Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль государства в экономике
В XX в. возрастала роль государства в экономике развитых стран. В годы первой мировой войны возникла необходимость концентрации ресурсов и использования их под контролем государства. Во времена кризисов государство прилагало усилия по обеспечению стабильности, занятости, экономического роста. В странах со смешанной экономикой государство вовлечено во все стадии воспроизводственного процесса. Ограниченность возможностей механизма рыночного регулирования проявилась уже в конце XIX в., когда появились монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. Государство было вынуждено регулировать деятельность монополий, чтобы защитить интересы потребителей. Антимонопольное законодательство существует во всех ведущих странах мира, в том числе и в России. Цели антимонопольной политики государства: — охрана и поощрение конкуренции; — контроль над доминирующими на рынке предприятиями; — контроль над процессом образования монополий; — контроль над ценообразованием; — поддержка и защита мелкого и среднего бизнеса; — защита потребителя. В антимонопольном регулировании используются прямые методы (запреты, экономические санкции, уголовная ответственность) и косвенные (регулирование цен и налогообложения). Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к пересмотру многих положений либеральных экономических концепций. Английский экономист Джон Кейнс в 1936 г. пришел к выводу, что проблемы, возникшие в годы кризиса в капиталистической экономике, могут быть разрешены только через государственное регулирование. Он считал, что справиться с безработицей может только активная финансовая политика государства, направленная на регулирование рынка. Сегодня государство — активный участник рыночных отношений. Государство решает те задачи, которые рынок не в силах решить: перераспределение доходов, регулирование рынка рабочей силы, социальная занятость, установление минимума заработной платы. Экономическая политика государства — совокупность мер воздействия на экономику для выполнения поставленных задач. Цели экономической политики: — стабильный рост объема национального производства; — поддержание определенного уровня занятости; — стабилизация уровня цен; — защита малообеспеченных слоев населения; — поддержание активного баланса внешней торговли; — обеспечение условий для развития научно-технического прогресса (НТП); — антимонопольная профилактика; — борьба с инфляцией; — природоохранные мероприятия! Направления государственного регулирования: — фискальная политика направлена на регулирование государственных расходов и сбор налогов; — монетарная политика связана с воздействием на денежную массу (купля-продажа ценных бумаг, выпуск денег); — регулирование доходов осуществляется через регулирование денежного спроса населения и производителей; — социальная политика направлена на поддержание определенного уровня жизни; — внешнеэкономическая политика управляет валютным курсом, включает торговую политику и таможенную деятельность, устанавливает тарифы, квоты, контролирует выдачу лицензий. Важнейшими функциями государства в экономике являются контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охрана окружающей среды. Для успешного функционирования экономической системы необходимы правовое обеспечение коммерческой деятельности, а также судебная защита имущественных интересов граждан и коммерческих фирм. В условиях переходной экономики России с целью становления рыночной экономики государство решает следующие задачи: — формирование новой системы собственности, характерной для экономики рыночного типа; — помощь малому и среднему бизнесу, фермерам; — поддержка финансово-промышленных групп; — формирование рыночных институтов, инфраструктуры рынка. Самыми эффективными способами воздействия государства на экономику являются бюджет и налогообложение. Налог — это платежи, взимаемые центральными и местными органами власти, идущие в бюджеты соответствующего уровня. Налоги выполняют следующие функции: — фискальную, налоги поступают в бюджет; — регулирующую, с помощью налогов государство стимулирует или сдерживает развитие того или иного производства; — социальную, через налоги перераспределяются доходы населения и поддерживаются неимущие слои. Субъект налога (налогоплательщик) — физическое или юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение), которое обязано платить этот налог в законодательном порядке. Объект налога — предмет (доход, имущество, товар), подлежащий налогообложению. Источник налога — это доход налогоплательщика (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. Налоговой ставкой называют величину налога, приходящуюся на единицу обложения (единица измерения объема налогообложения — рубль, гектар и т. д.). В ряде случаев для налогоплательщиков устанавливаются налоговые льготы — частичное или полное освобождение от уплаты налогов. Совокупность налогов, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества (подоходный налог, налог на наследство, поземельный налог). Косвенные устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, таможенные пошлины, акцизы) и выплачиваются только при совершении определенных действий (покупка, продажа). Главным финансовым планом государства, имеющим силу закона, является государственный бюджет — смета денежных доходов и расходов государства. Кроме того, свои бюджеты имеют субъекты федераций, города, учреждения, организации и т. д. Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Источниками средств, поступающих в бюджет, являются налоги и предпринимательская деятельность государства. Эти средства расходуются на содержание государственного аппарата, армии, поддержку отраслей промышленности, содержание бюджетных организаций (образование, медицина, соцобеспечение), инвестиции в народное хозяйство, на государственные закупки, на природоохранные мероприятия. Если доходы бюджета равняются его расходам, то это сбалансированный бюджет; если расходы выше доходов, то бюджет будет дефицитным; когда доходы выше расходов, бюджет называется профицитным. При бюджетном профиците средства могут накапливаться у государства на будущее. Бюджетный дефицит возникает в результате экономической политики государства или в результате чрезвычайных ситуаций. Преодолевается дефицит сокращением государственных расходов изысканием дополнительных доходов, денежной эмиссией (выпуском бумажных денег), займами у населения и других государств и международных финансовых организаций. Дефицит бюджета приводит к появлению государственного долга. Государственный долг— это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам. Внутренний государственный долг — задолженность государства перед собственным населением и предприятиями; внешний — задолженность государства международным банкам, правительствам иностранных стран, крупным частным банкам. Самый большой внешний долг у США — около 300 млрд дол., Россия должна 154 млрд; 103 млрд — это долги СССР, 51 млрд — долг самой России, начиная с 1992 г. Самой России должны порядка 200 млрд дол. преимущественно развивающиеся государства, так что на погашение этих долгов рассчитывать не приходится. Кредиторы создают специальные организации — клубы, чтобы влиять на выплаты долгов. Наиболее известны Лондонский клуб, куда входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, состоящий из стран-кредиторов. Россия, расплачиваясь по своим внешним финансовым обязательствам, не в состоянии погасить растущую внутреннюю задолженность. Если деятельность государства в экономике соответствует требованиям рынка, то она способствует развитию производства и повышению уровня жизни населения.
|