Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-экономические развитие России в первой половине XIX в.
Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы, до 1861 г.) являлся прогрессирующий процесс разложения феодально- крепостнической системы. Начало этого процесса можно отнести ко второй по- ловине XVIII в., более отчетливо он стал проявляться в последнее его тридца- тилетие. В недрах крепостнической системы в этот период развивались новые капиталистические отношения.
Современная отечественная историография отказывается от бытовавшей ранее трактовки кризиса феодально-крепостнической системы как времени со- стояния полного упадка. Наряду с кризисными явлениями (регрессивными про- цессами, происходившими в помещичьей деревне, базировавшейся на крепостном труде) наблюдалось и заметное развитие производительных сил. Правда, происходило оно прежде всего на базе мелкотоварного и капиталисти- ческого производства.
Сельское хозяйство. В условиях аграрной страны эти процессы наиболее рельефно проявлялись в сельскохозяйственной сфере. Для феодализма в целом характерна феодальная собственность на землю (помещика или феодального государства) при наличии мелкого крестьянского хозяйства, имевшего свои зе- мельный надел и другие средства производства и включенного в экономиче- скую структуру хозяйства феодала. При этом хозяйство носило натуральный характер, а принуждение было внеэкономическим (личная зависимость кресть- янина от помещика), свойственным для этого способа производства был и низ- кий рутинный уровень применяемой техники.
Россия с ее практически неограниченными природными и людскими ре- сурсами развивалась в первой половине XIX в. весьма медленно. Рост товарно- денежных отношений, вызывавший заинтересованность помещиков в повыше- нии доходности своих хозяйств, при сокращении барщинной формы эксплуата- ции неминуемо вел к расширению собственной запашки помещика.
Происходить это могло либо за счет распашки других угодий (лесных масси- вов, покосов и т.п.), либо за счет сокращения земельных наделов крестьян. В первом случае это зачастую приводило к нарушению сложившегося баланса в структуре угодий, сокращению поголовья скота (и, как следствие, снижению количества удобрения, выносимого на поля). Во втором - подрывалась эконо- мика крестьянского хозяйства. В России в первой половине XIX в. наблюдались случаи, когда помещики вообще отбирали землю у своих крестьян, переводя их на месячный паек (" месячину"). Крестьяне не были заинтересованы в результа- тах своего труда, что вызывало падение его производительности. В процентном отношении количество барщинных хозяйств не только не сокращалось, но даже несколько выросло.
В оброчных хозяйствах усиление эксплуатации приводило к увеличению размеров оброка, который к тому же все чаще помещики взимали в денежной форме. Резкое увеличение размеров оброка заставляло крестьян отрываться от земли и искать заработки на стороне, что также понижало уровень сельскохо- зяйственного производства.
Для крепостного хозяйства этого периода были характерны обеднение крестьянства, рост задолженности крестьянских хозяйств помещикам, прини- мавший хронические формы. В неурожайные годы, которые систематически повторялись в России, эти хозяйства оказывались совершенно беспомощными и постоянно балансировали на грани разорения.
Не лучше обстояло дело и в помещичьих хозяйствах. Средства, получае- мые российским дворянством от эксплуатации своих крестьян, редко вклады- вались в хозяйство, бездумно растрачивались и выбрасывались на ветер. К 1859 г., по данным С.Я. Борового, 66% крепостных крестьян в России были заложе- ны и перезаложены в кредитных учреждениях (по некоторым губерниям эта цифра доходила до 90%).
Капиталистические элементы в сельском хозяйстве развивались весьма медленно. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что огромные массивы земли, принадлежавшие помещикам и казне, фактически были исключены из товарного оборота. Земельный фонд, на котором могли развиваться капитали- стические хозяйства, оказался весьма ограниченным (земля арендовалась или занимались земельные участки в колонизируемых регионах). Однако, несмотря на кризисные явления, сельское хозяйство России развивалось и в этот период. Особенно заметно поступательное движение в конце XVIII - первой трети XIX в. Современные историки объясняют это тем обстоятельством, что феодальная система хозяйствования еще полностью не исчерпала своих возможностей.
Хотя валовой сбор зерновых за этот период увеличился примерно в 1, 4 раза, эти успехи были достигнуты в основном экстенсивными методами - за счет увеличения посевных площадей. Осваивались южные и юго-восточные
степные районы: область Войска Донского, Южная Украина (по расчетам В.К. Яцунского, площади под пашней увеличились здесь более чем в три раза). Важно отметить, что Юг России становится районом интенсивной колониза- ции, здесь более высокими темпами развивалось свободное предприниматель- ство, а хлеб через черноморские порты вывозился на экспорт. Расширялись посевные площади на Среднем и Нижнем Поволжье, однако местный хлеб по- ступал в основном на внутренний рынок.
