Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды человеческой деятельности
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях — двигательной активности. Для животных характерно приспособление к окружающей среде. Известно, что животные не только могут использовать различные природные предметы в качестве орудий, но и даже изготавливать их. Приспособительное поведение животных определяется строением их тела и природными условиями жизни, т. е. они используют то, что им дает природа, не изменяя ее. Человечество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как человеческая деятельность. Деятельность — форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды, на получение нового продукта или результата. И поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку. В структуре деятельности выделяют субъект и объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществляет действие, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности могут быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или самого себя. Объект деятельности — это то, на что она направлена. Объектом могут быть природа в целом или ее отдельные элементы, а также различные сферы человеческой жизни. В широком смысле под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом. Человек целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Условием человеческой деятельности являются наличие заданной цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью. Цель — это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата. Для того чтобы цель была достигнута, необходимы средства ее достижения — все то, что используется ради достижения цели. Средства достижения должны соответствовать цели, чтобы получился желаемый результат. В процессе деятельности получается результат, который изначально был в представлении человека. Получается, что деятельность включает в себя идеальное и материальное преобразование объекта. Деятельность состоит из действий, предстает как цепь действий. В действии видны цель, средство, результат. Способ выполнения действий называется операцией, большинство операций выполняются автоматически. Существуют различные классификации видов деятельности. Различают деятельность практическую (направленную на преобразование объектов природы и общества) и духовную (направленную на изменение сознания людей). Практическая деятельность в свою очередь делится на материально-производственную (преобразование природы) и социально-производственную (преобразование общества). В духовной деятельности выделяют духовно-практическую и духовно-теоретическую. Другая классификация делит деятельность на репродуктивную (получение уже известного результата) и продуктивную (выработка новых целей и средств их достижения). По полученным результатам деятельность может быть созидательной или разрушительной. В процессе деятельности человек взаимодействует с другими людьми, обменивается с ними информацией. Этот процесс называется общением. Мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей биологических, социальных, идеальных (потребностей познания). Американский психолог А. Маслоу выделяет физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные потребности. Физиологические потребности вызваны биологической природой человека: воспроизводство рода, пища, одежда, отдых и т. д. К экзистенциальным относятся потребности в безопасности существования, комфорте, гарантии занятости и т. д. Эти две группы потребностей Маслоу отнес к первичным (врожденным). К вторичным (благоприобретенным) потребностям он отнес социальные (потребности общения, совместной деятельности и т. д.), престижные (потребности самоуважения, признания успеха и т. д.), духовные (потребности в самоуважении). Потребности каждого нового уровня становятся насущными после удовлетворения предыдущих. Кроме того, выделяются потребности подлинные (разумные) и мнимые (ложные). Удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной и полезной деятельности, мнимых — ведет к деградации личности. Другим мотивом деятельности человека являются социальные установки — ориентация человека на социальный объект, предрасположенность к определенным действиям по отношению к этому объекту. Особая роль в мотивации деятельности принадлежит интересам — осознанным потребностям, имеющим для людей существенное значение. Интерес человека направлен не на предмет потребности, а на общественные условия, делающие доступным этот предмет. Интересы зависят от социального положения человека. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются побудительными стимулами в различных видах деятельности. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности, по возможности осуществления (реальные и мнимые). Человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у человека способностей — индивидуальных особенностей, от которых зависит успешность той или иной деятельности. Способности различаются по видам деятельности, к которым они относятся (научные, математические и т. д.). Талант — это совокупность способностей, позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности. Гениальность — высшая ступень развития способностей. Деятельность человека носит не только сознательный, но и бессознательный характер (бессознательное изучалось 3. Фрейдом и К. Юнгом). Неосознанная или недостаточно осознанная потребность называется влечением — начальный этап формирования мотивов. М. Вебер разделил действия в зависимости от мотивов на целерациональные (цель осознается); ценностно-рациональные (деятельность, основанная на принципах, заповедях, требованиях); аффективные (обусловлены эмоциональными состояниями); традиционные (основаны на длительной привычке). Труд — социальная деятельность человека, т. е. его способность преобразовывать окружающую среду. В широком смысле труд выступает как свойство всякой человеческой деятельности, а не как ее разновидность. В процессе труда люди общаются между собой, обмениваются способами деятельности, что способствует их социализации. Трудовая деятельность характеризуется: — использованием и изготовлением орудий труда; — целеполаганием; — совместным характером деятельности; — направленностью на преобразование человеческого мира. Другим социализирующим фактором является игра — это деятельность, имитирующая реальные действия. Как прообраз действий, она обучает или тренирует, развивает способности. Игра свойственна всем развитым биологическим видам. Игра у людей преобразовалась в форму коллективной деятельности, обеспечивалась развитым общением и стала специфической формой коллективного образа жизни. Учение является видом деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений. Ещё одним видом деятельности является общение. При нём происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. Творчество — это деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. В понятие творческой деятельности включаются воображение, интуиция, творческое озарение. Деятельность является главной составляющей жизни человека, который именно в процессе деятельности формируется и самореализуется. Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
|