![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Установить правильный психологический контакт.
При первой встрече у пациента создается впечатление о медицинском работнике, которое является основой будущего психотерапевтического влияния.Поведение медработника должно внушать уважение, создавать у пациентов уверенность в том, что ему можно смело доверить свое здоровье. Поэтому медицинский работник должен быть выдержан, уметь контролировать свои эмоции, ни что не должно отражаться на его работе, на его тоне вразговорах с коллегами и пациентами, и приветлив, так как чрезмерная сухость в общении создает барьеры, а доброжелательная беседа снимает напряженность, успокаивает пациента. Смотрите пациенту в лицо, в глаза, это располагает к откровенной беседе. Наблюдение за поведением, мимикой, жестами пациента дает возможность судить о том, в каком аспекте более целесообразно вести беседу. Основой для установления психологического контакта с пациентом является профессиональное выполнение своих обязанностей, эмоциональное теплое отношение к пациенту (словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи). Успех понимающего общения зависит от способности медработника к эмпатии. Эмпатия (от английского empathy — чувствование) - это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразумевает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмоциональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (переживания по поводу чувств другого). Быть в состоянии эмпатии - значит на какое-то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой собственный мир. Если такая способность теряется и у медработника возникает состояние идентификации с эмоциональным состоянием пациента, то он теряет способность профессионально работать. В течение рабочего дня так много проявлений горя, физического и психологического страдания, что есть опасность эмоционально идентифицироваться с пациентом. Отсюда возможность появления у самих работников заболеваний, вызванных эмоциональным перенапряжением. В таком случае требуются индивидуальные программы устранения эмоциональных перегрузок. Психологический контакт предполагает равноправие психологических позиций партнеров. Недирективное открытое общение (не ролевое а личностное) не устраняет в дальнейшем возможности директивного общения медработника с пациентом (в его интересах), но создает атмосферу доверия между партнерами, благодаря которой пациент в определенных ситуациях добровольно передает управление этими ситуациями медсестре. Т.К, чтобы пациент был искренним, открытым с медработником, он должен видеть искренность и с его стороны. Искренностью предполагает совпадение коммуникации вербальной (что человек говорит), невербальной (сопровождающих слова жестов, интонаций, позы) и того, что при этом человек чувствует. Рассогласование этих «пластов» всегда замечается партнером и воспринимается как неискренность, недоверие или даже враждебность.
Надо научиться грамотно, рассказать пациенту о сущности его болезни и применяемых методах лечения. Если пациент доверяет лечащему врачу, он чувствует себя в безопасности, спокойно и уверенно идет на любые диагностические процедуры. Используйте понятную пациенту терминологию. Если вы сомневаетесь, что пациент понимает вас, спросите, какой смысл он вкладывает в то или иное понятие. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.
Ситуация общения с пациентом необходимо использовать в целях формирования у него положительной установки на выздоровление. Нужно высказывать твердую уверенность в благоприятном исходе.
Пациента надо всемерно оберегать от психической травмы, которая может ухудшить его состояние, а в некоторых случаях привести к отказу от лечения. Во время беседы с пациентом не следует высказывать свои предварительные диагностические предположения, как бы не казались они очевидны. Следует помнить, что неосторожно высказанное подозрение о болезни может быть причиной стойкого ятрогенного заболевания, избавиться от которого может быть очень трудно. В беседах с пациентами необходимо избегать выражений, содержащих тревожную, изучающую информацию. В присутствии пациента не следует применять малопонятные ему и пугающие термины («коллапс», «гематома»), а также такие характеристики («кровянистое»). Иногда пациенты становятся нетерпеливыми, негативно настроенными к лечению, подозрительными. У них может быть нарушено сознание, могут развиться галлюцинации, бред. В общении с такими пациентами особенно необходимы терпение и такт. Недопустимо вступать с ними впререкания, но надо объяснить необходимость лечебных мероприятий, постараться выполнить их наиболее щадящим путем. В то же время отдельные пациенты проявляют недисциплинированность, нарушают лечебный режим: курят в палатах, употребляют спиртные напитки. В таких случаях нужно решительно пресекать нарушения дисциплины, проявлять строгость, но не грубость.
|