Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Екатерина II.






 

Немецкая принцесса, ставшая волею судеб супругой отпрыска российско- го императорского дома и проложившая себе в итоге путь к самой вершине власти при помощи гвардейских штыков на фоне всеобщего недовольства по-


 

литикой ее мужа, Екатерина II, оказавшись во главе огромной державы, вписа- ла яркие страницы в историю своего нового Отечества. Уже для современников ее царствование ассоциировалось с целой эпохой, получившей название " екате- рининской".

 

В первое время Екатерина II чувствовала себя на троне весьма неуверен- но. Дворцовые перевороты стали в России привычным делом, и не считаться с этим царица, не имевшая, в сущности, никаких прав на престол, не могла. Уже в 1764 г. подпоручик В.Я. Мирович попытался освободить из Шлиссельбург- ской крепости и провозгласить императором Ивана Антоновича. Хотя план Мировича и не увенчался успехом (Иван Антонович был убит офицерами охра- ны, а Мирович арестован и казнен), однако сам по себе этот эпизод показал Екатерине II, что удержаться на троне - не легче, чем его захватить. С другой стороны, отдельные представители русской знати после переворота 28 июня

1762 г. ратовали за проведение преобразований, которые должны были усилить влияние бюрократической элиты на ход государственного управления в какой-

то мере в ущерб прерогативам короны. Так, Н.И. Панин, стремясь покончить с господством " случайных и припадочных лиц", т.е. фаворитов, предложил Ека- терине II учредить Императорский совет - " государственное верховное место

законодавца", разделив власть " между некоторым малым числом избранных к тому единственно персон". Опираясь на мнения этого Совета, царица, как счи- тал Панин, и должна была управлять страной.

 

Екатерина II отвергла проект Панина. Поступаться в чью-либо пользу прерогативами короны императрица не собиралась. Наделенная незаурядным умом, сильной волей, большим личным обаянием, Екатерина II сумела доволь- но быстро упрочить свое положение на престоле. Помня о судьбе мужа, импе- ратрица всегда считалась с общественным мнением и искусно его формировала. В отличие от своих предшественников и предшественниц, ока- завшихся у власти после смерти Петра I, Екатерина II много занималась госу- дарственными делами, демонстрируя завидную работоспособность. " Когда наступали важные внешние или внутренние дела, - писал В.О. Ключевский, - она обнаруживала усиленную деятельность, по ее выражению, суетилась, не двигаясь с места, работала, как осел, с 6 часов утра до 10 вечера, до подушки, " да и во сне приходит на мысль все, что надо было бы сказать, написать или сделать". Сам Фридрих II дивился этой неутомимости и с некоторой досадой спрашивал русского посла: " Неужели императрица в самом деле так много за- нимается, как говорят? Мне сказывали, что она работает больше меня".

 

Внутренняя политика Екатерины II. " Просвещенный абсолютизм". Правление Екатерины II стало важным этапом в развитии российской государ- ственности, вступившей в фазу " просвещенного абсолютизма". Характерными чертами политики " просвещенного абсолютизма" явились восприятие властью в той или иной степени идеологии Просвещения, нашедшей свое отражение в трудах французских мыслителей XVIII в. Вольтера, Д. Дидро, III. Монтескье и


 

др., а также применение их теоретических построений в практике государст- венного управления. Философы-просветители с позиции " свободного разума" остро критиковали сохранившиеся в европейском обществе средневековые ин- ституты, деспотизм монархов, клерикализм. Важный вклад в развитие полити- ко-правовой мысли эпохи Просвещения внесла книга Ш. Монтескье " О духе законов" (1748). Противник деспотизма, Ш. Монтескье сформулировал учение об " истинной монархии", таком строе, при котором " управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов". Чрезвычайно большое теоретическое и практическое значение имела развитая Ш. Монтескье концеп- ция разделения властей, согласно которой важнейшей гарантией свободы граж- дан считалось наличие в государстве трех независимых друг от друга властных структур - законодательной, исполнительной и судебной. Философы- просветители не призывали к революции. Они охотно поддерживали контакты с теми или иными представителями власти, с самими монархами, рассчитывая

при их содействии перестроить существующее общество на началах разума. Идеи Просвещения, широко распространявшиеся в Европе, встречали сочувст-

венное отношение и коронованных особ. Сложившаяся в этих условиях система " просвещенного абсолютизма" приобрела фактически международный харак- тер. Монархи Австрии, Пруссии, других стран (с разной степенью последова-

тельности и всегда отнюдь не в полном объеме) использовали теоретические конструкции французских философов для модернизации существующих соци- ально-экономических и политических структур, приведения их в соответствие с

" духом времени".

 

В России элементы политики " просвещенного абсолютизма" обозначи- лись еще в царствование Елизаветы. Идеи Просвещения нашли себе немало сторонников среди образованной части дворянства. Сама Екатерина II, еще бу- дучи великой княгиней, познакомилась с концепциями французских филосо- фов. Став их поклонницей, Екатерина II после своего прихода к власти стремилась выступать в роли просвещенной государыни, способной облагоде- тельствовать подданных мудрыми законами. Поддерживая контакты с Вольте- ром, Д. Дидро, другими тогдашними " властителями умов", она сумела создать о себе соответствующее впечатление и в европейском общественном мнении.

 

Доктрина екатерининского " просвещенного абсолютизма" с наибольшей полнотой воплотилась в знаменитом " Наказе". Подготовленный Екатериной II в связи с образованием в 1767 г. Комиссии по разработке нового Уложения как документ, которым должны были руководствоваться в своей деятельности чле- ны Комиссии, " Наказ" являлся своеобразной компиляцией идей мыслителей эпохи Просвещения. Сильное влияние на содержание " Наказа" оказали теоре- тические конструкции III. Монтескье. Вместе с тем соответствующие положе- ния отбирались, систематизировались и трансформировались императрицей

при подготовке текста согласно собственным представлениям Екатерины II и мнению ее окружения о степени применимости принципов Просвещения к рос-

сийским условиям.