Урожайность зерновых культур была еще крайне низкой, в обычные годы она составляла " сам" 2, 5-3 (на одно зерно посева 2, 5- 3 зерна урожая), агроно- мические приемы были весьма неразвиты (господствовало традиционное трех- полье: яровые - озимые - пар, в лесистых районах севера и северо-запада страны было распространено подсечное земледелие, в степной полосе - залеж- ная система). Однако попытки поднять сельскохозяйственное производство на- блюдались в этот период все чаще. В Россию из-за границы выписывалась сельскохозяйственная техника, появлялись и местные изобретения (льнотре- пальная машина крестьянина Алексеева, сенокосная машина Хитри-на), кото- рые выставлялись на сельскохозяйственных выставках. Создавались земледельческие общества, принимавшие меры по подъему сельского хозяйст- ва. Однако в рамках страны все эти меры были весьма незначительны. По но- вейшим расчетам, интерес к таким усовершенствованиям проявляли всего 3-4% помещиков, среди крестьян они встречались гораздо реже.
Промышленность. Наиболее заметным явлением в развитии русской промышленности стало начало промышленного переворота. В техническом плане он выразился в переходе от мануфактуры (где уже наблюдалось внутри- производственное разделение труда и частично применялось водяное колесо) к фабрике, оборудованной паровыми двигателями. Социальный аспект состоял в том, что в ходе промышленного переворота происходило быстрое формирова- ние двух классов капиталистического общества - промышленного пролетариата и буржуазии.
В отечественной историографии существуют различные точки зрения от- носительно времени начала и завершения промышленного переворота. Так, С.Г. Струмилин считал, что промышленный переворот в России завершился еще до отмены крепостного права, в отличие от него П.Г. Рындзюнский пред- полагал, что переворот происходил в 1860-1890-е гг. Большинство историков относит его начало к 1830- 1840-м или даже к середине 1850-х гг., связывая его с распространением на транспорте и в промышленности паровых машин.
По новейшим подсчетам, на рубеже 1850-1860-х гг. фабрики составляли около 18% общего числа крупных предприятий, на них было занято почти 45% всех рабочих (почти 300 тыс. человек).
Крепостное право в России задерживало как техническое переоснащение предприятий, так и формирование пролетариата. Широкое применение новой техники требовало перехода к наемному труду, но труд крепостных и посесси- онных рабочих обходился дешевле, чем затраты на механизацию производства и покупку рабочей силы. Противоречие заключалось в том, что, будучи более дешевым, такой труд был гораздо менее производительным по сравнению с трудом вольнонаемных рабочих. В то же время значительная часть этих рабо- чих состояла из крепостных крестьян, отпущенных на оброк.
Несмотря на тормозящее влияние крепостного права, развитие промыш- ленности с началом промышленного переворота значительно ускорилось, одна- ко от европейских стран Россия в это время отставала все больше и больше (особенно заметно это было при сравнении количества продукции, приходя- щейся на душу населения).
Транспорт. Важные прогрессивные изменения произошли в России в об- ласти транспорта. В первой половине XIX в. в стране появились железные до- роги: Царскосельская (1837), Варшавско-Венская (1839-1848), Петербургско- Московская (1843-1851). В предреформенные годы было построено свыше 8 тыс. верст шоссейных дорог. Однако этого было явно недостаточно для огром- ной страны. Основная масса грузов по-прежнему перевозилась по воде. На ру- беже XVIII- XIX вв. была построена система каналов, связавшая Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская системы). Днепр через Огинский, Березинский, Днепровско-Бугский каналы был соединен с западны- ми реками. Заметно выросло число пароходов. Первый пароход " Елизавета", построенный на машиностроительном заводе К.Н. Берда в Петербурге, был ис- пытан на Неве в 1815 г., а в 1860 г. по рекам, озерам и морям России их ходило уже более 300.
Торговля. Одним из важнейших процессов, характеризующих социаль- но-экономическое развитие России, было складывание единого всероссийского рынка. В современной исторической литературе существуют разные точки зре- ния по этому вопросу. И.Д. Ковальченко и Л.В. Милов относят образование единого всероссийского рынка к 1880-м гг., Б.Н. Миронов признает функцио- нирование общероссийского товарного рынка уже в конце XVIII в., отмечая, впрочем, его отличительные черты по сравнению со всероссийским капитали- стическим рынком (в частности, невысокую степень проникновения товарных отношений в аграрный сектор экономики).
Важной формой торговли в первой половине XIX в. были ярмарки. Тор- говые обороты некоторых из них оценивались в десятки миллионов рублей. Крупнейшими ярмарками России были Нижегородская, Ирбитская (в Сибири), Коренная (под Курском), многочисленные украинские ярмарки - общее число ярмарок приближалось к 4 тыс. Следует, однако, отметить, что наряду с ярмар-
ками успешно развивалась и постоянная (магазинная) торговля, широко рас- пространена была и торговля вразнос.
Развитию товарно-денежных отношений в стране способствовало образо- вание хозяйственных регионов, специализировавшихся в различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства. Различия между ре- гионами отчетливо прослеживаются в первой половине XIX в. Одним из важ- нейших для экономики страны был в это время Центрально-промышленный регион, включавший Московскую, Владимирскую, Калужскую, Костромскую, Нижегородскую, Тверскую, Ярославскую губернии. Здесь были расположены крупные торговые и промышленные центры страны, в деревнях широкое рас- пространение получили промыслы, значительное развитие имело и сельское хо- зяйство. Центрами горной и металлургической промышленности были Урал и Приуралье, где находились крупные заводы, к которым были приписаны крепо- стные крестьяне и сотни тысяч десятин земельных угодий. Северо-Западный регион (С.-Петербургская, Новгородская и Псковская губернии) тяготел к сто- лице - крупнейшему торговому, промышленному и административному центру страны. В Новгородской губернии были широко распространены самые разно- образные крестьянские промыслы, в Псковской губернии особое значение при- обретает выращивание и обработка льна, который вывозился не только на внутренний рынок, но и за границу. Центрально-черноземный регион (Воро- нежская, Курская и др. губернии черноземной полосы) был земледельческим районом с отчетливо выраженной барщинной системой хозяйства, именно здесь наиболее сильны были крепостные порядки, сдерживающие поступатель- ное экономическое развитие. На севере страны, с его редким населением и сла- бо развитой промышленностью, практически не было помещичьего землевладения. В Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерниях огром- ные лесные массивы во многом определили и характер хозяйственной деятель- ности (охота, рыболовство, подсечное земледелие), постепенно расширялось в регионе торговое животноводство. Интенсивно развивалось сельское хозяйство в Прибалтике и Литве, где значительных размеров достиг экспорт сельскохо- зяйственной продукции за границу. Многопрофильное сельское хозяйство ве- лось на Украине, однако и здесь, и в Белоруссии преобладали барщинные помещичьи хозяйства. Районами интенсивной колонизации были Юг России, степное Предкавказье, Поволжье.
Образование хозяйственных регионов было важным показателем разви- тия специализации, оно способствовало подъему экономики в стране, общест- венному разделению труда и повышению его производительности.
Изменения в социальной структуре общества. Одним из симптомов кризиса крепостничества стало сокращение удельного веса крепостных кресть- ян. Если в начале XIX в. крепостные крестьяне составляли большинство насе- ления страны, то к концу 1850-х гг. их доля снизилась до 37%. Скорее всего это
объясняется не столько сокращением естественного прироста крепостного на- селения России, сколько переводом крепостных в другие сословия.
Несмотря на то что Россия по-прежнему оставалась сельской страной (к середине XIX в. численность городского населения составляла примерно 8%), тенденция к росту количества городов проявлялась весьма определенно. Общее число городов за 50 лет увеличилось с 600 до 1000, а количество горожан вы- росло в 2, 2 раза. Это существенно превышало рост населения в целом.
Рост экономики страны, в том числе и определенный подъем производи- тельных сил в деревне, способствовал развитию процесса социального расслое- ния в среде крестьянства. Он был связан с выделением так называемых капиталистых крестьян, занимавшихся торговлей, ростовщичеством, предпри- нимательством, которые эксплуатировали труд других крестьян. Иногда такие крестьяне сами приобретали крепостных, записывая их на имя своего помещи- ка. Этот процесс шел в дореформенный период весьма медленно и существенно различался у разных групп крестьян. Так, у государственных крестьян он шел гораздо быстрее, чем у крестьян помещичьих. В оброчной деревне он прояв- лялся более отчетливо, чем среди крестьян, находившихся на барщине. По- разному он протекал в отдельных губерниях России.
Результатом социально-экономического развития в рассматриваемый пе- риод стало формирование новых социальных слоев - промышленных рабочих и буржуазии. Русский наемный рабочий в это время чаще всего был либо поме- щичьим крестьянином, отпущенным в город за оброком, либо государственным крестьянином, также еще тесно связанным со своей деревней, землей, общиной.
В среде буржуазии преобладали торговцы, купечество, которые все чаще начинали вкладывать деньги в предпринимательство. Среди русских предпри- нимателей были и состоятельные крестьяне, владевшие тысячами и десятками тысяч рублей, но в то же время зачастую остававшиеся крепостными людьми. Многие из них пытались выкупиться на волю, уплачивая крупные суммы денег.
|