Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современный этап НТР
На смену средневековому обществу пришла индустриальная цивилизация (ее хронологические рамки XVII — середина XX в.) Переходу к индустриальному обществу способствовали Возрождение, Реформация и промышленная революция. Эпоха Возрождения (фр. — ренессанс) — время утверждения новых взглядов на человека и его предназначение в обществе, относится к XV-XVI вв. и охватывает значительную часть европейских государств. Идейной основой Возрождения стал гуманизм (лат. — человечный), провозгласивший принципы уважения личности (индивидуализм) и самоценности человека (антропоцентризм). Возрождение дало понимание того, что человек должен оцениваться по своим личным качествам, а не по принадлежности к сословию. Достоинство приобретается поступками человека, а не рождением. Человек рождается для счастья и успеха, есть центр Вселенной. В себе человек соединяет два начала — Божественное (душу) и земное (тело), воплощает в себе и Божественную силу, и земную красоту. Реформация, проходившая b XVI-XVII вв., была широким религиозным и общественно-политическим движением, направленым на коренное обновление католической церкви и упрощение веры. Наиболее яркие представители: Мартин Лютер (Германия), Жан Кальвин (Женева), Ульрих Цвингли (Цюрих). Реформация создала новое направление в христианстве — протестантизм. Основные идеи протестантской религии: — «спасение верой»: человек может спасти свою бессмертную душу только верой; ни церковь, ни добрые дела спасения не дают; между Богом и человеком нет посредников, поэтому церковная организация не нужна; — «абсолютное предопределение»: Бог заранее (еще до рождения) предопределяет, кто получает спасение, а кто будет лишен его; — «мирское призвание»: успех в делах, богатство являются знаками предызбранности к спасению. Протестантизм создал этическое учение для нового индустриального общества: стремление к богатству и успеху, бережливость, ценность личной инициативы. Начало индустриальной цивилизации было положено промышленной революцией, начавшейся в Англии в конце XVIII в., затем перекинувшейся во Францию (начало XIX в.), Германию и другие страны. Промышленная революция (промьппленньш переворот) — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Промышленная революция имеет две стороны: — техническую: изобретение и внедрение машин, замена ручного труда машинным, утверждение фабрично-заводской системы, паровая машина — символ новой эпохи; — социальную: формируются новые социальные классы — промышленная буржуазия и пролетариат, определяющие социальный облик индустриальной цивилизации; происходят процессы урбанизации. Промышленная революция явилась ключевым явлением в становлении индустриального общества. Промышленность становится основой экономики, научный и технический прогресс определяют экономический рост. В результате революции изменилась социальная структура, она привела к становлению гражданского общества, рационализации всех сторон общественной жизни, утверждению либерально-демократических ценностей. Основой индустриальной (технической) цивилизации являются машинная техника и машинные технологии, развитие науки и техники, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Труд имеет наемный характер, развитые рыночные отношения, высокий уровень производительности труда и профессиональной выучки. Производитель (наемный рабочий) лишен средств производства, продукт труда оторван от непосредственного производителя и принадлежит собственнику средств производства. То есть собственность сосредотачивается в руках одной группы (буржуазии), способность к труду — в руках другой группы (рабочих). Это противоречие порождает конфликты, разрешаемые либо социальными революциями, либо (что предпочтительнее) реформированием существующих отношений. Для индустриальной цивилизации характерна концентрация средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на крупных и крупнейших предприятиях. Концентрация наблюдается также в социальной сфере (пролетариат и буржуазия — основные классы общества), в политике (массовые партии), в науке (исследовательские центры), в расселении людей (крупные города и городские агломерации). Централизация приводит к объединению предприятий, к созданию финансово-промышленных групп, слиянию или поглощению капиталов. Стандартизация способствует выпуску массовой продукции, специализация ведет к ограничению функций человека-работника. Максимизация стремится выжать из всего максимум возможного, увеличить до предела. В индустриальной цивилизации вызрели мощные производительные силы, был накоплен огромный научный и технический потенциал, созданы предпосылки (в самых развитых странах) перехода к постиндустриальному обществу. Черты индустриальной цивилизации: — преобладание промышленного производства над сельским хозяйством; — массовый характер производства; — развитие товарно-денежных отношений, национальных и мировых рынков; — урбанизация; — высокая социальная мобильность, ликвидация сословных привилегий; — правовое государство; права и свободы граждан, закрепленные законом; — гражданское общество; — автономия личности, развитие индивидуализма; — рационализм в духовной сфере; — цивилизация техногенная, основанная на машинной технике и машинной технологии. Со второй половины XX в. развитие общества определяется научно-технической революцией, под которой понимается качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом изменяющий производительные силы общества. К характерным чертам НТР относятся: — универсальность и всеохватность, она проявляется во всех областях человеческой деятельности, во всех регионах мира; — чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований; — изменение роли человека в процессе производства, повышение требований к уровню квалификации, увеличение доли умственного труда; — использование достижений науки и техники в первую очередь в военных целях; — использование военных технологий в народном хозяйстве. НТР включает в себя: — науку, увеличилась доля занятых в ней, возросли расходы на научные исследования, выросло значение наукоемких производств; - технику и технологию, созданы технологии, направленные на сбережение ресурсов, новейшие электронные технологии; — производство, которое изменилось коренным образом на основе автоматизации, электронизации, химизации и космизации; — управление, в котором стали использовать компьютерные технологии сбора информации, ее обработки и принятия решений. НТР привела к ускорению темпов мирового экономического роста; изменению отраслевой структуры, в которой растет роль непроизводственной сферы, увеличивается роль промышленности (в первую очередь обрабатывающей), появляются новые отрасли и подотрасли, создаются межотраслевые комплексы; изменению территориальной структуры мирового хозяйства. Общество, возникшее под воздействием НТР, называют постиндустриальным (технотронным, информационным). К постиндустриальной цивилизации человечество начало переходить в последней четверти XX в. Расцвет этой цивилизации должен наступить, по прогнозам, в середине XXI в. Информация, новый уровень ее использования определяют пути развития информационного общества. Информация понимается предельно широко: наука, передовая технология, новое содержание интеллектуального труда, особая отрасль производства. На смену массовому производству и потреблению идет индивидуализация. Продукция выпускается малыми сериями и часто обновляется. Для более полной реализации способностей личности предлагаются работы по скользящему графику, учитывающему индивидуальные склонности и биологические ритмы человека. В политике традиционные массовые партии утрачивают свое влияние, распадаются, растет число мелких партий и движений, групп давления, которые представляют интересы самых разных категорий населения. Стал возможен переход к непосредственной демократии, к участию всех граждан в процессе принятия решений через телекоммуникационные сети. В социальной сфере наблюдаются укрепление чувства соседской общности, возникновение добровольных союзов людей в рамках единого информационного пространства. В области духовной жизни книжная культура уступает место культуре экранной. Главной ценностью нового общества является человек. Образование и самообразование становятся непрерывными, конфликт «собственники — неимущие», характерный для индустриальной эпохи, уступает место конфликту «хорошо образованные — плохо образованные». Черты постиндустриального общества: — выдвижение на первый план сферы услуг; — индивидуализация производства и потребления; — развитие мелкосерийного производства; — ведущая роль науки, знаний и информации; — внедрение ЭВМ и информационных технологий; — стирание классовых различий, сближение размеров доходов разных слоев населения, рост среднего класса; — цивилизация является антропогенной, главной ценностью и целью ее является человек.
|