Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок и рыночные отношения
Продукт труда, изготовленный для обмена путем купли-продажи на рынке, называется товаром. Свойства товара: — стоимость — сумма затрат на производство товара (абстрактный человеческий труд); — потребительная стоимость — полезность товара; свойства — удовлетворять потребности человека и способность обмениваться на другие товары. С зарождением товарных отношений товары обмениваются друг на друга. Для упрощения процесса обмена появился всеобщий эквивалент стоимости товаров, упрощающий процесс обмена, — деньги. Весь товарный мир — это товар и деньги. Деньги тоже товар, на производство которого затрачен абстрактный человеческий труд, но в то же время — мерило стоимости. Товар — результат конкретного, частного труда, выступающий как потребительная стоимость. Деньги — воплощение стоимости, выражение абстрактного общественного труда. Потребительная стоимость денежного товара раздваивается — золото и серебро служат украшением (деньги изготавливаются из благородных металлов) и способны обмениваться на все прочие товары (специфика денег). Причины выбора благородных (золото и серебро) металлов в качестве денег: — качественная однородность; — легкая делимость и соединяемость без потери веса и стоимости; — портативность, т. е. высокая стоимость при малых объеме и весе; — сохраняемость. Функции денег: — мера стоимости, с помощью денег можно выразить стоимость любого товара; — средство обращения, деньги выступают посредником в реальном товарном обмене; — средство платежа, если продажа товара и его оплата разрываются во времени: кредит, вексель, заработная плата, налоги; — средство образования сокровищ, при этом деньги выпадают из обращения; — мировые деньги, главным образом золото. Количество денег, находящихся в обращении, должно соответствовать сумме цен имеющихся товаров. При нарушении этого закона денежного обращения наступает инфляция. Инфляция — обесценивание денег в результате превышения количества денежных знаков, находящихся в обращении, над суммой товарных цен, и появление массы денежных знаков, не обеспеченных товарами. Виды инфляции: — гиперинфляция (до 1000% в год); — галопирующая (цены растут на 100-150% в год); — ползучая (до 100% в год); — подавленная, государство регулирует цены, это вызывает дефицит товаров; — открытая, цены не регулируются, дефицит денег. Последствия инфляции: — диспропорции в экономике; — перераспределение доходов в обществе; — нарушения в механизме действия денежной, финансовой, кредитной системы; — падение реальных доходов населения. Государство либо приспосабливается к инфляции и проводит индексацию доходов населения; либо ведет борьбу с инфляцией, проводя жесткую денежно-кредитную политику, сокращая бюджетные расходы. При товарном производстве продукт труда частного производителя является продуктом общественного труда. Но затраты общественного труда не могут быть выражены в рабочем времени. Эти затраты выражаются через стоимость посредством обмена, затраты труда принимают особую форму — форму стоимости. В этих условиях производители товаров вынуждены обменивать продукты своего труда в соответствии с их стоимостью. Это объективная необходимость товарного производства, выраженная в законе стоимости. Закон стоимости — это объективный экономический закон, согласно которому обмен товаров совершается в зависимости от количества воплощенного в них абстрактного общественно необходимого труда. Это экономический закон товарного производства, закон эквивалентного обмена, т. е. обмениваемые товары должны воплощать в себе одинаковое количество абстрактного общественно необходимого труда. . Функции закона стоимости: — регулирует распределение средств производства и рабочей силы между отраслями производства; — стимулирует технический прогресс и развитие производительных сил; — способствует через рыночную конкуренцию расслоению товаропроизводителей. Общественные связи между товаропроизводителями проявляются в сфере обмена, на рынке. Рынок является формой существования товарно-денежных отношений. Рынок — это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, где формируются спрос и предложение, а также цены на них. Рынки различаются по экономическому назначению объектов рыночных отношений: — рынок товаров и услуг; — рынок средств производства; — рынок труда; — рынок инвестиций; — финансовый и денежный рынок; — фондовый рынок (рынок ценных бумаг); — рынок иностранных валют; — рынок научно-технических разработок. По географическому положению: — местный; — национальный; — региональный; — мировой. По степени развития конкуренции: — рынок свободной конкуренции; — монополистический рынок; — олигоцолистический. Субъекты рынка: — домашние хозяйства, с помощью рынка удовлетворяют свои потребности; — предприятия, используют факторы производства для изготовления и продажи своей продукции, стремятся к максимально высокой прибыли; — финансово-кредитные учреждения, регулируют и обслуживают движение денежной массы; — государство, правительственные учреждения, осуществляющие контроль над рынком для реализации общественных целей. Объекты рынка: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, информация. Классическая модель рынка: — множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить и как реализовы вать продукцию; — множество независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать; — эквивалентный обмен по стоимости; — установление цен на основе спроса и предложения; — наличие конкуренции. Важнейшие категории рынка: спрос и предложение. Спрос — отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести. Закон спроса — чем ниже цена товара, тем большее количество покупателей хотят и могут его приобрести. Закон спроса не действует: — для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег; — при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; — при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары. Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, влияют следующие факторы, называемые параметрами спроса: — величина доходов потребителей; — цены на дополнительные товары; — ожидаемые изменения цен в будущем; — демографические факторы; — вкусы и предпочтения потребителей. Предложение — связь между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. Закон предложения — при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке. В соответствии со спросом и предложением устанавливается рыночная (равновесная) цена, которая устраивает и продавца, и покупателя. Неценовые факторы предложения: — цены на рабочую силу, материалы и другие издержки производства; — ожидаемые в будущем цены на альтернативные товары; — число продавцов на рынке. Признаки рынка: — нерегулируемое предложение; — нерегулируемый спрос; — нерегулируемая (свободная) цена. Законы, регулирующие рынок: закон стоимости; закон спроса и предложения. Преимущества рынка: — высокая эффективность использования ресурсов; — высокая степень приспосабливаемости к изменившимся условиям; — свобода выбора действий производителя и потребителя; — активное использование достижений НТР; — способность удовлетворять разнообразные потребности. Негативные стороны рынка: — неэффективное использование невосполнимых ресурсов; — отсутствие полной занятости и стабильности цен; — игнорирование негативных последствий от принимаемых решений; — нестабильность развития (кризисы, инфляция). Нестабильность развития вызывает необходимость социальной защиты — системы мер защиты граждан от экономической и социальной деградации в результате безработицы, инфляции, инвалидности, старости и т. д. Меры социальной защиты: — финансирование различных социальных программ; пособия, дотации, компенсационные выплаты; — индексация доходов населения; — государственное и частное страхование; — организация служб занятости. Основные функции системы социальной защиты населения — создание равных условий воспроизводства личности в условиях данного региона или страны. Необходимым атрибутом рынка является конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция — объективный закон рыночного хозяйства. Различают два основных типа конкуренции: — совершенная, под которой понимают состязательную борьбу между отдельными независимыми производителями, при которой каждому из соперников принадлежит незначительная доля производства продукции в сравнении с ее совокупным рыночным объемом, что не позволяет отдельному производителю господствовать на рынке и оказывать существенное влияние на рыночную цену товара; — при несовершенной конкуренции на рынке господствует несколько (две—четыре) крупных фирм, которым принадлежит основная доля производства данного товара, благодаря чему эти фирмы существенно влияют на рыночную цену товара. Основные виды конкуренции: — простых производителей; — единоличных капиталистов; — монополий; — национальных капиталов; — интернациональных капиталов. Соперничество ведется ради получения большей прибыли, которая составляет разницу между стоимостью продукции и издержками на ее производство. Внутриотраслевая конкуренция — соперничество предприятий одной и той же отрасли за господство на рынке данного товара. Межотраслевая конкуренция — борьба за наиболее выгодные сферы приложения ресурсов и господство на рынке. Конкуренция ведется среди продавцов, среди покупателей, среди продавцов и покупателей. Методы конкуренции: — ценовая — ведется посредством «сбивания» цен; — неценовая — усовершенствование техники и организации производства, снижения стоимости, повышения качества товаров. Противоположностью конкуренции является монополия. Монополия — исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее отдельному лицу, группе лиц или государству. Абсолютная монополия полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. Естественной монополией обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. Искусственная монополия — сосредоточение в чьих-то руках только рынка или же производства и рынка сбыта того или иного продукта: — случайная — принадлежит покупателю или продавцу благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения; — устойчивая — принадлежит крупным фирмам, объединениям предприятий, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-либо видов продукции. Всеобщая форма монополии развивается тогда, когда объединения предприятий всесторонне с помощью государства подчиняют себе экономику и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредоточивая в своих руках целые отрасли и производственные комплексы (например, ВПК). Сегодня в результате НТР произошло повышение роли малых и средних технически передовых предприятий. Виды монополий: — картель — объединение производителей однородной продукции, сохраняющих производственную и коммерческую самостоятельность, договаривающихся об объемах ее производства, ценах и рынках сбыта; — синдикат — объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности, при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий; — трест — объединение ряда предприятий, теряющих свою производственную и коммерческую самостоятельность, подчиненных единому управлению; бывшие владельцы этих предприятий превращаются в пайщиков (акционеров); — концерн — форма монополистического объединения с высоким уровнем концентрации капитала и производства, включающая в себя предприятия разных отраслей промышленности, транспорта, банки и т. д.; — холдинг — компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний и осуществляющая общее управление ими. Монопольная цена — особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода (чаще всего монопольной сверхприбыли). Возникновение монополий не устраняет конкуренции, борьба идет уже между монополиями. Монополия порождает конкуренцию, конкуренция приводит к возникновению монополии. Конкуренция и монополия являются двумя сторонами рыночного взаимодействия. Рыночная экономика развивается циклически: от подъема к кризису и обратно. Период развития от одного кризиса до другого называют экономическим циклом. Он включает в себя четыре фазы: кризис, депрессию, оживление и подъем. Кризис — резкое падение объемов производства, разорение предпринимателей, безработица, падение уровня жизни. Депрессия — невысокий стабильный уровень производства, высокий уровень безработицы. Оживление — медленное повышение уровня производства, сокращение безработицы. Подъем — быстрый рост производства, превышение уровня производства предыдущего цикла, сокращение безработицы до минимума, рост спроса и доходов. Важнейшей задачей развития общества является экономический рост — количественное и качественное развитие производства.
|