 

Расходясь с Монтескье, сторонником конституционной монархии, Екате- рина II выступала в " Наказе" за сохранение в России самодержавия, которое она, однако, противопоставляла деспотизму. Располагая всей полнотой прав, монарх, по ее мнению, должен был уважать законы, призванные обеспечить общее благоденствие. Мысль о необходимости ограничения верховной власти " пределами себе, ею же самой положенными", не являлась только данью идеям философии Просвещения. Порядки, при которых монарх поступал, не считаясь с какими-либо юридическими нормами, в известном отношении ослабляли мо- гущество самодержавия. Порождая неразбериху в управлении, они создавали чиновничьим структурам благоприятные возможности для того, чтобы дейст- вовать, руководствуясь собственными интересами (сплошь и рядом вразрез с волей главы государства). Впрочем, ратуя за ограничение самодержавного про- извола, Екатерина II не собиралась заходить в этом отношении слишком дале- ко. В случае нужды верховная власть могла и должна была, по ее мнению, не считаясь ни с чем, действовать " в полном своем течении".

 

Заимствуя у Монтескье некоторые элементы учения о разделении вла- стей, Екатерина II выступала в " Наказе" за ограничение прямого вмешательства монарха в судопроизводство. На страницах " Наказа" осуждалось также приме- нение пыток, мучительных наказаний, формулировался принцип презумпции невиновности и пр.

 

Екатерина II всегда рассматривала себя как продолжательницу дела Пет- ра I. Однако положения " Наказа" свидетельствовали о том, что императрица не считала необходимым слепо придерживаться петровских принципов управле- ния, предусматривавших тотальную регламентацию государством обществен- ной и личной жизни подданных. Задача власти, подчеркивала Екатерина II, не в том, " чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого от всех добра". Законодатель должен считаться с общественными настроениями, " народным умствованием". Таким образом, вера в могущество государственной власти была у Екатерины II уже не столь безусловной, как у ее великого предшественника. Времена измени- лись, и самодержавию приходилось по-иному строить свои отношения с под-

данными и - прежде всего - с дворянством. В этой связи Екатерина II

стремилась юридически оформить статус соответствующих социальных слоев, что должно было дать им известную гарантию от произвола власти.

 

Немалое внимание Екатерина II уделила в " Наказе" проблемам экономи- ческой политики самодержавия. В духе распространенного в тогдашней Европе учения физиократов императрица ратовала за свободу торгово-промышленной деятельности, за отмену монополий. Высказаться за ликвидацию крепостниче- ских порядков, никак не отвечавшим идеалам Просвещения и лишившихся по- сле освобождения дворян от обязательной службы какого-либо морального оправдания, Екатерина II не решилась, поскольку это заявление неизбежно вы- звало бы сильное недовольство помещиков. Однако в " Наказе" признавалась


 

необходимость издания законов, способных помешать дворянам злоупотреб- лять своей властью над крестьянами. Заявляя на страницах " Наказа" о своем стремлении превратить Россию в страну, где правят мудрые законы, уважаемые всеми, включая монарха, Екатерина II активно взялась за пересмотр и упорядо- чение действующего законодательства. Последнее к 1760-м гг. являло собой весьма плачевную картину. Его основой служило по-прежнему Соборное Уло- жение 1649 г., устаревшее и не соответствовавшее новым жизненным реалиям. Издававшиеся после появления Соборного Уложения законодательные акты не были увязаны в некую единую систему и часто противоречили друг другу. Са- мый их учет был организован из рук вон плохо и, в сущности, никто не знал, какие правовые нормы являлись действующими, а какие утратили силу. По- пытки исправить сложившуюся ситуацию неоднократно делались предшест- венниками Екатерины II на троне. Однако подготовить новое Уложение, упорядочить и систематизировать законодательство им в конечном счете не удалось.

 

Екатерина II вскоре после своего вступления на престол как раз и попы- талась взяться за решение этой задачи. Для подготовки нового Уложения была образована специальная комиссия, призванная, как отмечалось выше, руково- дствоваться в своей деятельности " Наказом". Комиссия имела весьма своеоб- разный, не свойственный административной практике XVIII в., да и XIX в. облик. Ее членами (депутатами) являлись выборные представители различных категорий населения, которые тем самым получили возможность добиваться учета их интересов при подготовке текста нового Уложения. Всего в работе Комиссии, начавшей свою деятельность 30 июля 1767 г. в разное время участ- вовало около 740 человек, представлявших дворянство, горожан, государствен- ные учреждения, государственных крестьян, казаков, нерусские народы. Комиссия явилась первым со времени прекращения созыва земских соборов опытом широкого привлечения властью представителей различных социальных групп к обсуждению государственных дел. Наиболее активное участие в раз- вернувшихся на заседаниях Комиссии дискуссиях принимали депутаты от дво- рянства и городского населения.

 

В ходе работы Комиссии был поднят вопрос и о крепостном праве. Неко- торые депутаты высказались за законодательную регламентацию отношений между помещиками и крестьянами, за предоставление последним возможности свободно распоряжаться движимым имуществом. Эти предложения встретили активное противодействие сторонников сохранения существующих крепостни- ческих порядков.

 

В целом деятельность Уложенной Комиссии продемонстрировала нали- чие острых межсословных противоречий в русском обществе. Так, дворянские и городские депутаты по большинству обсуждавшихся вопросов занимали про- тивоположные позиции. Впрочем, представители дворянства также не являли некую единую, сплоченную группу. Серьезные противоречия существовали


 

между родовитыми и выслужившимися дворянами, между дворянством цен- тральных и окраинных губерний.

 

Созывая представителей различных социальных групп для упорядочения российского законодательства, императрица надеялась найти в соответствую- щих общественных слоях силу, способную помочь ей реализовать идеи " Нака- за" и, конечно, создать о себе и в стране, и в Европе впечатление как о просвещенной государыне, готовой в максимальной мере считаться с интере- сами подданных. Последняя цель была достигнута и, кроме того, Екатерина II, действительно, получила возможность лучше узнать нужды различных катего- рий населения. Однако подготовить новое Уложение Комиссия так и не смогла В связи с начавшейся в 1768 г. русско-турецкой войной Екатерина II " времен- но" приостановила работу Комиссии. Впрочем, и после этого некоторые из ча- стных комиссий, выделившихся из общей, продолжали функционировать.

 

Хотя попытка Екатерины II облагодетельствовать подданных новым " Уложением" кончилась неудачей, однако ее царствование все же ознаменова- лось появлением уже в 1785 г. двух правительственных актов, призванных иг- рать в известном отношении роль " фундаментальных" законов Российской империи - " Грамоты на права, вольности и преимущества благородного россий- ского дворянства" (Жалованная грамота дворянству) и " Грамоты на права и вы- годы городам Российской империи" (Жалованная грамота городам). Оба этих закона юридически оформили организацию русского общества на сословных

принципах. Реализуя политическую доктрину " Наказа", жалованные грамоты вместе с тем отвечали заявленным дворянством и горожанами во время работы

Уложенной Комиссии пожеланиям о закреплении за ними различных льгот и привилегий.

 

Жалованная грамота дворянству завершила процесс его превращения в первое, диминирующее сословие Российской империи. Грамота подтверждала освобождение от обязательной службы, от телесных наказаний, незыблемость прав дворян на наследственные и приобретаемые имения (причем первые из них вообще не могли быть конфискованы) и т.п. Дворянин отныне лишался дворянского достоинства только по решению суда, состоявшего из дворян. Грамота завершила начавшийся еще ранее процесс формирования на местах дворянских корпораций - губернских и уездных дворянских обществ. Их орга- нами являлись соответствующие дворянские собрания. Губернские дворянские собрания могли обращаться с представлениями о своих нуждах к местной ад- министрации и даже к верховной власти. Защищать интересы дворян должны были избиравшиеся собраниями губернские и уездные предводители дворянст- ва. Закрепив сословные привилегии дворянства (освобожденного при этом поч- ти от всех обязанностей), Жалованная грамота окончательно противопоставила его прочим категориям населения, усилила разрыв между " благородными" и " неблагородными".


 

В Жалованной грамоте городам речь шла о личных и сословных привиле- гиях городского населения, о деятельности органов городского самоуправления и т.п. " Городовые обыватели" в соответствии с Грамотой образовывали " град- ское общество" и делились на шесть разрядов - сословных групп, отличавшихся друг от друга правами и обязанностями. Привилегированное положение зани- мало купечество, представители которого в зависимости от величины капитала расписывались по трем гильдиям. Гильдейское купечество освобождалось от подушной подати и рекрутской повинности. Ремесленники объединялись в це- хи, подобные цехам средневековой Европы, с характерной для них детальной регламентацией производства, внутрицеховых взаимоотношений и пр. Органа- ми городского самоуправления являлись городские думы, собиравшиеся обыч- но раз в три года, и постоянно действующая шестигласная дума. Председателем последней являлся городской голова, а членами - избиравшиеся городской ду- мой представители шести категорий городского населения.

 

Публикуя обе упомянутые Грамоты, верховная власть как бы брала на се- бя обязательство считаться в своей деятельности с юридически оформленными правами соответствующих социальных групп. Самодержавие, как писал впо- следствии Н.М. Карамзин, освобождалось от " примесов тиранства". Показа- тельно в данном отношении и то, что при Екатерине II процессов политического характера было значительно меньше, нежели в предшествовав- шие царствования, хотя упраздненную Петром III Тайную канцелярию сменила Тайная экспедиция Сената.

 

Освобождение самодержавной власти от " примесов тиранства" не изме- нило, однако, к лучшему положение помещичьих крестьян. Более того, именно при Екатерине II крепостнические порядки заявляли о себе в самых грубых и уродливых формах. Правда, в 1764 г. императрица провела секуляризацию цер- ковных имуществ. В результате около 2 млн монастырских крестьян оказалось в положении, аналогичном тому, в котором находились государственные кре- стьяне. Вместе с тем за годы своего царствования Екатерина II передала в соб- ственность помещикам сотни тысяч душ свободного от крепостной зависимости сельского населения. Негативно относившаяся к крепостничеству в принципе, императрица на практике, стремясь обеспечить себе поддержку дворянства, действовала вразрез со своими убеждениями. Полную зависимость крепостных от барского произвола ярко подчеркнул Указ от 17 января 1765 г., позволивший помещикам отдавать своих крестьян в каторжные работы.

 

Весьма последовательно Екатерина II реализовывала на практике сфор- мулированные ею в " Наказе" принципы экономической политики. Появившие- ся в 1762-1763 гг. правительственные акты нанесли сильный удар порядкам, при которых отдельные предприниматели добивались для себя монопольного положения в тех или иных отраслях торговли и промышленности. Манифестом от 17 марта 1775 г. отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, а " всем и каждому" позволялось " заводить всякого рода станы и рукоделия


 

производить, не требуя на то уже иного дозволения от вышняго или нижняго места (т.е. от администрации. - Авт.)". Отечественная промышленность росла весьма высокими темпами, причем на предприятиях все активнее использовал- ся наемный труд. Среди вольнонаемных большинство, правда, составляли кре- постные, отпущенные помещиком из деревни на заработки. К концу XVIII в. в целом завершилось формирование всероссийского товарного рынка. Сельское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер; появились так назы- ваемые капиталистые крестьяне, занимавшиеся торговлей, содержавшие про- мышленные предприятия и ворочавшие огромными денежными суммами. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. готовило почву для перевода народного хозяйства на капиталистические рельсы. Соответст- вующие процессы, однако, испытывали на себе сильнейшее тормозящее и де- формирующее влияние крепостничества.

 

Екатерининская эпоха ознаменовалась крупными переменами в организа- ции аппарата управления Российской империи. Важнейшей из них стала ре- форма областной администрации, проведенная во второй половине 1770 - начале 1780-х гг. Уже в Уложенной Комиссии депутаты от различных сословий резко осуждали произвол местных властей, их неспособность эффективно вы- полнять свои обязанности. Приступив к радикальной перестройке областной администрации, Екатерина II рассчитывала реализовать в ходе реформ идеи, навеянные ей знакомством с трудами философов-просветителей, с опытом функционирования английских государственных институтов. Слабость и неэф- фективность существовавшей системы местного управления были продемонст- рированы самым убедительным образом во время восстания под руководством Емельяна Пугачева.

 

Правовую основу реформы заложил изданный в 1775 г. особый законода- тельный акт - " Учреждения для управления губернией Всероссийской импе- рии". В соответствии с ним, прежде всего, вносились изменения в административно-территориальное деление России. Губернии уменьшились в размерах, а число их соответственно увеличивалось (с 23 до 50), что должно было способствовать усилению надзора за населением со стороны местной ад- министрации и в целом создать более благоприятные условия для эффективной работы правительственного аппарата. Губернии делились на уезды. Промежу- точная территориальная единица - провинция, таким образом, упразднялась. В каждой губернии должно было числиться от 300 до 400 тыс ревизских душ, а в уезде от 20 до 30 тыс.

 

Реформа 1775 г. внесла существенные изменения в саму организацию ме- стного управления. Во главе каждой губернии должен был стоять наместник (генерал-губернатор), получивший широкие полномочия и отвечавший за свои действия только перед верховной властью. На практике наместники назнача- лись императрицей для управления сразу несколькими губерниями; главой же собственно губернской администрации являлся губернатор, при котором функ-


 

ционировал специальный коллегиальный орган - губернское правление. Финан- сово-хозяйственными делами в масштабах губернии занималась казенная пала- та, руководимая вице-губернатором. Реформа 1775 г. создала в каждой губернии совершенно новое, не имевшее каких-либо аналогов в прошлом уч- реждение - Приказ общественного призрения. Он заведовал школами, меди- цинскими и благотворительными учреждениями (больницами, богадельнями, сиротскими домами и пр.), " работными" и " смирительными" домами.

 

Вдохновляясь учением Ш. Монтескье о разделении власти, Екатерина II попыталась в ходе реформы 1775 г. отделить на местах суд от администрации путем создания особой системы судебных учреждении. Судами высшей ин- станции в пределах губернии являлись палаты уголовного и гражданского суда. Ниже их стояли сословные суды - верхний земский суд (для дворян), губерн- ский магистрат (для горожан), верхняя расправа (для государственных, эконо- мических и дворцовых крестьян, ямщиков и однодворцев). Члены этих судов (заседатели) избирались соответствующими сословиями. Впрочем, заседатели верхних расправ комплектовались обычно из дворян. В результате реформы в губерниях создавались также совестные суды. В их задачи входило рассмотре- ние различных гражданских тяжб с целью примирения сторон, а также возни- кавших еще дел о колдовстве, в которых Екатерина II в духе века Просвещения видела лишь " глупость, обман и невежество". Наконец, совестные суды могли разбирать обращения лиц, взятых под стражу, если им в течение трех дней не предъявлялось какое-либо обвинение. Таких лиц совестной суд имел право от- пускать на поруки, однако при том условии, что они не подозревались в совер- шении особо тяжких преступлений (оскорбление верховной власти, измена, убийство и т.п.). Призванные гарантировать неприкосновенность личности, за- щищать ее от произвола администрации совестные суды на практике не сыгра- ли в этом отношении сколько-нибудь заметной роли. Соответствующие юридические нормы плохо работали в условиях самодержавно- бюрократического строя, отсутствия на внутрироссийской политической арене каких-либо крупных общественных сил, способных эффективно контролиро- вать деятельность государственной машины.

 

Сельская территория уезда была подведомственна нижнему земскому су- ду. Его председателем являлся земский исправник (капитан-исправник), а чле- нами - 2-3 заседателя. Все эти лица избирались на свои должности местным дворянством, однако подчинялись губернатору. " Тишину и спокойствие" в уездном городе обеспечивал городничий. В уездах создавались также выбор- ные сословные суды - уездный суд (для дворян), городовой магистрат (для го- рожан), нижняя расправа (для крестьян, не принадлежавших помещикам). Губернская реформа способствовала усилению влияния " общественных эле- ментов", т.е. главным образом дворянства, на деятельность местных судов и администрации. Дворяне выбирали из своей среды около 1/3 чиновников новых губернских учреждений и до половины всех должностных лиц в уезде. Впро- чем, эти представители местного дворянского общества зависели не столько от


 

своих избирателей, сколько от начальника губернии и были интегрированы в бюрократическую иерархию империи.

 

" Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" прово- дились в жизнь постепенно. Помимо этого акта, важное значение для организа- ции местного управления на новых началах имел утвержденный Екатериной II в 1782 г. " Устав благочиния, или полицейский", который определил устройство полицейской службы в городах. " Устав благочиния" жестко регламентировал общественную и частную жизнь городского населения и содержал многочис- ленные, выдержанные в соответствии с требованиями христианской морали нравственные сентенции, призванные воспитывать подданных в духе " добро- нравия". Ряд важных вопросов, связанных с организацией местного управления, рассматривался, как отмечалось выше, в Жалованной грамоте дворянству и в Грамоте городам

 

В целом Екатерине II удалось создать на местах сильный и разветвлен- ный аппарат власти. Многие институты, возникшие в ходе проведенной импе- ратрицей областной реформы, просуществовали до преобразований 1860-1870- х гг. или даже до 1917 г. Эволюция высшего и центрального звена системы управления страной в Екатерининскую эпоху во многом отражала те законо- мерности развития российской государственности, которые достаточно отчет- ливо проявились еще в царствование ближайших преемников Петра I. Так, тенденция к образованию при главе государства для обсуждения наиболее важ- ных проблем особых совещательных органов, оттеснивших на второй план Се- нат, получила воплощение в деятельности Совета при высочайшем дворе. Это учреждение возникло в 1768 г. (официально в 1769 г.) в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Совет должен был заниматься рассмотрением всех дел, относящихся к ведению войны. После ее окончания Совет при высочай- шем дворе вплоть до смерти Екатерины II играл роль особо близкого к импе- ратрице правительственного органа, обсуждавшего наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики. Членами Совета являлись виднейшие санов- ники екатерининского царствования - Г.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, А.А. Безбо- родко и др.

 

Текущей работой администрации и судебным аппаратом при Екатерине II продолжал руководить Сенат, почти полностью лишившийся, однако, законо- совещательных функций. Реформой 1763 г. Сенат был разделен на шесть де- партаментов (четыре - в Петербурге, два - в Москве), каждый из которых специализировался на решении известного круга вопросов. В екатерининское царствование резко возросло влияние генерал-прокурора на работу Сената. АА. Вяземский, занимавший генерал-прокурорский пост с 1764 по 1792 г., пользо- вался особым доверием императрицы. С упразднением же в результате губерн- ской реформы большинства коллегий отдельные вопросы, которыми они занимались, перешли в сферу компетенции сенатских структур, подчиненных генерал-прокурору. Решая самостоятельно (под надзором императрицы) много-


 

численные и важные задачи, генерал-прокурор постепенно превращался в свое- образного министра внутренних дел, финансов и юстиции. В роли " министров"

- полновластных исполнителей воли Екатерины II, получавших в заведование

известные категории государственных дел и фактически обязанных руково- дствоваться только желаниями царицы, - выступали и другие сановники, обле- ченные " монаршим доверием". Все это (на фоне ликвидации основной массы коллегий) свидетельствовало о дальнейшем развитии в екатерининское царст- вование тенденции к утверждению в управлении империей принципа единона- чалия, шедшего на смену введенному Петром I принципу коллегиальности.

 

Важной составной частью внутренней политики самодержавия при Ека- терине II являлись меры, имевшие своей целью распространение образования, воспитание подданных в духе идеалов Просвещения. Следует отметить, что еще в елизаветинское царствование был открыт Московский университет (1755). В " екатерининский" же век создается целая система образовательных и воспитательных учреждений. Так, в Москве, а затем в Санкт-Петербурге были открыты воспитательные дома. Специальная правительственная комиссия раз- работала программу создания двухклассных училищ в уездах и четырехкласс-

ных - в губернских городах. В годы царствования Екатерины II было положено начало женскому образованию в России. В 1764 г. в Петербурге открылся

Смольный институт. Всего к рубежу XVIII-XIX вв. в стране насчитывалось 550 различных образовательных заведений, в которых обучались 62 тыс. человек.

Впрочем, для основной массы населения России, несмотря на бесспорные успе- хи в развитии просвещения, элементарная грамотность оставалась недоступной роскошью.

 

В целом за время 34-летнего екатерининского правления российская го- сударственность заметно изменилась. Разумеется, страна оставалась абсолют- ной монархией, и царившие в ней порядки никак не соответствовали

принципам гуманности и справедливости, в верности которым клялась Екате- рина II. Произвол, коррупция, фаворитизм - все эти застарелые пороки государ- ственного строя по-прежнему громко заявляли о себе. Крепостничество,

удерживавшее в близком к рабскому состоянию значительную часть населения страны, именно при Екатерине II выступало в наиболее грубых и уродливых формах. Действия императрицы зачастую разительно противоречили ее же соб-

ственным декларациям, щедро пересыпанным просветительской фразеологией. И тем не менее в облике российского абсолютизма в царствование Екатерины II явственно проступили новые черты. " Главное дело сей незабвенной монархини,

- писал Н.М. Карамзин, - состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей". Обещав устами императрицы соблюдать сословные (пре- жде всего дворянские) привилегии и соблюдая их как в Екатерининскую эпоху,

так и впоследствии (сколько-нибудь серьезные нарушения были исключениями из правил), российское самодержавие уподоблялось абсолютистским режимам Европы, где, впрочем, сословный строй к концу XVIII в. постепенно расшаты-

вался. Однако прогрессировавшая европеизация российской государственности


 

делала ее все более чуждой основной массе населения страны, крестьянству, чья повседневная жизнь по-прежнему регулировалась в основном волей поме- щика (у крепостных), традиционными институтами, в той или иной мере ис- пользовавшимися бюрократией для управления деревней. Екатерининское царствование углубило являвшийся, как отмечалось, следствием петровских реформ раскол России на два мира, две " цивилизации" - " цивилизацию" вестер- низированных верхов и " цивилизацию" низов, что, по словам Карамзина, вело " ко вреду братского народного единодушия государственных состояний".

 

Восстание под руководством Е. Пугачева. Социальная борьба во вто- рой половине XVIII в. во многом напоминала борьбу, что велась и прежде. Ка- ждодневная, зачастую незаметная для наблюдателя борьба крестьян со своими угнетателями выливалась в побеги, а часто и в вооруженные конфликты. Как ручейки сливаются в большую реку, так и эти столкновения вырвались на по- верхность российской действительности грандиозным социальным катаклиз- мом - восстанием под руководством Е. Пугачева. Именно закрепостительные тенденции политики государства и послужили основными причинами недо- вольства широких крестьянских масс. Зачинщики восстания - яицкие казаки - были раздражены взятым екатерининским правительством курсом на унифика- цию управления страной, что оборачивалось ущемлением их традиционных привилегий. Казаки стремились играть в государстве роль " первого сословия". Руководителем восстания, в котором помимо казаков и крестьян участвовали нерусские народы Урала и Поволжья, рабочие уральских заводов, стал Емельян Иванович Пугачев - уроженец станицы Зимовейской на Дону, той самой стани-

цы, где за сто лет до него родился Степан Разин. Пугачев прожил жизнь, ти- пичную для казака. В семнадцать лет был записан в казаки, на втором году

службы женился, участвовал в Семилетней войне, в 1762 г. вернулся в Зимо- вейскую, где у него родился сын Трофим. Принимал Пугачев участие и в рус-

ско-турецкой войне.

 

Восстание началось на Яике, где в 1773 г. появился Пугачев. Отправным пунктом его движения стал расположенный на юге от Яицкого городка хутор Толкачев. Впрочем, к этому времени Пугачев провозгласил себя Петром III, го- сударем Петром Федоровичем, спасшимся от убийц. В своем манифесте он жа- ловал всех присоединившихся к нему " рекою с вершин и до устья, и землей, и травами, и денежным жалованьем, и свинцом, и порохом, и хлебным провиан- том". Пугачев продолжал традицию русского " самозванства", получившего ши- рокое распространение в XVII-XVIII вв. В основе этого явления лежал монархизм широких кругов населения России, вера в " истинного" царя, вера, выработанная несколькими столетиями развития монархического государства.

 

Во главе своего постоянно пополнявшегося отряда Пугачев подошел к Оренбургу и осадил его. Зачем Пугачев сковал свои силы этой осадой, почему не пошел на центр? Для того чтобы понять это, надо представлять себе, что значил Оренбург для яицкого казачества. Будучи административным центром


 

края, местом, откуда исходили все указы и карательные экспедиции царского правительства, Оренбург был для казаков исчадием ада, своего рода символом враждебной им власти. Нужно было его взять. Село Берда под Оренбургом пре- вращается в столицу восставшего казачества. Здесь сложился пугачевский штаб, была создана Государственная военная коллегия.

 

Несколько позже в селе Чесноковке под Уфой образовался еще один центр движения. Возникло и еще несколько менее значительных центров. Пер- вый этап восстания завершается поражением Пугачева - под Татищевой крепо- стью, а также поражением его ближайшего сподвижника - Зарубина-Чики у Чесноковки и прекращением осады Оренбурга и Уфы. Пугачев и уцелевшие его сподвижники уходят в Башкирию.

 

Второй этап характерен массовым участием в восстании башкир, состав- лявших теперь большинство в пугачевской армии, и работных людей горных заводов Урала. При этом значительно возросли действовавшие против Пугачева правительственные силы. Это заставило Пугачева двинуться в сравнительно свободную от правительственных войск сторону, к Казани. Однако там он по- терпел поражение и вынужден был в середине июля 1774 г. перейти на правый берег Волги.

 

Начался третий этап пугачевского восстания, которое теперь охватило те районы, где основным населением были государственные и помещичьи кресть- яне. При приближении пугачевцев крестьяне жгли дворянские усадьбы, убива- ли помещиков и чиновников. Собственно в ряды повстанческой армии при этом вступали сравнительно немногие. Движение как бы распадалось на отдельные локальные восстания. Не случайно многие историки называют этот этап " пуга- чевщиной без Пугачева".

 

В Манифесте, изданном в июле 1774 г., Пугачев жаловал " всех находив- шихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков быть верноподданными рабами собственной нашей короне" и награждал их " древним крестом и молит- вою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками... владе- нием землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без аброку". Эти " милости" обеспечили Пуга- чеву поддержку крестьян, страдавших от притеснений помещиков и чиновни- ков. И все же чаша весов в борьбе постепенно склонялась на сторону правительственных войск. 24 августа 1774 г. повстанцы потерпели крупное по- ражение, и Пугачев с двумя сотнями казаков ушел в Заволжские степи.

 

Между тем в окружении самозванного монарха зрел заговор, участники которого в сентябре 1774 г. схватили Пугачева и выдали его властям. В январе следующего года Пугачев был казнен в Москве на Болотной площади. Охва- тившее огромную территорию, потрясшее самые устои российской государст-


 

венности восстание под руководством самозванного императора Петра III по- терпело поражение.

 

Общественно-политическая мысль России в Екатерининскую эпоху. На развитие русской общественно-политической мысли в Екатерининскую эпо- ху сильнейшее влияние оказывали идеи философии Просвещения. Произведе- ния Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо широко издавались в России, причем довольно значительными для того времени тиражами. С 1767 по 1777 г. было переведено и опубликовано более 400 статей " Энциклопедии", в подготовке ко- торой участвовали почти все французские философы-просветители. Широкой популярностью у русских читателей пользовались произведения Вольтера. В последней трети XVIII в. было переведено и издано около 60 его сочинений.

 

Знакомство образованных слоев с учениями французских мыслителей обусловило возникновение русского просветительства, представители которо- го, оценивая отечественные реалии с точки зрения их соответствия " духу вре- мени", осуждали крепостнические порядки и проявления самодержавного произвола. Вместе с тем идеи Просвещения зачастую воспринимались русским образованным обществом бездумно, по тонкому замечанию В.О. Ключевского, как " догматы политические, религиозно-нравственные, которые усваивались без размышления и еще более отрывали усвоившие их умы от окружающей действительности, не имевшей ничего общего с этими идеями".

 

Одним из наиболее ярких представителей русского просветительства яв- лялся видный писатель и публицист Н.И. Новиков, развернувший с конца 1760- х гг. активную издательскую деятельность. На страницах основанных им жур- налов (" Трутень", " Пустомеля", " Живописец", " Конилен") Новиков резко кри- тиковал крепостное право, взяточничество и произвол чиновников. Размышляя о современных ему проблемах российской действительности, Новиков прояв- лял большой интерес и к отечественной истории, издав в 1773- 1775 гг. " Древ- нюю российскую вивлиофику", которая представляла собой ценное собрание различных памятников древнерусской письменности.

 

С середины 1770-х гг. начинается " масонский период" в деятельности Н.И. Новикова. Собственно говоря, первое документальное свидетельство о существовании масонской ложи в России относится еще к 1731 г. Масонами были многие участники заговора, приведшего к низвержению Петра III и возве- дению на престол Екатерины II. В 1770- 1780-х гг. в России действовало боль- шое количество масонских лож. Масонство импонировало многим представителям интеллектуальной элиты своим учением о религиозно- нравственном совершенствовании, о братстве людей всех сословий. К розен- крейцерам, представлявшим одну из масонских систем, и примкнул Новиков.

 

Екатерина II довольно долго относилась к масонам в общем терпимо. Од- нако Французская революция 1789 г., которую монархические и клерикальные


 

круги считали делом масонов, подтолкнула императрицу к принятию мер, при- званных пресечь их деятельность в России. Екатерина II подозревала также ма- сонов в тайных контактах с прусским правительством (Пруссия была тогда противницей России), в стремлении привлечь " в свою секту" наследника пре- стола Павла Петровича, конфликтовавшего с матерью. В конечном счете сам Новиков был арестован и в 1792 г. согласно приговору, вынесенному лично императрицей, осужден на пятнадцатилетнее заключение в Шлиссельбургской крепости. Некоторые масоны, причастные к этой истории, были высланы в свои поместья; другие отделались легким испугом. И все же хотя масонство фор- мально так и не было запрещено, еще до ареста Новикова большинство лож заявило о приостановке или прекращении своей деятельности. О том, что зна- комство русского образованного общества с идеями западноевропейских мыс- лителей может обернуться для власти весьма неприятными сюрпризами, свидетельствовала и судьба А.Н. Радищева. Выходец из дворянской семьи, Ра- дищев учился в Лейпцигском университете, а по возвращении в Россию служил в различных государственных учреждениях. Знакомство с трудами философов- просветителей сделало его убежденным противником самодержавия и крепост- ничества. Помещичий произвол и деспотизм власти подверглись резкому осуж- дению на страницах опубликованной Радищевым в 1790 г. книги " Путешествие из Петербурга в Москву".

 

Произведение А.Н. Радищева возымело большой общественный резонанс. Императрица, ознакомившись с " Путешествием из Петербурга в Москву", объ- явила автора " бунтовщиком хуже Пугачева". Радищев был арестован и приго- ворен к смертной казни, которую, однако, заменили 10-летней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Конфликт Радищева с властью во многом являлся предтечей грядущего противостояния самодержавия и русской радикальной интеллигенции.

 

Реалии " екатерининского века" подвергались критике и с консервативных позиций. В этом отношении показательна публицистическая деятельность М.М. Щербатова, большинство работ которого, правда, не предназначалось для печа- ти. Богатый ярославский помещик, Рюрикович, автор многотомной " Истории Российской с древнейших времен", М.М. Щербатов был убежденным защитни- ком дворянских привилегий, полагая, что в этом отношении Екатериной II сде- лано слишком мало. Щербатову импонировала олигархическая форма правления. В своем произведении " О повреждении нравов в России" он подверг убийственной критике фаворитизм, произвол и казнокрадство, царившие при русском дворе, противопоставляя современным ему порядкам порядки Москов- ской Руси.

 

Внешняя политика. " Внешняя политика - самая блестящая сторона го- сударственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впе- чатление на современников и ближайшее потомство" (В.О. Ключевский). Перед Россией стояло два важнейших вопроса: турецкий и польский. Руководивший


 

русской внешней политикой Н.И. Панин, стремясь противодействовать враж- дебной политике Франции, решил сконструировать так называемый Северный аккорд - союз государств, находившихся на севере Европы: Дании, Пруссии, Польши и Швеции при участии Англии. В литературе иногда высказывалось мнение, что автором этого проекта являлся русский посланник в Дании Корф, однако в новейшей историографии доказано, что авторство принадлежит Пани- ну. План Панина в конечном счете не был реализован. Тем временем конфлик- ты между Россией и Турцией вылились в войну, начавшуюся в 1768 г. В этой войне талантливый русский полководец П.А. Румянцев нанес серьезное пора- жение туркам при Ларге и Кагуле в 1770 г.

 

5 июля 1770 г. русский флот под командованием адмирала Г.А. Спиридо- ва разгромил турецкий флот недалеко от острова Хиоса, в бухте Чесме. Однако политика некоторых европейских государств, испугавшихся усиления России, заставила ее пойти на заключение мира, который был подписан в болгарском селении Кючук-Кайнарджи 10 июля 1774 г. По этому договору Россия получи- ла от Турции территорию от Буга и крепости Кинбурн, при устье Днепра, до Азова, с частью прикубанских и приазовских земель. Кабарда была включена в государственные границы России. Россия получила также выход из Азовского в Черное море - крепости Керчь, Еникале. Крым был объявлен самостоятельным, а с самой Турции Россия получила 4, 5 млн руб. контрибуции.

 

Большое внимание екатерининское правительство уделяло и польской проблеме. В 1763 г. умер польский король Август III, посаженный на престол еще Анной Иоанновной. Между магнатскими группировками началась ожесто- ченная борьба за власть. Страна раздиралась внутренними противоречиями. Власть осуществлял сейм. Делегаты от местных сеймиков имели на нем право " либерум вето", т.е. каждый депутат мог опротестовать любое решение собра- ния. Очень острыми были в стране и национальные противоречия. Входившие в ее состав народы Украины и Белоруссии находились под жестоким социально- экономическим и национальным гнетом польской шляхты.

 

В ходе борьбы за власть между магнатскими группировками на престол был посажен давний знакомый Екатерины Станислав Понятовский. Его прави- тельство постаралось провести в разваливавшейся стране ряд реформ, однако эти попытки вызвали ожесточенное сопротивление со стороны других группи- ровок шляхетства, которые использовали право конфедерации, т.е. создания вооруженной оппозиции. Противники реформ в г. Баре (на Украине) и создали такую конфедерацию. Екатерина послала против них войска во главе с А.В. Су- воровым. Россия всячески старалась усилить свое влияние в Польше, что весь- ма беспокоило Пруссию. Большие успехи России в борьбе с Турцией заставили Пруссию выступить совместно с Австрией в польском вопросе, с тем чтобы умерить требования России на юге. России был невыгоден раздел Польши и усиление за ее счет таких государств, как Пруссия и Австрия. Польша более устраивала Россию как буферное государство на границе с более сильными со-


 

седями. Но в сложившейся ситуации Россия вынуждена была пойти на раздел Польши. Один договор был заключен между Россией и Пруссией, другой - ме- жду Россией и Австрией. Оба они были подписаны в июле 1772 г. Под давлени- ем держав в сентябре 1773 г. польский сейм санкционировал соглашение о первом разделе Польши. Россия получила все Подвинье и часть Верхнего Приднепровья, воеводства Полоцкое, Витебское, Мстиславское, часть Минско- го и часть польской Ливонии. Австрия захватила Западную Украину - Галицию, Пруссия - значительную часть северо-западных польских земель по побережью Балтики.

 

