Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука и образование. Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Наука рассматривается с трех точек зрения: — как особая система, совокупность знаний о природе, обществе, человеке; — как особый вид деятельности, система научных исследований, направленных на получение новых знаний; — как система специфических организаций и учреждений. Для всякого научного познания важно, что исследуется, и то; как оно исследуется. Вопрос, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос, как исследуется, какими приемами, — метод исследования. По своему предмету науки делятся: — естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования; — общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, в том числе социально-экономические, а также самого человека как существо социальное (гуманитарные науки). Предмет науки влияет на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных методов является эксперимент, а в общественных науках — абстрактное обобщение, статистика. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов; и уровень теоретический, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженный в соответствующих теориях, законах и принципах. Специфика научного познания: — это целенаправленное познание, которое решает вполне определенные задачи; — оно характеризуется определенными формами и методами познания, ему соответствуют точность, строгая определенность; — цель научного познания — получение новых, более глубоких знаний. Развитие науки — важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека: и материального производства, и социально-экономических отношений, и духовной жизни. Функции науки: — культурно-мировоззренческая; — непосредственная производительная сила общества; — катализатор процесса непрерывного совершенствования производства; — социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления ими. По своей направленности научные исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные науки познают законы, управляющие взаимодействиями природы, общества, мышления. Цель прикладных наук — применять результаты фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и практических проблем. На стыке прикладных, фундаментальных наук и практики находится особая область изысканий — научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Научная деятельность предполагает свободу творчества ученого. Система этических ценностей науки: — общечеловеческие требования и запреты; — этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины; — свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. В СССР существовали первоклассная фундаментальная наука и неплохое высшее образование. Но нацелить то и другое на прикладные исследования удалось только в военно-промышленном комплексе. Когда в России начался глубокий кризис экономики, прикладные исследования в военной области угасли. В гражданском секторе российской экономики прикладная наука до сих пор остается невостребованной. В последнее время в нашей стране самое серьезное внимание уделяется развитию нанотехнологий (нано - миллиардная доля чего-либо). Нанотехнологий манипулируют отдельными атомами и молекулами, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сегодня эти технологии используются для производства сверхпрочных материалов, порошков, покрытий, упаковок, в медицине, энергетике, электронике. В будущем нанотехнологий позволят конструировать любые молекулы, абсолютно прочные материалы, принципиально новые типы двигателей и топливных элементов. Выращивание тканей и органов фактически обеспечит бессмертие. На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации. Это процесс осуществляется двумя путями: — в ходе стихийного влияния на человека окружающей действительности; — в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе формирования личности через систему образования и воспитания, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Поскольку общество неоднородно, каждый класс, социальная группа, нация имеет свое представление о содержании образования. Поэтому государство берет на себя функцию регулирования системы образования, отвечающей уровню цивилизации. В век НТР, компьютеризации обществу нужны высокообразованные, уверенные в себе специалисты, способные принимать ответственные решения, знакомые с основами современной техники и технологии, экономики, психологии, социологии. В ряде развитых стран, чтобы сформировать таких людей, предпочитают индивидуальный подход к ученику с учетом личных качеств каждого ребенка, подростка. Такая система образования и воспитания требует достаточного количества учителей. Определенный уровень образования есть непременное свойство каждого человека. На образование требуются большие затраты, отсутствие средств приводит к снижению качества образования. В истории общества изменялись место и роль образования. Из элемента повседневной жизни человека оно превратилось в сферу самостоятельной научно-образовательной деятельности общества. Существует внутреннее противоречие между содержанием образования (чему учить) и методами и формами (как учить). Отставание школы от современных требований поставило многие страны перед необходимостью школьных реформ. Реформа происходит в настоящее время и в российской системе среднего и высшего образования. Но у нас ситуация иная. Если США всегда восполняли недостатки своего высшего и среднего образования за счет «импорта мозгов», а Европа приглашает специалистов даже без высшего образования, мы этим путем идти не можем. В России необходимо готовить больше специалистов высокого класса, чтобы покрывать их неизбежный отток на Запад, где больше платят. Поэтому и система образования должна быть отличной от европейской. В ведущих вузах страны не следует разрешать учиться за деньги. Естественный отбор в вузах с сильной подготовкой обеспечивается высоким уровнем требований к студентам. Сотни элитные школ должны обеспечить лучшие вузы талантами. Отбор в эти школы должен осуществляться, исходя из способностей и устремленности учеников. Для ликвидации разницы в уровне среднего образования предлагается открывать нулевые курсы при вузах, что эффективнее, чем поднимать уровень средней школы по всей стране. Нулевой курс - это подготовительное отделение, на котором студенты будут восполнять пробелы в знаниях, оставшиеся от средней школы. Среди многих проблем можно выделить следующие: гуманизацию, гуманитаризацию и интернационализацию образования. Гуманизация предполагает большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам, запросам, потребностям, правам и обязанностям. Гуманизация предполагает приоритет человеческих ценностей, главная из которых — сам человек. В области образования гуманизация проявляется в возможности индивида выбрать образовательный путь в соответствии с запросами и возможностями индивида. Гуманитаризация означает усиление внимания по всему спектру общественных, гуманитарных наук, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека: экономической теории, истории, социологии, политологии, литературе, праву, искусству. В России в настоящее время проходит реформирование образования в направлении введения многоуровневой структуры, целью которой является расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, в повышении общекультурной, научной и общепрофессиональной подготовки специалистов с учетом современных потребностей экономики и рынка труда. Введение многоуровневой системы образования в России позволит осуществить его интернационализацию — создание единой системы образования для разных стран. С октября 2007 года в стране действует закон, по которому осуществлен переход на двухуровневую систему высшего образования. Система высшего образования «бакалавр — магистр» позволит использовать единые европейские образовательные стандарты, обеспечить академическую мобильность студентов и педагогов. Бакалавр - академическая степень, которая присуждается студенту после окончания базовой программы обучения (4 года). Магистр — высшая академическая степень, полученная после окончания 2-х годичной магистратуры. Чтобы стать магистром, придется сдать экзамены. По некоторым направлениям подготовки закон оставляет возможность учиться 5 лет — то есть становиться не бакалавром, а специалистом. В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества. Информационное общество отличается от индустриального широким доступом его граждан к самой разнообразной информации и не может полноценно жить и трудиться без доступа к средствам создания и распространения информации. В современном обществе уровень знаний, а не частная собственность становится главным фактором и источником социальных различии. Деление на имущих и неимущих основывается на владении/невладении информацией: привилегированный слой образуют информированные граждане, зависимый — неинформированные и недоинформированные. Очаги социальных конфликтов перемещаются в сферу культуры и знания. Именно поэтому резко возрастает ценность образования, высшее образование становится практически всеобщим, т. к. без него не получить квалифицированную работу. В последнее время появилось новое явление - пожизненное образование, что связано с быстрым изменением технологии и развитием человеческого знания. Человек должен учиться всю жизнь, чтобы быть конкурентным на рынке труда. Еще большее значение приобретает способность человека получать и использовать информацию.
|