Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нации и межнациональные отношения






Наряду с классами, сословиями и другими группами со­циальную структуру общества составляют и исторически сло­жившиеся общности, называемые этническими.

Этносы — это большие группы людей, обладающие общ­ностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исто­рической судьбы. Для этноса характерны устойчивая межпо­коленная преемственность, общее самосознание, чувство кров­ного родства и общность исторической судьбы.

Ученые в современном мире насчитывают от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В России более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Первой специфически человеческой формой общности был род — кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интере­сов, а также общностью языка, нравов и традиций. Объеди­нение нескольких родов составляет племя — тип этнической общности и социальной организации людей доклассового пе­риода. Его характерные черты: общая территория, экономи­ческая общность и взаимопомощь членов данного племени, общность языка, происхождения и кровнородственные свя­зи. Усиление межплеменных хозяйственных и культурных связей, военные столкновения, миграция населения, вызван­ные возникновением частной собственности и классов, при­водят к постепенному смешению племен, замене кровнород­ственных связей территориальными. Возникает новая исто­рическая общность — народность.

Народность — это сложившаяся на базе рабовладельчес­кого и феодального способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная общность людей. Становление государства способствует упрочению народности. Но в процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.

С усилением экономических и культурных связей фор­мируется рынок, ликвидируется хозяйственная раздроблен­ность данной народности, и различные ее части сплачивают­ся в одно национальное целое.

Нация возникает из родственных племен и народностей и не родственных племен, рас и народностей, что формирует черты национального характера и национальное самосозна­ние. Под национальным самосознанием понимается отраже­ние сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

Нация — исторически возникшая на определенной тер­ритории социально-этническая общность, которой присущи устойчивое единство экономической жизни, культуры, язы­ка и психологии. В отличие от народности, нация более ус­тойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубокие экономические факторы. Каждая исторически сложившаяся нация осознает свои интересы, особенности своей культуры, традиций, перспективы развития. Она обладает сво­им особым чувством национального достоинства. Нация — наиболее развитая историко-культурная общность: склады­вается в течение длительного периода в результате соедине­ния представителей различных племен и народностей.

В России нации возникли и формировались в результа­те становления российской государственности. Основой рус­ского языка явились древние славянские языки плюс латин­ский, греческий, татарский, французский, английский, немец­кий языки.

Ключевой признак нации, ядро, определяющее ее суть, — это духовная культура. Человек связан с нацией через культуру, а не через кровь, т. е. не через этнические корни. Национальность означает принадлежность человека к той или иной нации. В боль­шинстве стран мира национальность определяется не государствен­ными органами, а самим человеком добровольно.

Межнациональные отношения включают в себя отноше­ния между национальностями внутри государства и отноше­ния между разными государствами.

Смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса называется этнической миксацией (пример — латиноамериканцы).

Ассимиляция — это поглощение одного этноса другими. При аккультурации один народ усваивает нормы другого на­рода, но сохраняет свое этническое самосознание.

Взаимодействие осуществляется мирными и военными способами.

НТР сегодня — ведущий фактор развития. Ее последстви­ями являются, с одной стороны, специализация производ­ства, с другой — широкая кооперация, сотрудничество. В свя­зи с этим наблюдаются два процесса:

— интернационализация всех сторон жизни людей;

— дифференциация наций и народов, стремление к нацио­нальному самоопределению. Интернационализация осуществляется двумя путями:

— созданием единого государства (например, Европейский Союз);

— образованием открытого многонационального общества

(как в США).

Ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их принадлежности к другой расе или национальности называ­ется дискриминацией. Крайняя форма расовой дискримина­ции называется апартеидом. Апартеид — это лишение или существенное ограничение политических, экономических и гражданских прав какой-либо группы населения вплоть до ее территориальной изоляции в специальных местах (резер­вациях, бантустанах).

Индустриальное развитие не устраняет национальных проблем, а нередко усиливает тягу к самостоятельности и са­моопределению. Причинами являются кризисы в экономи­ке, инфляция, рост цен, безработица, ухудшение экологичес­кой обстановки и т. д.

Сегодня, к сожалению, существует такое явление, как национальное насилие — подавление или принижение нации. Оно проявляется в ущемлении прав нации, запрещении и пре­следовании религии, культуры, языка, традиций. Националь­ное насилие базируется на идеологии национализма. Нацио­нализм — идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим. Национализм опирается на идеи национального пре­восходства, национальной исключительности. Крайней фор­мой национализма является шовинизм — идеология, пропо­ведующая неприязнь, а зачастую и ненависть к другим наро­дам. Выделяют также национализм господствующих наций (великодержавный) и национализм угнетенных наций, отста­ивающих национальную независимость.

Существует точка зрения, что национализм является про­грессивным явлением. Он позволяет сплотить нацию, форми­рует чувство гордости, патриотизм, преданность, быстро обес­печивает организованность в обществе. Но не стоит забывать, что национализм порождает ненависть и вражду к другим народам, создает основу для конфликтов и войн.

Национализму противостоит интернационализм — доб­ровольное сотрудничество народов разных рас и наций, не исключающее их суверенитет и равноправие.

Национальная нетерпимость приводит к войнам, истреб­лению человечества.

Главной причиной этнических конфликтов является эт­ноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры.

В развитии наций и национальных отношений действу­ют две тенденции:

— пробуждение национальной жизни и национальных дви­жений, борьба против национального гнета, создание на­циональных государств;

— развитие и улучшение всяких отношений между нация­ми, ломка национальных перегородок, создание интер­национального единства экономической жизни, науки, политики.

Эти две тенденции действуют одновременно и постоян­но, являясь главными противоречиями в развитии межнаци­ональных отношений.

Но существуют и другие противоречия:

— правильное сочетание интересов каждой нации, каждой этнической группы с интересами общества в целом;

— развитие постоянной кооперации, международного разде­ления труда и сохранение национальной самобытности;

— рост национальной интеллигенции и потеря националь­ной самостоятельности, языка, культуры;

— противоречия между национально-государственными об­разованиями (использование природных ресурсов, эко­логические проблемы, транспорт и т. д.);

— миграционные процессы и их результаты в межэтничес­ких отношениях;

— межличностные конфликты на национальной почве. Причины обострения межнациональных отношений в

СССР и России:

— невнимание к духовным интересам и потребностям раз­личных народов;

— фактическое ущемление этнических интересов и традиций;

— навязывание этнически чуждых обычаев и обрядов; —игнорирование важности национального фактора в жиз­ни общества.

Принципы гуманистической национально-этнической политики:

— постоянное гармоничное сочетание национальных и ин­тернациональных интересов;

— безусловное право каждого народа на самоопределение;

— приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии;

— особая чуткость и осмотрительность во всем, что касает­ся вопросов межэтнического общения, затрагивает на­циональные чувства людей.

История доказала, что только уважение друг друга, со­блюдение прав, свобод способствует миру, прогрессу общества. Люди должны быть терпимы, толерантны друг к другу. Толе­рантность — терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Современный человек должен обладать культурой на­ционального общения, уважительно относиться к националь­ному достоинству людей, к национальным культурам, про­грессивным обычаям и традициям, к языку каждого народа, стремиться освободиться от предрассудков не только в миро­воззрении, но и в чувствах, не только в словах, но и на деле. Он должен стремиться создать такую общественную атмосфе­ру, при которой человек любой национальности чувствовал бы себя как дома в любой точке нашей страны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал