теократическая, когда глава государства одновременно является и религиозным лидером. Республика — форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются парламентом, а граждане обладают личными и политическими правами. Черты президентской модели республики» — президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента; — президент является главой государства и главой правительства; — президент как глава исполнительной власти формирует правительство; парламентская ответственность правительства отсутствует; — президент в качестве главы государства ответствен непосредственно перед народом; — президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях. Парламентская республика: — правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом; — отождествление воли парламентского большинства с волей народа; — правительство следует этой воле; — плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти; — формальный признак парламентской республики: главой правительства (премьером) является лидер (один из лидеров) правящей партии. Для смешанной формы республиканского правления характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик: — президент избирается всенародным голосованием; — правительство формируется президентом и утверждается парламентом; — правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом; — президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях; — полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством. Россия является государством со смешанной формой правления. Общепринятой нормой построения и функционирования государственного аппарата управления является принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ветви власти, осуществляя взаимный контроль, не допускают опасную концентрацию власти в одних руках. Различают три формы территориально-государственного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную. Признаками унитарного государства являются: единая конституция, единая система высших органов власти, управления, права; единое гражданство, единая судебная система. Федерация — форма государства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство. Конфедерация — постоянный союз суверенных государств, созданных для достижения каких-либо общих, преимущественно неполитических целей. Конфедерация не имеет собственной территории, состоит из территорий государств, входящих в ее состав; суверенные государства, являющиеся субъектами конфедерации, имеют право свободного выхода из нее; центральные органы не обладают прямой властью над субъектами конфедерации; отсутствуют единые судебная и налоговая системы, нет единого гражданства.
|