Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Познавательная деятельность. Истина и ее критерии
В процессе своей деятельности человек приобретал знания — совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе. Знания появляются в результате познавательной деятельности. Субъектом познания является как отдельный человек, так и все общество. Объектом познания может быть отдельный предмет или весь окружающий мир. Выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. В ходе познавательной деятельности человек проходит две ступени. Первая ступень — чувственное (сенситивное) познание, когда человек познает окружающий мир с помощью органов чувств (вкуса, осязания, зрения, слуха и обоняния). Формами чувственного познания являются ощущения (отражение отдельных свойств и качеств предметов), восприятие (формирование целостных образов предметов и их свойств), представление (сохранение в сознании чувственного образа). Вторая ступень познания — рациональное познание (лат. ratio — разум). Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. Понятие — вид мысли, отражающей общие и существенные признаки предметов и явлений. Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Умозаключение — получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления. Чувственное познание служит основой рационального. Чувственное познание существует в сознании в виде образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах, системах. Когда чувственного и рационального познания недостаточно, важную роль может сыграть интуиция — способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств. Сущность процесса познания — получение наиболее полного и точного знания об окружающем мире. Философы по-разному смотрят на возможность получения такого знания: — агностики отрицают возможность получения истинного знания; — эмпирики (греч. эмпирия — опыт) отводят решающую роль чувственному познанию; — рационалисты считают разум критерием истины. Философия определяет истину как соответствие мыслей человека окружающей действительности; соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Истина включает в себя объективную и субъективную стороны. Содержание объективной истины не зависит от человека, оно существует в объективной реальности. Но по своей форме истина субъективна, так как в процессе познания принимает участие сознание субъекта (человека). Абсолютная истина — раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении. Но в реальности такое знание практически невозможно. Относительная истина — неполное, ограниченное, верное для определенных условий знание, которым обладает человек на конкретном этапе своего развития. Критерием истины является практика — взаимодействие человека с окружающим миром. Понятие практики трактуется широко: это и производственная деятельность, накопленный опыт, научный эксперимент. Практика является наиболее надежным критерием истины. Формально-логический критерий истины применяется при невозможности опереться на практику. Основной формой познания является наука. Специфика научного познания: — это целенаправленное познание, решающее определенные задачи; — характеризуется определенными формами и методами познания; — ему соответствуют точность, строгая определенность; — цель — получение новых, более глубоких знаний. В научном познании два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое познание изучает и описывает с помощью методов наблюдения, описания и эксперимента предметы и явления с целью получения научных фактов. Теоретическое познание объясняет изученные явления и процессы, полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных гипотез. Методы теоретического познания: метод гипотезы, аналогий, математического моделирования, формулирование научной теории, мыслительный эксперимент. Человек в отличие от животных – существо, себя познающее, способное себя поправить и совершенствовать. Человеку необходимо знать: кто он? Каков он? Поэтому значимость приобретает понятие «Я», которое отличается сложностью. «Я» состоит из: «Реальное Я» - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; «Динамическое Я» - каким человек хочет стать; «Фантастическое Я» - каким человек видит себя в мечтах; «Идеальное Я» - каким человек видит себя в мечтах; целый ряд воображаемых, «представляемых Я» - каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты «реального Я». Чтобы познать своё «Я» необходимо самосознание. Самосознание – знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание свое уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств. В результате у человека формируется «образ Я». «Образ Я» - это неповторимая система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе. Он состоит из следующих компонентов: внешности и представления о своих внутренних качествах и свойствах. Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. Пути осуществления самосознания следующие: 1. познание других 2. анализ собственной деятельности и поведения 3. самонаблюдение Самонаблюдение осуществляется в форме личных дневников, анкет и тестов. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе. На формирование самооценки влияют следующие обстоятельства: 1. сопоставления образа «реального Я» с образом того идеала, которым личность хотела бы быть 2. оценка личности другими людьми 3. отношение личности к собственным успехам и неудачам. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью. 1. самооценка реалистическая – у людей ориентированных на успех. 2. самооценка нереалистическая – завышенная или заниженная – у людей, ориентированных на избегание неудач
|