В 1770-1780-х гг. вопрос о Правобережной Украине все теснее связывал- ся с вопросом о дальнейшем продвижении России к Черному морю, а это, в свою очередь, с новой силой порождало русско-турецкий конфликт. Вся внеш- няя политика России завязывалась в сложный балтийско-польско-восточный узел. Усилившаяся мощь России позволяла Екатерине II оказывать весьма сильное воздействие на положение дел в Европе. Во время вспыхнувшей между Австрией и Пруссией войны за баварское наследство Екатерина выступила в качестве третейского судьи. Закончивший эту войну Тешенский мир 1779 г., условия которого гарантировала Екатерина, привел к значительному усилению влияния русской дипломатии на ситуацию в Германии. Выдающуюся роль сыг- рала Россия и в событиях, связанных с войной американских колоний за неза- висимость. Россия отклонила попытку Англии использовать ее силы для ведения войны в Америке. Более того, в феврале 1780 г. Екатерина II опублико- вала декларацию о " вооруженном нейтралитете". Декларация провозглашала, что всякое нейтральное судно находится под защитой всех нейтральных госу- дарств и имеет право защищать себя на море оружием. Ответственность же за насилие над нейтральными судами падает на суда нападающих держав. К этой декларации присоединилось большинство государств. Натянутые отношения с Англией, обозначившееся охлаждение в отношениях с Пруссией способствова- ли сближению России с Австрией, чему помогла встреча Екатерины II в 1780 г. в Могилеве с австрийским императором Иосифом II. Русскую дипломатию в это время возглавил А.А. Безбородко - талантливый государственный деятель. Большую роль в определении внешнеполитического курса играл Г.А. Потем- кин, фаворит Екатерины. Прогрессировавшее ослабление Османской империи привело к появлению так называемого греческого проекта, содержание которо- го Екатерина II изложила в переписке с Иосифом II осенью 1782 г. Проект пре- дусматривал изгнание турок из Европы и восстановление " древней монархии Греческой" (греческий престол предназначался внуку Екатерины II Константи- ну Павловичу). Из Дунайских княжеств - Молдавии, Валахии и Бессарабии - предполагалось образовать буферное государство - Дакию. Австрия за содейст- вие в реализации проекта должна была получить западную часть Балканских земель.


 

Ученые до сих пор не решили, был ли " греческий проект" реальной внешнеполитической программой или только плодом размышлений придвор- ных теоретиков.

 

Как бы то ни было, дело шло к новой войне с Турцией. В 1783 г. Россия присоединила к себе Крым, что, конечно же, вызвало недовольство правитель- ства Османской империи. Демонстративно не выполняя условий Кючук- Кайнарджийского договора, Турция в 1787 г. сама объявила войну. Положение России в скором времени осложнилось начавшейся войной со Швецией. Король Густав III осадил крепость Нейшлот и предъявил России явно невыполнимые требования. Но мужественная оборона Нейшлота и блестящая победа русского флота в июле 1788 г. у Готланда над флотом шведов заставила шведское прави- тельство пойти на заключение мира (1790).

 

Россия добилась выдающихся успехов в войне с Турцией. Под командо- ванием ГА. Потемкина была взята крепость Очаков, турки были разбиты при Фокшанах и Рымнике. Одна из наиболее ярких страниц этой войны - взятие крепости Измаил (под руководством А.В. Суворова). В 1791 г. был подписан Ясский мир, по которому Турция обязалась неуклонно выполнять условия предшествующего мира, признала новую границу с Россией по Днестру и при- соединение Крыма.

 

В Польше, где после первого раздела влияние России значительно усили- лось, начинает нарастать движение за укрепление экономики и политического строя путем реформ. Ряд позитивных мер предпринял сейм 1788 г., получив- ший название четырехлетнего сейма. 3 мая 1791 г. этот сейм принял новую конституцию, отменившую, в частности, " либерум вето". Но для улучшения жизни низших слоев населения было сделано мало.

 

В Польше скрестили свои " дипломатические шпаги" представители внешнеполитических ведомств России, Пруссии, Австрии. Трудно сказать, кто кого превосходил в коварстве, но для самой Польши события разворачивались драматически. Летом 1791 г. русские войска, принимавшие участие в войне с Турцией, были переброшены в Польшу. Тут же в г. Тарговице возникла конфе- дерация, к которой присоединился и польский король. Царские войска вскоре взяли Варшаву. Конституция 3 мая была отменена, а в марте 1793 г. произошел второй раздел Польши. К России отошли Белоруссия с Минском и Правобе- режная Украина. Пруссия захватила Гданьск (Данциг), Торунь и Великую Польшу с Познанью. Оставшаяся часть Польши с населением в 4 млн. человек была окружена со всех сторон сильными и враждебными ей государствами, ко- торые навязывали ей свои условия. Это вызвало патриотический подъем в стране. Вскоре одна из частей польского войска восстала. Центром восстания становится Краков, а его главой - талантливый генерал Тадеуш Костюшко. Он занял Варшаву. Вскоре восстание перекинулось в Литву, Великую Польшу и Поморье. Однако значительная часть крестьянства была разочарована дейст-


 

виями Костюшко, что значительно ослабило его силы. Русские войска под ко- мандованием А.В. Суворова разгромили польские войска. В начале 1795 г. был проведен третий раздел Польши, уничтоживший самостоятельное Польское го- сударство. Большая часть земель Польши с Варшавой была отдана Пруссии, Малая Польша с Люблином отошла к Австрии. Россия получила Литву, Запад- ную Белоруссию и Западную Волынь. Курляндское герцогство, находившееся в зависимости от Речи Посполитой, также было присоединено к России. Присое- динение старинных русских земель к России было естественным, поскольку восстанавливало изначальное единство восточнославянских народов. Что же касается Польши, то третий раздел стал трагедией польского народа, который надолго был лишен своей государственности.

 

Сильнейшее влияние на ситуацию в Европе и на внешнюю политику Рос- сии оказала Французская революция 1789 г., почву для которой во многом под- готовили идеи философии Просвещения, так пленившие в свое время Екатерину II. Поначалу, правда, императрица не придавала особого значения событиям во Франции, хотя и именовала революционный Париж " адовым пек- лом" и " притоном разбойников". Крушение династии Бурбонов, казнь короля - все это потрясло монархические круги Европы. Екатерину II пугала перспекти- ва проникновения революционных идей в Россию, тем более что русское обще- ство с живым интересом следило за происходившим во Франции. Впрочем, ужасы кровавой якобинской диктатуры наглядно демонстрировали русским по- клонникам философии Просвещения разительное несоответствие революцион- ной действительности исповедуемым ими идеалам.

 

В 1792 г. Австрия и Пруссия попытались вооруженным путем восстано- вить во Франции " старый порядок". Их войска, однако, терпели поражение за поражением. Россия не принимала участия в войне, хотя и разорвала в 1793 г., после казни короля Людовика XVI, дипломатические и торговые отношения с Францией. Только в конце 1795 г., освободившись от " польских дел", Екатери- на II заключила соглашение с Австрией и Англией об организации интервенции против Франции. На театр военных действий предполагалось отправить 60- тысячный русский экспедиционный корпус под командованием А.В. Суворова. Смерть Екатерины II в ноябре 1796 г. помешала реализации этого плана.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал