Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цивилизация Европы в средние века






Следующим этапом в истории мировых цивилизаций ста­ли средние века. Сам термин появился в XV-XVI вв. для обо­значения времени, отделявшего эпоху Возрождения от антич­ности. Гуманисты считали, что это было время толпы, упадка культуры, которое ничего не дало для развития человечества. Сегодня негативная окраска исчезла, этим термином обозна­чают эпоху феодализма.

На Востоке и на Западе этот этап человеческой истории проходит неодинаково. В Европе средневековье имеет четкие хронологические рамки: V-XVII вв. (от гибели Западной Рим­ской империи до Английской буржуазной революции).

Согласно средневековым представлениям общество со­творено Богом, который установил определенный порядок. Оно процветает лишь при условии, что все его члены выпол­няют предписанные им функции: духовенство молится, ры­царство воюет, крестьянство трудится.

Средневековое общество было по своей сути патриархаль­ным, человек был частью коллектива и воспитывался в ува­жении к стабильности. Важнейшими принципами считались соблюдение надлежащего образа жизни, групповая солидар­ность, уважение традиций. Каждый человек четко представ­лял свое место в социальной иерархии. Корпорация (общ­ность), к которой принадлежал человек, брала на себя защи­ту его профессиональных, духовных, правовых интересов. Групповая солидарность не только опиралась на совместную собственность и совместную деятельность, но и закреплялась через право и ритуалы.

Общность регулировала и регламентировала все сторо­ны жизни своих членов, но при этом строилась на договор­ных, добровольных началах. Этот демократизм был противо­весом авторитаризму средневековых монархий и власти фео­дальных сеньоров.

Для общинного сознания характерно особое понимание свободы как привилегий, которые дает тот или иной социаль­ный статус, принадлежность к той или иной корпорации.

Через общности развивалось и укреплялось самосозна­ние сословий и социальных слоев. Общности оберегали сво­их членов от произвола властей, способствовали развитию по­литической инициативы.

Основной массой населения средневековой Европы и ос­новными производителями материальных благ были кресть­яне, центр тяжести всегда лежал на крестьянском хозяйстве.

Крестьянство было неполноправным сословием, не име­ло права собственности на землю, которая принадлежала фе­одалам. За пользование землей оно несло различные повин­ности, в первую очередь барщину и оброк. Кроме поземель­ной зависимости, крестьянство находилось и в личной (кре­постной). Рыцарство боялось, презирало и ненавидело крес­тьян, церковь оказывала им определенное покровительство (христианство считало всех равными перед Богом).

Рыцарство было привилегированным сословием, имев­шим исключительные права на землю, ношение оружия и уча­стие в войне. Отношения внутри этого сословия строились на принципе вассалитета, когда за полученный феод вассал дол­жен был оказывать своему сеньору услуги, прежде всего не­сти военную службу.

Вассалитет — это система подчинения одних рыцарей-феодалов другим. Вассалитет был выходом из ситуации раз­дробленности и отношений силы. Вассал — это рыцарь, кото­рый получал от другого рыцаря, сеньора, землю в наследствен­ное владение (лен или феод), за что выполнял определенные обязанности. Феод — это не только земельный участок, но и крестьяне, на нем работающие, а также право сбора и присво­ения налогов, право суда, охоты и т. д. Вассально-сеньорная зависимость скреплялась присягой. Рыцарь был вассалом более крупного феодала, своего сеньора, тот, в свою очередь, — вассалом еще более крупного феодала, и далее вверх по фео­дальной лестнице, на вершине которой находился король — верховный сеньор всех феодалов.

Кодекс чести рыцаря включал в себя верность сеньору (если сеньор сам соблюдал договор), мужество, верность сло­ву, доблесть, физическую силу, щедрость, защиту церкви, слу­жение прекрасной даме. Эти правила не распространялись на низшие сословия, прежде всего на крестьян. Рыцарство было замкнутым сословием, крестьянин или горожанин мог полу­чить рыцарское звание только в исключительных случаях.

Духовенство также было привилегированным сослови­ем, что объяснялось, в первую очередь, особой ролью христи­анской церкви в средние века. В отличие от рыцарства оно постоянно пополнялось за счет других слоев населения, в том числе беднейших, даже крестьяне иногда становились римс­кими папами. Духовенство имело сложную иерархию, про­стиравшуюся от папы, кардиналов, аббатов, которые сами были крупными феодалами, до приходских священников, чья жизнь мало чем отличалась от жизни крестьян или простых горожан.

Особое социальное положение духовенства подчеркивалось его отграничением от мирян: обряд священства, обет безбрачия (целибат). Духовенство было долгое время единственным обра­зованным сословием, обладавшим монополией на образование, занятия наукой, толкование Священного Писания.

Религия играла ключевую роль в европейском средневе­ковом обществе. Все события для средневекового человека объяснялись божественным промыслом. Граница между ви­димым и невидимым практически отсутствовала. Более того, видимое было менее реальным, чем невидимое, оказывалось символом последнего. Средневековый человек жил в лесу ре­лигиозных символов и символических толкований. Люди по­стоянно ждали чего-то необычного, верили в чудеса. Любое важное событие связано с совершением религиозных обря­дов и посещением церкви (7 таинств: крещения, миропомаза­ния, брака, исповеди, соборования, причащения, священства).

Представления человека о мире, в котором он жил, ба­зировались на христианских догматах о сотворении мира, страшном суде, спасении, посмертном воздаянии за дела и поступки, конце света. Средневековая мораль основывалась на заповедях Моисея и Нагорной проповеди Христа.

Католическая церковь была важнейшим социальным и политическим инструментом средневековья. В первые века после падения Римской империи церковь являлась объеди­няющей силой, взяв на себя функции восстановления поряд­ка в обществе. Церкви принадлежали огромные наделы зем­ли и другие материальные богатства, что делало ее относи­тельно независимой от светской власти. Она являлась соби­рательницей знаний и хранительницей христианского уче­ния. Претендуя на роль верховного наставника всего обще­ства и ставя себя выше любого государя, церковь не только участвовала в политической борьбе, но и имела возможность

для критики государей, заставляя их выполнять свой долг и подчиняться законам.

Сословие горожан не вписывалось в тройственную мо­дель средневекового общества. К горожанам относились не только ремесленники, но и врачи, юристы, учителя.

Социальный статус горожанина определялся рядом осо­бых правовых норм: принципом личной свободы, правом соб­ственности, участием в городском самоуправлении и в город­ском ополчении. Ценности, сформировавшиеся в городской среде, отличались от ценностей, характерных для средневе­кового общества: уважение личной свободы и независимос­ти, высокая оценка профессионализма, стремление к образо­ванию, поддержка личной инициативы.

Города, развитие которых началось в Европе в IX-XI вв., представляли собой часть феодальной системы. Горожане, на­ходясь в вассальной зависимости, вынуждены были платить ренту деньгами или товарами, принуждались к барщине, по­падали в личную зависимость. Все это было несовместимо с городскими занятиями и образом жизни и породило комму­нальные движения, целью которых было избавиться от фео­дальных злоупотреблений, получить свободу рыночной дея­тельности и личную свободу для горожан.

В результате своей борьбы города получили следующие привилегии: самоуправление, правовую автономию, свой суд, право распоряжения налогами, монополию на торговлю и ре­месло, рыночное право, право на прилегающие угодья, отде­ление от всех, кто не является жителем данного города.

Город-коммуна не только обеспечивал личную свободу своим жителям, но в нем возникали республиканские формы правления. Город утвердил значение мелкой и средней собствен­ности, основанной на личном труде. В городе широко исполь­зовался наемный труд и развивался труд интеллектуальный.

В городах формировался тип инициативного, образован­ного, предприимчивого человека — будущего буржуа.

Феодализм на Востоке не был похож на классическую модель. Восточные цивилизации базировались на традици­онности, на воспроизводстве одних и тех же социокультур­ных моделей, что привело на рубеже XVII-XVIII вв. к тому, что Европа стала обгонять Восток и в сфере производства, и в

сфере науки.

Основные черты европейской средневековой цивилизации:

— глубокая вера в то, что социальный порядок установлен

Богом;

— деление общества на три сословия: крестьянство, рыцар­ство, духовенство;

- особое положение горожан;

— строгая иерархия общества, принцип вассалитета;

— условная форма держания земли;

— низкая социальная мобильность;

— определяющее влияние христианства на жизнь общества;

— цивилизация космогенная (как и цивилизации древно­сти) основывалась на орудийной технике и ручной тех­нологии, характеризовалась зависимостью общества от условий природной среды.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал