Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нации и межнациональные отношения
Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими. Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. Для этноса характерны устойчивая межпоколенная преемственность, общее самосознание, чувство кровного родства и общность исторической судьбы. Ученые в современном мире насчитывают от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В России более ста этносов, в том числе около 30 наций. Первой специфически человеческой формой общности был род — кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов и традиций. Объединение нескольких родов составляет племя — тип этнической общности и социальной организации людей доклассового периода. Его характерные черты: общая территория, экономическая общность и взаимопомощь членов данного племени, общность языка, происхождения и кровнородственные связи. Усиление межплеменных хозяйственных и культурных связей, военные столкновения, миграция населения, вызванные возникновением частной собственности и классов, приводят к постепенному смешению племен, замене кровнородственных связей территориальными. Возникает новая историческая общность — народность. Народность — это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная общность людей. Становление государства способствует упрочению народности. Но в процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку. С усилением экономических и культурных связей формируется рынок, ликвидируется хозяйственная раздробленность данной народности, и различные ее части сплачиваются в одно национальное целое. Нация возникает из родственных племен и народностей и не родственных племен, рас и народностей, что формирует черты национального характера и национальное самосознание. Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте. Нация — исторически возникшая на определенной территории социально-этническая общность, которой присущи устойчивое единство экономической жизни, культуры, языка и психологии. В отличие от народности, нация более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубокие экономические факторы. Каждая исторически сложившаяся нация осознает свои интересы, особенности своей культуры, традиций, перспективы развития. Она обладает своим особым чувством национального достоинства. Нация — наиболее развитая историко-культурная общность: складывается в течение длительного периода в результате соединения представителей различных племен и народностей. В России нации возникли и формировались в результате становления российской государственности. Основой русского языка явились древние славянские языки плюс латинский, греческий, татарский, французский, английский, немецкий языки. Ключевой признак нации, ядро, определяющее ее суть, — это духовная культура. Человек связан с нацией через культуру, а не через кровь, т. е. не через этнические корни. Национальность означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. Межнациональные отношения включают в себя отношения между национальностями внутри государства и отношения между разными государствами. Смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса называется этнической миксацией (пример — латиноамериканцы). Ассимиляция — это поглощение одного этноса другими. При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет свое этническое самосознание. Взаимодействие осуществляется мирными и военными способами. НТР сегодня — ведущий фактор развития. Ее последствиями являются, с одной стороны, специализация производства, с другой — широкая кооперация, сотрудничество. В связи с этим наблюдаются два процесса: — интернационализация всех сторон жизни людей; — дифференциация наций и народов, стремление к национальному самоопределению. Интернационализация осуществляется двумя путями: — созданием единого государства (например, Европейский Союз); — образованием открытого многонационального общества (как в США). Ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их принадлежности к другой расе или национальности называется дискриминацией. Крайняя форма расовой дискриминации называется апартеидом. Апартеид — это лишение или существенное ограничение политических, экономических и гражданских прав какой-либо группы населения вплоть до ее территориальной изоляции в специальных местах (резервациях, бантустанах). Индустриальное развитие не устраняет национальных проблем, а нередко усиливает тягу к самостоятельности и самоопределению. Причинами являются кризисы в экономике, инфляция, рост цен, безработица, ухудшение экологической обстановки и т. д. Сегодня, к сожалению, существует такое явление, как национальное насилие — подавление или принижение нации. Оно проявляется в ущемлении прав нации, запрещении и преследовании религии, культуры, языка, традиций. Национальное насилие базируется на идеологии национализма. Национализм — идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим. Национализм опирается на идеи национального превосходства, национальной исключительности. Крайней формой национализма является шовинизм — идеология, проповедующая неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам. Выделяют также национализм господствующих наций (великодержавный) и национализм угнетенных наций, отстаивающих национальную независимость. Существует точка зрения, что национализм является прогрессивным явлением. Он позволяет сплотить нацию, формирует чувство гордости, патриотизм, преданность, быстро обеспечивает организованность в обществе. Но не стоит забывать, что национализм порождает ненависть и вражду к другим народам, создает основу для конфликтов и войн. Национализму противостоит интернационализм — добровольное сотрудничество народов разных рас и наций, не исключающее их суверенитет и равноправие. Национальная нетерпимость приводит к войнам, истреблению человечества. Главной причиной этнических конфликтов является этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры. В развитии наций и национальных отношений действуют две тенденции: — пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против национального гнета, создание национальных государств; — развитие и улучшение всяких отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, науки, политики. Эти две тенденции действуют одновременно и постоянно, являясь главными противоречиями в развитии межнациональных отношений. Но существуют и другие противоречия: — правильное сочетание интересов каждой нации, каждой этнической группы с интересами общества в целом; — развитие постоянной кооперации, международного разделения труда и сохранение национальной самобытности; — рост национальной интеллигенции и потеря национальной самостоятельности, языка, культуры; — противоречия между национально-государственными образованиями (использование природных ресурсов, экологические проблемы, транспорт и т. д.); — миграционные процессы и их результаты в межэтнических отношениях; — межличностные конфликты на национальной почве. Причины обострения межнациональных отношений в СССР и России: — невнимание к духовным интересам и потребностям различных народов; — фактическое ущемление этнических интересов и традиций; — навязывание этнически чуждых обычаев и обрядов; —игнорирование важности национального фактора в жизни общества. Принципы гуманистической национально-этнической политики: — постоянное гармоничное сочетание национальных и интернациональных интересов; — безусловное право каждого народа на самоопределение; — приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии; — особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается вопросов межэтнического общения, затрагивает национальные чувства людей. История доказала, что только уважение друг друга, соблюдение прав, свобод способствует миру, прогрессу общества. Люди должны быть терпимы, толерантны друг к другу. Толерантность — терпимость к чужим мнениям и верованиям. Современный человек должен обладать культурой национального общения, уважительно относиться к национальному достоинству людей, к национальным культурам, прогрессивным обычаям и традициям, к языку каждого народа, стремиться освободиться от предрассудков не только в мировоззрении, но и в чувствах, не только в словах, но и на деле. Он должен стремиться создать такую общественную атмосферу, при которой человек любой национальности чувствовал бы себя как дома в любой точке нашей страны.
|