Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цивилизационный и формационный подходы
Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и всей человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко было обусловлено задачами обоснования проектов «идеального общества», в котором были бы преодолены пороки и недостатки общества современного. Соответственно этому история человечества расчленялась на три этапа: естественное или природное (до-общественное) состояние, общественное состояние, не соответствующее природе человека, и, наконец, разумное, или идеальное общество будущего. Обозначение этих этапов встречается уже у Платона. Древнеримский поэт Лукреций Кар разделил историю на три века: каменный, медный и железный, нарисовав в поэме «О природе вещей» картину смены каменных орудий медными, а медных — железными. В средние века преобладала патриархальная теория, сформулированная Платоном и Аристотелем, по которой в основе общества лежит патриархальная семья, из нее в конечном счете вырастает государство. Французский философ-просветитель XVHI в. Ж. Кондорсе разделил историю человечества на ступени хозяйствования: охота и рыболовство, скотоводство, земледелие. Гегель выделил три ступени исторического развития и, соответственно, три типа общества: восточный мир, античность, германский мир. В основу его периодизации были положены критерии, в известной мере отражающие логику исторического процесса. Шотландский философ А. Фергюссон разделил историю на три эпохи: дикость (охотничье хозяйство, отсутствие частной собственности); варварство (скотоводство, появление частной собственности, еще не закрепленной законом); цивилизация (земледелие, господство частной собственности). Итальянец Дж. Вико попытался рассматривать всю историю человечества как процесс, определяемый строгой закономерностью. Он же предложил теорию круговорота в истории. Американский этнограф второй половины XIX в. Л.-Г. Морган выделил три эпохи развития человечества: дикость, варварство и цивилизацию, при этом каждую эпоху он делил на три ступени (низшую, среднюю, высшую). Ф. Энгельс считал дикостью эпоху присваивающего хозяйства, варварством — период перехода к скотоводству и земледелию, цивилизацией — период промышленности. В современной истории и философии существуют два подхода к изучению и объяснению исторического процесса: формационный (ему близок стадиальный) и цивилизационный. Теория общественно-экономической формации (ОЭФ) была создана марксистской школой обществознания. ОЭФ — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества. В истории общества выделяются пять ОЭФ: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая, в которой первой фазой является социализм. Решающая роль отводится материальному производству, экономика является базисом формации, определяющим ее надстройку — совокупность политических, правовых, духовных отношений и институтов. Базис — это совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Он определяется формой собственности на средства производства. От базиса, в свою очередь, зависит тип надстройки. Способ производства состоит из производственных отношений (собственность на средства производства) и производительных сил, к которым относятся средства и предметы труда, а также люди с их умениями и навыками. Производительные силы быстро развиваются, на определенном этапе производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил, возникает конфликт, разрешаемый социальной революцией. В ходе революции устраняются старые производственные отношения, возникает новый базис (и соответствующая надстройка), в итоге осуществляется переход к новой ОЭФ. Для формационного подхода характерны: — убеждение в существовании объективных законов развития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь; — экономика является базисом формации, материальному производству принадлежит решающая роль в развитии общества; — общество развивается прогрессивно, критерием прогресса является развитие производительных сил, совершенствование производственных отношений; — неизбежность смены одной ОЭФ на другую. Таким образом, для теории ОЭФ характерны экономический детерминизм и отрицание своеобразия в развитии отдельных государств и народов. В противовес теории ОЭФ сторонники цивилизационно-го подхода на первый план выдвигают уникальность исторического пути того или иного народа и общества. В широком смысле под цивилизацией понимают определенный уровень развития материальной и духовной культуры. Цивилизации — это крупные социокультурные системы со своими закономерностями. Каждая цивилизация самобытна, «живет» своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Признаки цивилизации: — единое пространство; — единая система ценностей; — единые нормы морали; — специфический образ жизни; — психологическое осознание своего цивилизационного единства, единая ментальность; — характерный способ социального развития: эволюция, революция, традиция; ^ — единая экономическая система. Цивилизация выполняет две главные функции: — реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории; — дифференциация культурной жизни, преемственность, передача культуры через механизм традиций. Цивилизация — это организация общественной жизни и культуры в целях воспроизводства общественного богатства, подчиненная жесткому биологическому ритму: — рождение и детство (становление цивилизации); — молодость и зрелость (ее расцвет); — старость и «закат» (угасание цивилизации). В цивилизации принято выделять четыре подсистемы: биосоциальную (воспроизводство населения, здоровье, одежда и т. д.); экономическую; политическую; культурную. Русский ученый Н. Я. Данилевский предложил теорию «культурно-исторических типов», ядро каждого из которых составляют «исторические народы», имеющие собственную идею и задачу. Цивилизация является наиболее творческим периодом развития культурно-исторического типа. Локальные цивилизации делятся на четыре типа: — «первичные» (без ведущего начала, определяющего их смысл) — египетская, китайская, иранская; — «одноосновные» (выраженное начало, определяющее развитие цивилизации) — еврейская (религия), Древняя Греция (культура), Древний Рим (политика); — «двухосновные» (развитие двух начал) — европейская (политика и культура); — «объединительная» (в гармонии развиваются начала политические, культурные, религиозные, нравственно-экономические). К «объединительной» цивилизации мыслитель относил славянскую, но не как существующую реальность, а как возможность. Выше всего Данилевский оценивает разнообразие вариантов развития. Прогресс у него не в том, чтобы идти в одном направлении, а чтобы проходить равные расстояния. Любая цивилизация имеет право на существование, независимо от вклада в мировую историю, и ценна своим своеобразием. Решающим фактором для Данилевского является динамика социально-экономических процессов. Европейская цивилизация начала новый этап истории, заменив античное рабство менее жесткой формой зависимости — феодальной. Россия должна сменить европейский культурно-исторический тип, установив более современные и справедливые социально-экономические отношения, базой для формирования которых станет крестьянская община. Каждая новая цивилизация богаче в своих проявлениях предшествующих. Но при этом каждый культурно-исторический тип реализует собственную, неповторимую модель развития. . А. Тойнби также исходит из идеи существования самостоятельных цивилизаций, английский историк выделял следующие типы цивилизаций: — «первичные» — неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие; — «вторичные» — возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования; — «третичные», которые возникают на основе формирования единых религий и церквей из вторичных цивилизаций. Возникновение цивилизации Тойнби объяснял с помощью закона «вызова и ответа»: среда обитания бросает вызов человеку, который вынужден приспосабливаться к ней, создавая искусственную среду обитания. Если вызов слишком силен, культура останавливается в своем развитии. Слишком слабый вызов также не способствует возникновению цивилизации, так как благоприятные условия обитания не порождают мощного творческого импульса. Ответы на вызов ищет творческое меньшинство — элита. Когда элита утрачивает способность находить ответы, она лишается своего авторитета и пытается сохранить свое лидерство с помощью силы. Общество утрачивает свое единство, что приводит цивилизацию к гибели. Тойнби не выделяет исторические народы, считая, что возникновение цивилизации у того или иного народа зависит от внешних условий существования. Тойнби возлагал большие надежды на мировые религии, которые, сливаясь, будут объединять локальные цивилизации, чтобы в конце образовать единую мировую цивилизацию. Немецкий философ О. Шпенглер противопоставил понятия «цивилизация» и «культура». Он рассматривал культуру не как единую, общечеловеческую, а расколотую на восемь культур, вырастающих на основе своего собственного «прафеномена» — способа переживания жизни. Цивилизацию Шпенглер считал вырождением культуры — цивилизация есть победа механического над природным, внешнего над внутренним, города над деревней, разума над сердцем, космополитизма над патриотизмом. Переход от культуры к цивилизации античность совершила в IV в. до н. э., внутренняя смерть античного мира произошла в римскую эпоху. Запад начал этот переход в XIX в., смерть его культуры должна была наступить к 2000 г. Шпенглер поставил проблему глубинного проникновения в чужую культуру, тем самым сделав важный шаг в изучении локальных цивилизаций. Н. К. Рерих сводил различия культуры и цивилизации к противопоставлению сердца разуму. Культуру он связывал с миром духовности, а цивилизацию с гражданским, общественным устроением жизни. Ряд современных авторов полагает, что цивилизация фиксирует уровень и результат прогрессивного развития общества, а культура выражает механизм и процесс освоения этого уровня. Современный российский автор Л. И. Семенникова рассматривает цивилизацию «как сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу», т. е. культура является составной частью цивилизации. Таким образом, сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что: — человек является единственным творцом истории, изучение истории — это познание человека через формы его деятельности; — ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы; — каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс; прогресс относителен, так как может охватывать разные стороны жизни общества: экономику, политику, культуру; — современный мир состоит из множества локальных цивилизаций, относящихся к двум общим типам обществ: индустриальному (западному) и традиционному (восточному). Цивилизационный подход предполагает широкое использование сравнения историй цивилизаций, что дает возможность определять ценность изучаемого общества, его место в мировой истории и культуре. В последние годы историки и философы говорят о необходимости совмещения цивилизационного и формационного подхода в целях более глубокого проникновения в исторический процесс.
|