Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая система, ее структура и функции






Политология — наука о политической жизни, теория политики. Объектом политики является область политичес­кой жизни, т. е. вся совокупность проблем, связанных с по­литическими отношениями, с политической деятельностью, с политической властью, политической системой, политичес­ким сознанием, политической культурой.

Политика (греч. — государственные дела, искусство уп­равления государством) — деятельность власти, органов вла­сти, объединений граждан, отдельных лиц, направленная на реализацию отстаивания своих интересов, связанная с уст­ремлениями к завоеванию, обладанию, использованию по­литической власти.

Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, права или насилия.

Типологию видов власти предложил М. Вебер. По его мнению, власть может основываться:

— на личных качествах;

— на традиции и обычаях;

— на формальном законе.

При этом власть должна быть легитимной (законной), т. е. не навязана силой, а должна базироваться на доброволь­ном подчинении людей власти. Легитимность связана:

— с наличием у власти авторитета, поддержки ею идеалов и ценностей, разделяемых большинством граждан;

— согласием власти и населения по основополагающим по­литическим принципам.

В зависимости от мотивов добровольного подчинения людей власти Вебер выделил три типа легитимного господства:

— традиционная власть, при которой подчинение основа­но на сложившихся традициях и обычаях, на вере в свя­тость существующих порядков; традиционные нормы обя­зательны и для населения, и для правящей элиты;

— легальная власть основана на признании юридических норм, регулирующих отношения власти; закону подчи­няются и жители страны, и правители;

— харизматическая власть опирается на авторитет лидера, которому присущи исключительные личные качества; лидер в своих действиях руководствуется не юридичес­кими нормами, а собственным пониманием событий; ха­ризматические лидеры появляются, как правило, в пе­риоды великих социальных потрясений. Легитимность может быть как обретена властью, так ею

и утрачена. О легитимности власти можно судить по степени принуждения, по проявлениям гражданского неповиновения, по отношению населения к выборам.

Легитимность отличается от легальности (законности), под которой понимается юридическое узаконение и закреп­ление власти в соответствующих государственных актах. Юри­дическая законность (легальность) может быть присуща и нелегитимной власти.

Функции политики:

— регулирование отношений между людьми;

— разработка перспективных целей развития общества;

— политическая социализация людей, включение их в по­литическую жизнь.

Социологический аспект политики:

— деятельность людей и социальных групп по отстаиванию своих интересов и удовлетворению своих потребно­стей с помощью власти;

— деятельность по согласованию противоречивых интере­сов разных общественных групп, организаций, партий. Пространством, в рамках которого осуществляется по­литика, может быть пространство всего государства, отдель­ного региона, административной единицы, системы органи­заций, отдельной организации, ведомства, предприятия, уч­реждения.

Области политики:

— экономическая;

— военная;

— социальная;

— национальная, в области культуры, науки, образования. Политику составляют:

— личностные компоненты (субъекты и объекты полити­ки);,

— субординационные компоненты;

— функциональные компоненты.

Носителями (субъектами) политики могут быть государ­ства, партии, движения, отдельные лица. Объектами полити­ки являются народные массы и отдельные люди.

К субординационным компонентам относятся внутрен­няя и внешняя политика, политическая стратегия и такти­ка. Внутренняя политика регулирует отношения между общ­ностями и социальными группами, классами, нациями, на­селением регионов.

Внешняя политика регулирует международные отноше­ния в интересах всего населения страны, а не какого-либо социального слоя или узкой правящей группы.

Политическая стратегия устанавливает главные соци­альные цели, определяет основные направления деятельнос­ти на том или ином историческом отрезке времени, устанав­ливает основные социальные силы, которые будут осуществ­лять эти цели, разрабатывает модель нового общества.

Политическая тактика — совокупность путей, форм, ме­тодов достижения поставленных стратегических целей в за­висимости от конкретных условий.

Функциональные компоненты политики:

— выработка и принятие программных решений;

— деятельность по обеспечению выполнения решений;

— корректирование и регулирование;

— учет и контроль за выполнением поставленных страте­гических задач.

Таким образом, политическая система общества — это со­вокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотно­шения между ними, в которых реализуется политическая власть.

Структура политической системы включает в себя:

— политические отношения;

— политические организации (институты);.— политические нормы;

— политическую культуру.

Представления о мире политики, ее особенностях и за­кономерностях называются политической культурой. Поли­тическая культура включает в себя политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концеп­ции, убеждения, ориентиры и установки людей. Она представ­ляет не саму политику или политические процессы, а их осоз­нание, объяснение. Политическая культура — ценностно-нор­мативная система, которую разделяет большинство населе­ния, реализуемая через политическое поведение.

Функции политической культуры:

— регулирующая, прямое и косвенное воздействие на лю­дей и их организации, на восприятие ими политических событий, оценку политических систем и должностных лиц разных рангов, на процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений;

— воспитательная, способствует интеллектуальному разви­тию личности, расширению ее кругозора, формирует ин­терес к политической жизни, способствует повышению политической активности масс;

— коммуникативная, через политические традиции, господ­ствующие в общественном сознании и практике, стерео­типы политического сознания и поведения передаются новым поколениям;

— интегративная, объединяет людей, имеющих сходные по­литические взгляды, способствует консолидации обще­ства, обеспечивает поддержку политической системы большинством общества;

— познавательная, развивает интерес к политической ис­тории, активизирует процесс познания политических идей, теорий;

— нормативно-ценностная, способствует усвоению полити­ческих норм и ценностей, характерных для данного об­щества, и социализации личности.

Центральным элементом политической культуры явля­ется не идеология, а политическое мировоззрение, в основе которого находятся общечеловеческие, гуманистические идеи, их совокупность.

Политическая культура — это готовность и умение со­циальных групп и власти согласовывать частные и обществен­ные интересы. Устойчивость и Жизнеспособность политичес­кой системы зависят от степени соответствия ее ценностей политической культуре большинства граждан. Связующими элементами политической культуры являются национально-государственные символы и идеалы.

Политические нормы — это правила политического по­ведения, стандарты, ожидания, запреты и разрешения, опре­деляющие политическую деятельность индивидов и соци­альных групп в соответствии с ценностями конкретной поли­тической культуры.

Политическая норма — это правило достижения влас­ти. Политические нормы используются субъектами полити­ки в борьбе за власть и при ее осуществлении. Нормы поддер­живаются угрозой применения средств и санкций политичес­кого насилия.

В гражданском обществе и правовом государстве действу­ют и развиваются политические и иные организации, партии и движения:

—- политические партии, организации, движения, цель ко­торых — воздействие на политику;

— организации, возникшие в силу экономических, соци­альных причин (профсоюзы, кооперативные и другие организации), главные задачи у них не политические, а производственные, социально-бытовые, культурные;

— организации, возникшие на основе личных склоннос­тей и интересов, они могут становиться объектом воздей­ствия политических органов и организаций. Политическая партия — это политическая общественная

организация, которая борется за власть или участие в осуще­ствлении власти.

Функции политических партий:

— выявление и оформление интересов социальных групп и отдельных граждан;

— нахождение путей и способов реализации этих интересов;

— формирование общественного мнения в пользу своей партии.

Политические партии появляются в XIX в., до этого су­ществовали соперничающие группы, объединившиеся вокруг семей или вождей.

М. Вебер выделил две ступени формирования партии:

1. Политический клуб, группы по интересам или груп­пы, собиравшиеся вокруг какой-либо газеты, парламентской фракции.

2. Собственно партия — структура, имеющая средства воздействия на граждан (пропаганда, агитация, политичес­кое просвещение граждан).

Считается, что первой такой партией стала либеральная партия в Великобритании.

Существуют разные классификации партий.

По характеру политических задач и доктрин выделяют:

— революционные, которые нацелены на коренную ломку общественных устоев;

— реформистские, стремящиеся на изменения без потрясений;

— консервативные, нацеленные на сохранение существую­щих порядков;

— реакционные, стремящиеся возродить ранее существовав­шие порядки.

По идеологии:

— демократические (либерально-демократические);

— клерикальные (основа — религиозная идеология);

— социалистические (социал-демократические);

— крестьянские (аграрные);

— коммунистические.

Американский политолог и историк С. Коэн предлагает следующую классификацию партий:

— партия-авангард;

— парламентская партия, которая имеет жесткую органи­зацию, программу, устав, фиксированное членство;

— партия избирательной компании, не имеющая постоян­ного членства, жесткой организации, членских взносов. По отношению к власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Правящие партии осуществляют управление государством через законодательную и исполнительную власть; оппозиционные партии предлагают альтернативную политику.

Политическая система, в которой кроме правящей партии существуют оппозиционные партии, называется многопартий­ной. Она имеет следующие признаки:

— статус (правящая или оппозиционная) партии зависит от результатов выборов;

— конкуренция между партиями, наличие у них альтерна­тивных программ общественного развития;

— равенство прав всех партий в борьбе за власть. Принцип устройства политической жизни общества, ос­нованный на борьбе за власть между различными партиями, группами, движениями, называется политическим плюрализ­мом. Его противоположностью является политический моно­полизм, для которого характерна монополия на власть од­ной партии, господство единой идеологии, приоритет интере­сов государства над интересами общества и личности.

В XX в., когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, партии начали терять свой классовый облик и превращаться в общенародные партии.

Массовые политические движения отличаются от пар­тий тем, что они нестабильны, организационно не оформле­ны, аморфны. В них объединяются люди неодинаковых по­литических взглядов и мировоззрений. Свои усилия участни­ки движений направляют на достижение общих целей, на разрешение общих проблем. Массовые движения способству­ют развитию прямой демократии, формированию гражданс­кого общества. Общественные движения дополняют деятель­ность государства, выдвигая новые инициативы и идеи, спо­собствуют ослаблению социального напряжения в обществе. Через массовые движения происходит воспитание членов об­щества, осуществляется перестройка общественного сознания, если оно не отвечает требованиям времени. Благодаря учас­тию в массовых акциях люди удовлетворяют эмоциональную потребность в общении. Таким образом, участвуя в массовых движениях, человек получает возможность активно влиять на окружающую действительность.

Многочисленные западные партийные системы можно разделить на следующие основные группы:

— многопартийные системы без монопольно господствующей партии, отсутствие абсолютного большинства в парламенте у одной партии, парламентские блоки и коалиции;

— многопартийные системы с монопольно господствующей партией, абсолютное большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийное правительство;

— двухпартийные системы, монопольное господство на по­литической арене двух главных партий, которые попе­ременно сменяют друг друга у власти: одна правящая, другая — в оппозиции;

— однопартийные системы.

В XX в. наиболее влиятельными идеологическими тече­ниями в политике были либерализм, консерватизм, социа­лизм и коммунизм.

Политические идеи классического либерализма:

— разделение властей;

— суверенитет нации;

— верховенство закона;

— свободная борьба политических партий. Классический либерализм исходит из того, что необхо­димо в первую очередь обеспечить следующие гражданские права и свободы:

— свобода мысли;

— свобода слова;

— свобода совести;

— право на объединение;

— право на выбор профессии.

Неолибёрализм расширил функции государства в эко­номике, признавая роль государства в защите предпринима­тельства, рынка, конкуренции, необходимость разработки стратегии экономического развития и социальной защиты на­селения.

Консервативная идея подразумевает:

— стабильность, предпочтение устоявшихся институтов нов­шествам;

— общечеловеческие (христианские) ценности;

— убеждение в природном неравенстве людей и необходи­мости классовой иерархии.

Неоконсерватизм базируется на приверженности рыноч­ной экономике, уважении свободы отдельного индивида, за­щите традиционных ценностей. Идеал неоконсерваторов — социально ответственная личность и политически стабиль­ное государство.

И либералы, и консерваторы признают частную собствен­ность основой всей жизни. Для коммунистов основа обще­ства — общественная собственность, социалисты и социал-демократы признают возможность существования смешанной собственности.

Коммунистическая идея:

— необходимость социальной революции для коренного пе­реустройства общества;

— особая историческая миссия пролетариата как могиль­щика буржуазии;

— равенство людей и социальная справедливость, основан­ная на общественной собственности на средства произ­водства;

— приоритет общественных интересов над личными;

— вера в идеальное коммунистическое общество. Идеология — это совокупность убеждений и идей, опре­деляющих ориентацию политического движения, партии, группы лиц, человека.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал