Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Духовная культура и ее виды
Духовная сфера жизни общества включает в себя различные формы и уровни общественного сознания, которые образуют духовную культуру. Духовная культура создается в результате духовного производства, задачей которого является удовлетворение духовных потребностей людей. Продуктами духовного производства являются: — идеи, теории, духовные ценности; — общественные связи индивидов; — человек как существо духовное. К видам духовного производства относятся наука, искусство и религия. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер жизни человека. Продукты духовного производства составляют духовную культуру общества. Культура — совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), выраженных в предметах, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям. Первоначально культурой называли способы обработки земли. Сегодня под культурой в широком смысле понимают все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты. В узком смысле под культурой понимают творческую деятельность, связанную с искусством. Материальная культура создается в процессе материального производства (здания, оборудование и т. д.). Духовная культура возникает в процессе духовного творчества, имеет материальную форму и идеальное содержание. Духовные ценности существуют в виде музыки, картин, научных открытий и т. д. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты мыслительной, духовной деятельности человека материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства. Культура — существенная характеристика жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям. Можно сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке. Духовная культура является своеобразной целостностью искусства, науки, нравственности, религии. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям — по вертикали и по горизонтали. Вертикальное накопление культурных ценностей связано с передачей их от поколения к поколению, т. е. преемственностью в культуре. Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое. Вторая линия (горизонтальная) — накопление культурных ценностей наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в качестве ценностей наследуются целостные художественные произведения. Произведения, созданные в XVIII в., оказывают влияние на сознание людей, живущих в XXI в., хотя они воспринимаются совершенно иначе, чем в момент создания, потому что изменились общество, духовный мир человека, его культура. В таком одновременном существовании и взаимодействии произведений, созданных в разные эпохи, рождается культура современной цивилизации. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе особое значение приобрели «массовая» и «элитарная» виды культуры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Ее распространению способствуют средства массовой информации. В социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Значительная часть прибыли тратится на рекламирование продукции, на изучение вкусов ее потребителей. Массовую культуру называют развлекательным искусством, искусством антиусталости. Элитарная культура сложна по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Массовый зритель, читатель, слушатель может не обратить на них никакого внимания. Коммерческая выгода не является целью для создателей «элитарных» произведений искусства, стремящихся к новаторству, самовыражению. Элитарные произведения, получив признание, могут принести их создателям известность и солидный доход. Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Идеи элитарного искусства через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В последнее время говорят о появлении «экранной культуры», связанной с компьютерной революцией. Появляется возможность свободного выхода личности в мир информации. Между собой взаимодействуют национальные и интернациональные культуры. Национальная культура имеет глубокие корни, которые отражают особенности общественной жизни той или иной исторической или этнической общности людей. Культурные различия — один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему красочность и многообразность. Каждая национальная культура неповторима и уникальна. Одновременно создаются предпосылки для создания интернациональной культуры как в рамках отдельных многонациональных государств, так и в масштабах всего человечества. Причинами интеграции выступают НТР, общие тенденции в развитии образования, огромная подвижность населения, мировое разделение труда. Это способствует как взаимообогащению культур, так и общему прогрессу мировой культуры. Через культурный обмен осуществляется диалог культур.
|