Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный этап НТР






На смену средневековому обществу пришла индустри­альная цивилизация (ее хронологические рамки XVII — се­редина XX в.)

Переходу к индустриальному обществу способствовали Возрождение, Реформация и промышленная революция.

Эпоха Возрождения (фр. — ренессанс) — время утверж­дения новых взглядов на человека и его предназначение в обществе, относится к XV-XVI вв. и охватывает значитель­ную часть европейских государств. Идейной основой Возрож­дения стал гуманизм (лат. — человечный), провозгласивший принципы уважения личности (индивидуализм) и самоцен­ности человека (антропоцентризм).

Возрождение дало понимание того, что человек должен оцениваться по своим личным качествам, а не по принадлеж­ности к сословию. Достоинство приобретается поступками человека, а не рождением. Человек рождается для счастья и успеха, есть центр Вселенной. В себе человек соединяет два начала — Божественное (душу) и земное (тело), воплощает в себе и Божественную силу, и земную красоту.

Реформация, проходившая b XVI-XVII вв., была широ­ким религиозным и общественно-политическим движением, направленым на коренное обновление католической церк­ви и упрощение веры. Наиболее яркие представители: Мар­тин Лютер (Германия), Жан Кальвин (Женева), Ульрих Цвингли (Цюрих).

Реформация создала новое направление в христианстве — протестантизм. Основные идеи протестантской религии:

— «спасение верой»: человек может спасти свою бессмерт­ную душу только верой; ни церковь, ни добрые дела спа­сения не дают; между Богом и человеком нет посредни­ков, поэтому церковная организация не нужна;

— «абсолютное предопределение»: Бог заранее (еще до рож­дения) предопределяет, кто получает спасение, а кто бу­дет лишен его;

— «мирское призвание»: успех в делах, богатство являют­ся знаками предызбранности к спасению. Протестантизм создал этическое учение для нового ин­дустриального общества: стремление к богатству и успеху, бе­режливость, ценность личной инициативы.

Начало индустриальной цивилизации было положено промышленной революцией, начавшейся в Англии в конце XVIII в., затем перекинувшейся во Францию (начало XIX в.), Германию и другие страны.

Промышленная революция (промьппленньш переворот) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Промышленная революция имеет две стороны:

— техническую: изобретение и внедрение машин, замена руч­ного труда машинным, утверждение фабрично-заводской системы, паровая машина — символ новой эпохи;

— социальную: формируются новые социальные классы — промышленная буржуазия и пролетариат, определяю­щие социальный облик индустриальной цивилизации; происходят процессы урбанизации.

Промышленная революция явилась ключевым явлени­ем в становлении индустриального общества. Промышлен­ность становится основой экономики, научный и техничес­кий прогресс определяют экономический рост. В результате революции изменилась социальная структура, она привела к становлению гражданского общества, рационализации всех сторон общественной жизни, утверждению либерально-демок­ратических ценностей.

Основой индустриальной (технической) цивилизации являются машинная техника и машинные технологии, раз­витие науки и техники, превращение науки в непосредствен­ную производительную силу общества.

Труд имеет наемный характер, развитые рыночные отно­шения, высокий уровень производительности труда и профес­сиональной выучки. Производитель (наемный рабочий) ли­шен средств производства, продукт труда оторван от непос­редственного производителя и принадлежит собственнику средств производства. То есть собственность сосредотачивает­ся в руках одной группы (буржуазии), способность к труду — в руках другой группы (рабочих). Это противоречие порожда­ет конфликты, разрешаемые либо социальными революция­ми, либо (что предпочтительнее) реформированием существу­ющих отношений.

Для индустриальной цивилизации характерна концент­рация средств производства, рабочей силы и выпуска продук­ции на крупных и крупнейших предприятиях.

Концентрация наблюдается также в социальной сфере (про­летариат и буржуазия — основные классы общества), в полити­ке (массовые партии), в науке (исследовательские центры), в рас­селении людей (крупные города и городские агломерации).

Централизация приводит к объединению предприятий, к созданию финансово-промышленных групп, слиянию или поглощению капиталов.

Стандартизация способствует выпуску массовой продук­ции, специализация ведет к ограничению функций человека-работника.

Максимизация стремится выжать из всего максимум воз­можного, увеличить до предела.

В индустриальной цивилизации вызрели мощные про­изводительные силы, был накоплен огромный научный и тех­нический потенциал, созданы предпосылки (в самых разви­тых странах) перехода к постиндустриальному обществу.

Черты индустриальной цивилизации:

— преобладание промышленного производства над сель­ским хозяйством;

— массовый характер производства;

— развитие товарно-денежных отношений, национальных и мировых рынков;

— урбанизация;

— высокая социальная мобильность, ликвидация сослов­ных привилегий;

— правовое государство; права и свободы граждан, закреп­ленные законом;

— гражданское общество;

— автономия личности, развитие индивидуализма;

— рационализм в духовной сфере;

— цивилизация техногенная, основанная на машинной тех­нике и машинной технологии.

Со второй половины XX в. развитие общества определя­ется научно-технической революцией, под которой понимает­ся качественный скачок в развитии науки и техники, корен­ным образом изменяющий производительные силы общества.

К характерным чертам НТР относятся:

— универсальность и всеохватность, она проявляется во всех областях человеческой деятельности, во всех регионах мира;

— чрезвычайное ускорение научно-технических преобразо­ваний;

— изменение роли человека в процессе производства, по­вышение требований к уровню квалификации, увеличе­ние доли умственного труда;

— использование достижений науки и техники в первую очередь в военных целях;

— использование военных технологий в народном хозяйстве. НТР включает в себя:

— науку, увеличилась доля занятых в ней, возросли рас­ходы на научные исследования, выросло значение нау­коемких производств;

- технику и технологию, созданы технологии, направлен­ные на сбережение ресурсов, новейшие электронные тех­нологии;

— производство, которое изменилось коренным образом на основе автоматизации, электронизации, химизации и космизации;

— управление, в котором стали использовать компьютер­ные технологии сбора информации, ее обработки и при­нятия решений.

НТР привела к ускорению темпов мирового экономичес­кого роста; изменению отраслевой структуры, в которой рас­тет роль непроизводственной сферы, увеличивается роль про­мышленности (в первую очередь обрабатывающей), появля­ются новые отрасли и подотрасли, создаются межотраслевые комплексы; изменению территориальной структуры мирово­го хозяйства.

Общество, возникшее под воздействием НТР, называют постиндустриальным (технотронным, информационным).

К постиндустриальной цивилизации человечество нача­ло переходить в последней четверти XX в. Расцвет этой циви­лизации должен наступить, по прогнозам, в середине XXI в. Информация, новый уровень ее использования опреде­ляют пути развития информационного общества. Информа­ция понимается предельно широко: наука, передовая техно­логия, новое содержание интеллектуального труда, особая отрасль производства.

На смену массовому производству и потреблению идет индивидуализация. Продукция выпускается малыми серия­ми и часто обновляется.

Для более полной реализации способностей личности пред­лагаются работы по скользящему графику, учитывающему ин­дивидуальные склонности и биологические ритмы человека.

В политике традиционные массовые партии утрачивают свое влияние, распадаются, растет число мелких партий и дви­жений, групп давления, которые представляют интересы са­мых разных категорий населения. Стал возможен переход к непосредственной демократии, к участию всех граждан в про­цессе принятия решений через телекоммуникационные сети.

В социальной сфере наблюдаются укрепление чувства соседской общности, возникновение добровольных союзов лю­дей в рамках единого информационного пространства.

В области духовной жизни книжная культура уступает место культуре экранной. Главной ценностью нового обще­ства является человек. Образование и самообразование ста­новятся непрерывными, конфликт «собственники — неиму­щие», характерный для индустриальной эпохи, уступает мес­то конфликту «хорошо образованные — плохо образованные». Черты постиндустриального общества:

— выдвижение на первый план сферы услуг;

— индивидуализация производства и потребления;

— развитие мелкосерийного производства;

— ведущая роль науки, знаний и информации;

— внедрение ЭВМ и информационных технологий;

— стирание классовых различий, сближение размеров до­ходов разных слоев населения, рост среднего класса;

— цивилизация является антропогенной, главной ценно­стью и целью ее является человек.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал