Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цивилизация Европы в средние века
Следующим этапом в истории мировых цивилизаций стали средние века. Сам термин появился в XV-XVI вв. для обозначения времени, отделявшего эпоху Возрождения от античности. Гуманисты считали, что это было время толпы, упадка культуры, которое ничего не дало для развития человечества. Сегодня негативная окраска исчезла, этим термином обозначают эпоху феодализма. На Востоке и на Западе этот этап человеческой истории проходит неодинаково. В Европе средневековье имеет четкие хронологические рамки: V-XVII вв. (от гибели Западной Римской империи до Английской буржуазной революции). Согласно средневековым представлениям общество сотворено Богом, который установил определенный порядок. Оно процветает лишь при условии, что все его члены выполняют предписанные им функции: духовенство молится, рыцарство воюет, крестьянство трудится. Средневековое общество было по своей сути патриархальным, человек был частью коллектива и воспитывался в уважении к стабильности. Важнейшими принципами считались соблюдение надлежащего образа жизни, групповая солидарность, уважение традиций. Каждый человек четко представлял свое место в социальной иерархии. Корпорация (общность), к которой принадлежал человек, брала на себя защиту его профессиональных, духовных, правовых интересов. Групповая солидарность не только опиралась на совместную собственность и совместную деятельность, но и закреплялась через право и ритуалы. Общность регулировала и регламентировала все стороны жизни своих членов, но при этом строилась на договорных, добровольных началах. Этот демократизм был противовесом авторитаризму средневековых монархий и власти феодальных сеньоров. Для общинного сознания характерно особое понимание свободы как привилегий, которые дает тот или иной социальный статус, принадлежность к той или иной корпорации. Через общности развивалось и укреплялось самосознание сословий и социальных слоев. Общности оберегали своих членов от произвола властей, способствовали развитию политической инициативы. Основной массой населения средневековой Европы и основными производителями материальных благ были крестьяне, центр тяжести всегда лежал на крестьянском хозяйстве. Крестьянство было неполноправным сословием, не имело права собственности на землю, которая принадлежала феодалам. За пользование землей оно несло различные повинности, в первую очередь барщину и оброк. Кроме поземельной зависимости, крестьянство находилось и в личной (крепостной). Рыцарство боялось, презирало и ненавидело крестьян, церковь оказывала им определенное покровительство (христианство считало всех равными перед Богом). Рыцарство было привилегированным сословием, имевшим исключительные права на землю, ношение оружия и участие в войне. Отношения внутри этого сословия строились на принципе вассалитета, когда за полученный феод вассал должен был оказывать своему сеньору услуги, прежде всего нести военную службу. Вассалитет — это система подчинения одних рыцарей-феодалов другим. Вассалитет был выходом из ситуации раздробленности и отношений силы. Вассал — это рыцарь, который получал от другого рыцаря, сеньора, землю в наследственное владение (лен или феод), за что выполнял определенные обязанности. Феод — это не только земельный участок, но и крестьяне, на нем работающие, а также право сбора и присвоения налогов, право суда, охоты и т. д. Вассально-сеньорная зависимость скреплялась присягой. Рыцарь был вассалом более крупного феодала, своего сеньора, тот, в свою очередь, — вассалом еще более крупного феодала, и далее вверх по феодальной лестнице, на вершине которой находился король — верховный сеньор всех феодалов. Кодекс чести рыцаря включал в себя верность сеньору (если сеньор сам соблюдал договор), мужество, верность слову, доблесть, физическую силу, щедрость, защиту церкви, служение прекрасной даме. Эти правила не распространялись на низшие сословия, прежде всего на крестьян. Рыцарство было замкнутым сословием, крестьянин или горожанин мог получить рыцарское звание только в исключительных случаях. Духовенство также было привилегированным сословием, что объяснялось, в первую очередь, особой ролью христианской церкви в средние века. В отличие от рыцарства оно постоянно пополнялось за счет других слоев населения, в том числе беднейших, даже крестьяне иногда становились римскими папами. Духовенство имело сложную иерархию, простиравшуюся от папы, кардиналов, аббатов, которые сами были крупными феодалами, до приходских священников, чья жизнь мало чем отличалась от жизни крестьян или простых горожан. Особое социальное положение духовенства подчеркивалось его отграничением от мирян: обряд священства, обет безбрачия (целибат). Духовенство было долгое время единственным образованным сословием, обладавшим монополией на образование, занятия наукой, толкование Священного Писания. Религия играла ключевую роль в европейском средневековом обществе. Все события для средневекового человека объяснялись божественным промыслом. Граница между видимым и невидимым практически отсутствовала. Более того, видимое было менее реальным, чем невидимое, оказывалось символом последнего. Средневековый человек жил в лесу религиозных символов и символических толкований. Люди постоянно ждали чего-то необычного, верили в чудеса. Любое важное событие связано с совершением религиозных обрядов и посещением церкви (7 таинств: крещения, миропомазания, брака, исповеди, соборования, причащения, священства). Представления человека о мире, в котором он жил, базировались на христианских догматах о сотворении мира, страшном суде, спасении, посмертном воздаянии за дела и поступки, конце света. Средневековая мораль основывалась на заповедях Моисея и Нагорной проповеди Христа. Католическая церковь была важнейшим социальным и политическим инструментом средневековья. В первые века после падения Римской империи церковь являлась объединяющей силой, взяв на себя функции восстановления порядка в обществе. Церкви принадлежали огромные наделы земли и другие материальные богатства, что делало ее относительно независимой от светской власти. Она являлась собирательницей знаний и хранительницей христианского учения. Претендуя на роль верховного наставника всего общества и ставя себя выше любого государя, церковь не только участвовала в политической борьбе, но и имела возможность для критики государей, заставляя их выполнять свой долг и подчиняться законам. Сословие горожан не вписывалось в тройственную модель средневекового общества. К горожанам относились не только ремесленники, но и врачи, юристы, учителя. Социальный статус горожанина определялся рядом особых правовых норм: принципом личной свободы, правом собственности, участием в городском самоуправлении и в городском ополчении. Ценности, сформировавшиеся в городской среде, отличались от ценностей, характерных для средневекового общества: уважение личной свободы и независимости, высокая оценка профессионализма, стремление к образованию, поддержка личной инициативы. Города, развитие которых началось в Европе в IX-XI вв., представляли собой часть феодальной системы. Горожане, находясь в вассальной зависимости, вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, принуждались к барщине, попадали в личную зависимость. Все это было несовместимо с городскими занятиями и образом жизни и породило коммунальные движения, целью которых было избавиться от феодальных злоупотреблений, получить свободу рыночной деятельности и личную свободу для горожан. В результате своей борьбы города получили следующие привилегии: самоуправление, правовую автономию, свой суд, право распоряжения налогами, монополию на торговлю и ремесло, рыночное право, право на прилегающие угодья, отделение от всех, кто не является жителем данного города. Город-коммуна не только обеспечивал личную свободу своим жителям, но в нем возникали республиканские формы правления. Город утвердил значение мелкой и средней собственности, основанной на личном труде. В городе широко использовался наемный труд и развивался труд интеллектуальный. В городах формировался тип инициативного, образованного, предприимчивого человека — будущего буржуа. Феодализм на Востоке не был похож на классическую модель. Восточные цивилизации базировались на традиционности, на воспроизводстве одних и тех же социокультурных моделей, что привело на рубеже XVII-XVIII вв. к тому, что Европа стала обгонять Восток и в сфере производства, и в сфере науки. Основные черты европейской средневековой цивилизации: — глубокая вера в то, что социальный порядок установлен Богом; — деление общества на три сословия: крестьянство, рыцарство, духовенство; - особое положение горожан; — строгая иерархия общества, принцип вассалитета; — условная форма держания земли; — низкая социальная мобильность; — определяющее влияние христианства на жизнь общества; — цивилизация космогенная (как и цивилизации древности) основывалась на орудийной технике и ручной технологии, характеризовалась зависимостью общества от условий природной среды.
|