Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды человеческой деятельности






Все живые существа взаимодействуют с окружающей сре­дой. Внешне это проявляется в движениях — двигательной активности. Для животных характерно приспособление к окружающей среде. Известно, что животные не только могут использовать различные природные предметы в качестве ору­дий, но и даже изготавливать их. Приспособительное поведе­ние животных определяется строением их тела и природны­ми условиями жизни, т. е. они используют то, что им дает природа, не изменяя ее. Человечество отличается от всех при­родных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как челове­ческая деятельность. Деятельность — форма активности, на­правленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды, на получение нового продукта или результата. И поведение жи­вотных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.

В структуре деятельности выделяют субъект и объект дея­тельности. Субъект — тот, кто осуществляет действие, облада­ет активностью, направленной на объект. Субъектом деятель­ности могут быть отдельный индивид, группа людей, органи­зация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или самого себя. Объект деятельности — это то, на что она направлена. Объектом могут быть природа в целом или ее отдельные элементы, а также различные сферы человеческой жизни. В широком смысле под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом. Человек целе­направленно преобразует те или иные формы бытия. Услови­ем человеческой деятельности являются наличие заданной цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.

Цель — это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата. Для того чтобы цель была дос­тигнута, необходимы средства ее достижения — все то, что используется ради достижения цели. Средства достижения должны соответствовать цели, чтобы получился желаемый результат. В процессе деятельности получается результат, который изначально был в представлении человека. Получа­ется, что деятельность включает в себя идеальное и матери­альное преобразование объекта.

Деятельность состоит из действий, предстает как цепь действий. В действии видны цель, средство, результат. Способ выполнения действий называется операцией, большинство операций выполняются автоматически.

Существуют различные классификации видов деятельно­сти. Различают деятельность практическую (направленную на преобразование объектов природы и общества) и духовную (на­правленную на изменение сознания людей). Практическая де­ятельность в свою очередь делится на материально-производ­ственную (преобразование природы) и социально-производ­ственную (преобразование общества). В духовной деятельнос­ти выделяют духовно-практическую и духовно-теоретическую.

Другая классификация делит деятельность на репродук­тивную (получение уже известного результата) и продуктив­ную (выработка новых целей и средств их достижения).

По полученным результатам деятельность может быть созидательной или разрушительной.

В процессе деятельности человек взаимодействует с дру­гими людьми, обменивается с ними информацией. Этот про­цесс называется общением.

Мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей биологических, социальных, идеальных (потребностей познания).

Американский психолог А. Маслоу выделяет физиоло­гические, экзистенциальные, социальные, престижные, духов­ные потребности.

Физиологические потребности вызваны биологической природой человека: воспроизводство рода, пища, одежда, от­дых и т. д. К экзистенциальным относятся потребности в безо­пасности существования, комфорте, гарантии занятости и т. д.

Эти две группы потребностей Маслоу отнес к первичным (врожденным). К вторичным (благоприобретенным) потребно­стям он отнес социальные (потребности общения, совместной деятельности и т. д.), престижные (потребности самоуваже­ния, признания успеха и т. д.), духовные (потребности в само­уважении).

Потребности каждого нового уровня становятся насущ­ными после удовлетворения предыдущих.

Кроме того, выделяются потребности подлинные (разум­ные) и мнимые (ложные). Удовлетворение подлинных потреб­ностей побуждает человека к активной и полезной деятель­ности, мнимых — ведет к деградации личности.

Другим мотивом деятельности человека являются соци­альные установки — ориентация человека на социальный

объект, предрасположенность к определенным действиям по отношению к этому объекту.

Особая роль в мотивации деятельности принадлежит ин­тересам — осознанным потребностям, имеющим для людей существенное значение. Интерес человека направлен не на предмет потребности, а на общественные условия, делающие доступным этот предмет.

Интересы зависят от социального положения человека. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются побудительными стимулами в различных видах деятельности.

Интересы различаются по степени общности (индивидуаль­ные, групповые, общественные), направленности (экономичес­кие, политические, социальные, духовные), по степени осознан­ности, по возможности осуществления (реальные и мнимые).

Человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у человека способностей — индивидуальных особен­ностей, от которых зависит успешность той или иной деятель­ности. Способности различаются по видам деятельности, к которым они относятся (научные, математические и т. д.).

Талант — это совокупность способностей, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности. Гени­альность — высшая ступень развития способностей.

Деятельность человека носит не только сознательный, но и бессознательный характер (бессознательное изучалось 3. Фрейдом и К. Юнгом). Неосознанная или недостаточно осоз­нанная потребность называется влечением — начальный этап формирования мотивов.

М. Вебер разделил действия в зависимости от мотивов на целерациональные (цель осознается); ценностно-рациональные (деятельность, основанная на принципах, заповедях, требова­ниях); аффективные (обусловлены эмоциональными состояни­ями); традиционные (основаны на длительной привычке).

Труд — социальная деятельность человека, т. е. его спо­собность преобразовывать окружающую среду. В широком смысле труд выступает как свойство всякой человеческой де­ятельности, а не как ее разновидность. В процессе труда люди общаются между собой, обмениваются способами деятельно­сти, что способствует их социализации.

Трудовая деятельность характеризуется:

— использованием и изготовлением орудий труда;

— целеполаганием;

— совместным характером деятельности;

— направленностью на преобразование человеческого мира.

Другим социализирующим фактором является игра — это деятельность, имитирующая реальные действия. Как про­образ действий, она обучает или тренирует, развивает способ­ности. Игра свойственна всем развитым биологическим ви­дам. Игра у людей преобразовалась в форму коллективной деятельности, обеспечивалась развитым общением и стала специфической формой коллективного образа жизни.

Учение является видом деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений.

Ещё одним видом деятельности является общение. При нём происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Творчество — это деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. В понятие творческой деятельности включаются воображе­ние, интуиция, творческое озарение. Деятельность является главной составляющей жизни человека, который именно в процессе деятельности формируется и самореализуется.

Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал