Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 4. Лексические нормы современного литературного языка
Задания этого раздела нацелены на формирование представления о коммуникативных качествах речи и основах литературного редактирования. Перед выполнением данного задания необходимо ознакомиться с основными понятиями. Точность речи — использование слов и выражений в полном соответствии с языковым значением — как средство обеспечения строгого соответствия речи ее предметно-понятийному содержанию. Логичность речи — соответствие текста развертыванию мысли, последовательность и непротиворечивость мысли. Ясность речи — ее доступность для понимания, незатрудненность восприятия адресатом. Уместность речи — ее соответствие целям и условиям общения. Чистота речи — отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку (штампы, канцеляризмы, вульгаризмы, «навязчивые слова» и др.). Выразительность речи — совокупность ее особенностей, поддерживающих внимание и интерес адресата речи. Богатство (разнообразие) речи в качественно-количественном представлении и в индивидуально-личностном аспекте. Этот блок отражает явления языка на уровне лексики: проблемы лексической сочетаемости, многословия, лексической неполноты высказывания, употребления слов в несвойственном им значении, проблемы новой лексики, устаревшей лексики, лексики иноязычного происхождения и др. При выполнении этого здания необходимо не просто исправить предложение — нужно объяснить, в чем именно заключатся ошибка. Задание 1. Объясните значения слов с разным ударением. Образец: тр у сить — трус и ть. Тр у сить — бояться чего-либо, пасовать перед чем-либо. Трус и ть — бежать трусцой. Примечание: иллюстрирующие примеры не обязательны, но приветствуются. Задание 2. Объясните значения слов иноязычного происхождения. Образец: Конгломерат – механическое соединение чего-нибудь разнородного, беспорядочная смесь; диффамация — оглашение в печати позорящих кого-либо сведений; рента — доход с капитала, имущества или земли, не требующий от получателя предпринимательской деятельности; ренегат — отступник, изменник. Задание 3. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения. Объясните, в чем заключается ошибка (неточное знание лексического значения слова, смешение значений однокоренных слов, нарушение сочетаемости слова с другими словами и др.). Образец: 1) У куниц скоро появится наследство. — Использование слова «наследство» без учета его значения; правильно: У куниц скоро появится потомство. 2) С него взыскали материальный ущерб. — Нарушение лексической сочетаемости в результате совмещения похожих словосочетаний «возместить материальный ущерб» и «взыскать деньги»; правильно: Его попросили возместить материальный ущерб. 3) Главная суть этого высказывания заключается в следующем. — Речевая избыточность, плеоназм; правильно: Суть этого высказывания заключается в следующем. 4) Наша шахматистка отстала от соперницы в развитии. – Неуместный каламбур возникает вследствие речевой недостаточности и употребления многозначного слова; правильно: Наша шахматистка отстала от соперницы в развитии шахматных фигур. 5) Книга — источник познания. — Смешение паронимов «знание» и «познание»; правильно: Книга — источник знания.
|