Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественный прогресс и его критерии
Прогресс — направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, переход на более высокую ступень развития, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. Регресс — понятие противоположное, движение от высшего к низшему. Представления об определенной направленности общественного развития появились еще в древности, когда развитие общества понималось в основном как простая последовательность событий либо как постепенная деградация от исходного «золотого века». Греческий поэт VII в. до н. э. Гесиод выделял пять стадий развития общества, считая, что человечество деградировало от «золотого века», где люди жили легко и беспечно, к веку «железному», в котором царит зло и отсутствует справедливость. Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторение одних и тех же стадий. Идея прогресса заключалась в прогрессе в умственной сфере, в усвоении и углублений знаний о мире и человеке. Не будучи властен над судьбой, человек должен следовать установленному порядку, этот порядок и есть результат умственного прогресса. В средневековой христианской Европе прогресс рассматривался либо как совершенствование внутреннего мира человека, его души, либо как наступление царства Божия на Земле и соответствующего идеального общественного порядка. Прогресс, таким образом, рассматривался вне рамок исторического развития. В эпоху Возрождения с понятием прогресса связывали увеличение власти человека над природой и уменьшение зависимости от нее. Французские просветители Ж. Кондорсе и А. Тюрго выдвинули в качестве критерия прогресса развитие разума. Кондорсе считал историю продуктом разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и «естественности». Тюрго большое значение в общественном развитии придавал росту экономики, прогрессу науки и техники, выдвигал идею о тесной связи развития общества с изменениями форм хозяйственной жизни. Ж.-Ж. Руссо обратил внимание на противоречивость прогресса, так как он разрушает целостность и гармоничность личности. А. Сен-Симон считал, что каждая общественная система является шагом вперед в истории. Движущими силами общественного развития он считал прогресс научных знаний, морали и религии. Итальянский философ XVII-XVIII вв. Дж. Вико создал теорию исторического круговорота, согласно которой в человеческой истории повторяются одни и те же стадии, человечество постоянно возвращается к исходному пункту, когда после зрелости наступает упадок, конец истории. Немецкий философ Ф. Шеллинг видел прогресс в приближении к правовому устройству, Гегель считал источником прогресса развитие знания (теологическое — метафизическое — научное), а критерий видел в сознании свободы. К. Маркс, разработав закон развития и смены ОЭФ, источник развития общества видел в изменении способа производства материальных благ, в развитии производительных сил. О. Конт видел в прогрессе «фундаментальный принцип человеческого общества», Спенсер настаивал на том, что «прогресс» не есть ни дело случая, ни дело, подчиненное воле человеческой, а «благотворная необходимость». XX в., полный драматических и трагических событий, породил теории, отрицающие прогрессивное развитие человечества. О. Шпенглер, считая, что Запад начал уже переход от культуры к цивилизации, предсказывал закат европейской цивилизации к 2000 г. А. Тойнби, отказавшись от концепции единства мировой истории, выделил локальные цивилизации, в каждой из которых различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. К. Поппер, определяя прогресс как движение какой-либо цели, говорил о возможности прогресса только для отдельных человеческих индивидуумов, но не для исторического процесса в целом. Другая часть ученых и мыслителей, не отвергая очевидности прогрессивного развития общества, связывает прогресс с развитием социальных отношений, процессами модернизации, усложнения производства и управления, изменения роли науки и информации. Американский экономист Дж. Гелбрейт связывает прогресс человечества с прогрессом техники. В своей теории конвергенции он утверждает, что главная задача общества — развитие производства, поэтому реальная власть переходит к лицам, управляющим производством (менеджерам). Это способствует слиянию двух общественных систем (капитализма и социализма) и ведет к созданию единого индустриального общества. Концепции постиндустриального общества (У. Ростоу, Р. Арон, О. Тоффлер) рассматривают современную цивилизацию как очередной прогрессивный этап в истории человечества. Во всех современных концепциях прогрессивного развития человечества доминирует евроцентристское видение мира: достижения и ценности западного общества рассматриваются как определяющие развитие всего современного мира. Общественный прогресс противоречив, современные мыслители постепенно отказываются от идеи совершенного общества, в котором найдут полное разрешение все проблемы, волнующие человека. Прогресс — не прямая линия, возможны срывы, откаты назад, регресс. Прогресс в одной сфере общественных отношений может вызвать регресс в других (на- пример, проблемы экологии тесно связаны с уровнем развития производства). Современный мир весьма противоречив, его противоречия носят глобальный характер. В экономике главным противоречием сегодня является противоречие между Севером и Югом, между развитыми и развивающимися странами. В культуре развиваются противоречия между традиционными и техногенными культурами, между культурами, базирующимися на разных религиях. Традиционная культура, характерная для стран Юга, ориентирована на устойчивую систему ценностей, на сохранение традиций. Традиционные культуры часто базируются на исламе, на национальных религиях и верованиях. Для техногенной культуры характерны отказ от традиций и быстрая смена духовных ценностей. В религиозном отношении индустриальное общество ориентировано на христианство. В социальной сфере наиболее очевидным является противоречие между устойчивым ростом населения и ограниченным количеством средств существования. Продолжает сохраняться и влиять на развитие общества социально-экономическое противоречие между человеческим и машинным факторами производства, при котором человек является как бы придатком машин, при этом технологические сбои и нарушения могут привести к катастрофическим последствиям. Сегодня утверждается точка зрения, что главной целью общественного развития является создание условий для всестороннего развития человеческой личности. Поэтому критерием прогресса является та степень свободы, которую общество может предоставить личности для наиболее полной реализации ее возможностей. Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: социальных общностей, их организаций, выдающихся личностей, индивидов. В столкновении противоборствующих сил пробивается общая линия прогресса. Творческие силы исторического процесса — те силы, которые своей деятельностью готовят прогрессивные изменения в обществе или активно участвуют в их осуществлении. Прогрессивные изменения осуществляются через революции или реформы. Революция — это переход из одного качественного состояния в другое. В обществе происходят разнообразные революции в производительных силах, науке и технике, в сознании и культуре. В отличие от них, социальная революция — это качественные изменения в общественных отношениях, во всей их системе. Составной частью социальной революции всегда является революция политическая — переход власти в руки нового класса. Сегодня происходит постепенный отказ от идеи закономерности социальных революций для решения назревших исторических задач. Гораздо чаще изменения происходят в результате реформ. Реформа — это преобразования в обществе, не уничтожающие основы существующей социальной структуры и социальных отношений и сохраняющие политическую власть в руках правящего класса. Реформы предполагают сравнительно медленные, постепенные изменения, тогда как революция — это всегда быстрые преобразования. Современное обществознание оперирует также понятием «инновация», под которым понимается рядовое, однократное улучшение какой-либо стороны жизни общества. Современное понимание прогресса, таким образом, отвергает идею обязательности прогрессивного развития в силу объективных социально-исторических законов. Выбор прогрессивных тенденций развития зависит прежде всего от людей, а не изначально задан.
|