Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 19. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов
1. Организационно-экономические факторы 2. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов 3. Новые тенденции в соотношении отдельных факторов 1. Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает влияние трех главных факторов. Рыночного – взаимопроникновение региональных, национального и мировых рынков. Для РК и его регионов наиболее значимым являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможным принятием в ВТО. Конкурентного – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества жизни и инноваций. Производственного – постепенный переход от фордизма к пост фордизму как способу организации производства, что подразумевает замену массового производства мелкосерийным; замену вертикальной организации труда – горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности – соучастием индивида в производственном процессе. Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих: · производственно-ресурсный потенциал региона; · структуру регионального рынка; · кадровый потенциал региона; · региональный бюджет; · стратегию региона. Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами: · внешними поставщиками товаров и услуг; · внешними потребителями; · регионами-конкурентами; · финансовыми организациями; · транспортными предприятиями. Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния: · общеэкономические; · общеполитические; · научно-технические; · природно-экологические; · демографические.
2. Традиционно в отечественной экономической литературе выделяют следующие группы факторов размещения: Соответствие некоторых отечественных и зарубежных факторов
*синергия – синергический эффект, возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта. В зарубежной теории и практике в настоящее время принят несколько иной стандартный набор факторов. В первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые «жесткие» и «мягкие». Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы: а) ориентированные на производственный ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки). 3. Соотношение между отдельными факторами размещения и их значимость находятся в постоянном движении. Все же для середины 90-х годов можно зафиксировать несколько общих изменений, которые в еще большей степени будут действовать в начале нового века. Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов размещения снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха. По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному (услуги и информация) секторам факторы «земля», «близость к источникам сырья», «издержки на заработную плату и первоначальный капитал» теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д). В ходе дальнейшего развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В то же время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль. Среди мягких факторов определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни для высококвалифицированных трудовых ресурсов. Важным фактором становится и само наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа региона. В аспекте конкретных регионов более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального социально-экономического комплекса. В более общем плане вес фактора будет зависеть от его способностей локализоваться и быть мобильным: наиболее привязанными к территории будут факторы с сильной концентрацией и немобильные. Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор местоположения данного предприятия. Актуальным требованием становится жесткая работа по анализу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? – дает новое направление на стыке маркетинга и экономики региона – маркетинг регионов. Вопросы для самопроверки: 1. Новые тенденции в соотношении отдельных факторов 2. Основные факторы социально-экономического развития Список рекомендуемой литературы 1. Иванова К. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Российский экономический журнал. - 1995. - №12. 2. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 1995. - №8. 3. Коровин В. Европейская интеграция и региональная политика // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №4.
|