Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовная культура и ее виды






Духовная сфера жизни общества включает в себя раз­личные формы и уровни общественного сознания, которые образуют духовную культуру. Духовная культура создается в результате духовного производства, задачей которого явля­ется удовлетворение духовных потребностей людей.

Продуктами духовного производства являются:

— идеи, теории, духовные ценности;

— общественные связи индивидов;

— человек как существо духовное.

К видам духовного производства относятся наука, ис­кусство и религия. Духовное производство направлено на со­вершенствование всех остальных сфер жизни человека. Про­дукты духовного производства составляют духовную культу­ру общества.

Культура — совокупность способов и приемов человечес­кой деятельности (как материальной, так и духовной), выра­женных в предметах, материальных носителях и передавае­мых последующим поколениям.

Первоначально культурой называли способы обработки земли. Сегодня под культурой в широком смысле понимают все виды преобразовательной деятельности человека, а так­же ее результаты.

В узком смысле под культурой понимают творческую де­ятельность, связанную с искусством.

Материальная культура создается в процессе материаль­ного производства (здания, оборудование и т. д.). Духовная культура возникает в процессе духовного творчества, имеет материальную форму и идеальное содержание. Духовные цен­ности существуют в виде музыки, картин, научных открытий и т. д. Все элементы материальной и духовной культуры не­разрывно связаны между собой. Материальная производствен­ная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты мыслитель­ной, духовной деятельности человека материализуются, пре­вращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства.

Культура — существенная характеристика жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие каче­ства есть результат усвоения им языка, приобщения к суще­ствующим в обществе ценностям, традициям. Можно сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Духовная культура является своеобразной целостностью искусства, науки, нравственности, религии. Накопление куль­турных ценностей идет по двум направлениям — по вертика­ли и по горизонтали.

Вертикальное накопление культурных ценностей связа­но с передачей их от поколения к поколению, т. е. преем­ственностью в культуре. Наиболее устойчивая сторона куль­туры — культурные традиции, элементы социального и куль­турного наследия, которые не просто передаются от поколе­ния к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое.

Вторая линия (горизонтальная) — накопление культур­ных ценностей наиболее отчетливо проявляется в художе­ственной культуре. Она выражается в том, что в качестве цен­ностей наследуются целостные художественные произведения.

Произведения, созданные в XVIII в., оказывают влияние на сознание людей, живущих в XXI в., хотя они воспринимают­ся совершенно иначе, чем в момент создания, потому что из­менились общество, духовный мир человека, его культура.

В таком одновременном существовании и взаимодействии произведений, созданных в разные эпохи, рождается культу­ра современной цивилизации.

Формирование культуры предполагает не только сохра­нение лучших элементов старого, но и создание нового, при­ращение культурного богатства в процессе творчества.

В рамках определенной исторической эпохи в мире все­гда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и моло­дежная, западная и восточная.

В современном обществе особое значение приобрели «мас­совая» и «элитарная» виды культуры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового произ­водства и потребления. Ее распространению способствуют сред­ства массовой информации. В социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии выступают в ней в качестве пред­метов потребления, способных при продаже приносить при­быль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрите­ля, читателя, любителя музыки.

Неотъемлемой частью массовой культуры является рек­лама. Значительная часть прибыли тратится на рекламиро­вание продукции, на изучение вкусов ее потребителей. Мас­совую культуру называют развлекательным искусством, ис­кусством антиусталости.

Элитарная культура сложна по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко раз­бирающихся в искусстве людей и служат предметом ожив­ленных споров среди искусствоведов и критиков. Массовый зритель, читатель, слушатель может не обратить на них ни­какого внимания. Коммерческая выгода не является целью для создателей «элитарных» произведений искусства, стре­мящихся к новаторству, самовыражению. Элитарные произведения, получив признание, могут принести их создателям известность и солидный доход.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг дру­гу. Идеи элитарного искусства через некоторое время переста­ют быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень.

В последнее время говорят о появлении «экранной куль­туры», связанной с компьютерной революцией. Появляется возможность свободного выхода личности в мир информации.

Между собой взаимодействуют национальные и интер­национальные культуры. Национальная культура имеет глу­бокие корни, которые отражают особенности общественной жизни той или иной исторической или этнической общности людей.

Культурные различия — один из источников многооб­разия исторического процесса, придающий ему красочность и многообразность. Каждая национальная культура непов­торима и уникальна. Одновременно создаются предпосылки для создания интернациональной культуры как в рамках от­дельных многонациональных государств, так и в масштабах всего человечества. Причинами интеграции выступают НТР, общие тенденции в развитии образования, огромная подвиж­ность населения, мировое разделение труда. Это способствует как взаимообогащению культур, так и общему прогрессу ми­ровой культуры. Через культурный обмен осуществляется диалог культур.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал