Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Лексика. Задание 1. Объясните значения слов с разными ударениями.






Задание 1. Объясните значения слов с разными ударениями.

Л о скут — лоск у т, языков о й — язык о вый, в и дение — вид е ние, кл у бы — клуб ы, мокрот а — мокр о та.

Задание 2. Объясните значения слов иноязычного происхождения.

Альянс, альтернатива, геноцид, интеграция, диссидент, элита, менеджмент, спич, ланч, инвестиции, официозный, паритет, паблисити, осанна.

Задание 3. Объясните значения слов.

Подвижной — подвижный, поддержание — поддержка, крестный — крёстный, будний — будничный, нестерпимый — нетерпимый, хмельный — хмельной.

Задание 4. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения. Объясните, в чем заключается ошибка (неточное знание лексического значения слова, смешение значения однокоренных слов, нарушение сочетаемости слова с другими словами и т.д.).

1) Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков.

2) Пейзаж города обогатился новыми зданиями.

3) Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям.

4) Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания.

5) Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Бош».

6) Катерина заранее предчувствует свою гибель.

7) Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.

8) Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя руками, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?»

9) Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова.

10) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками.

11) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте.

12) Как известно, чтение Гоголя никого из его современников не оставляло равнодушным.

13) От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.

14) На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить.

15) Весь сегодняшний день я, по поварской традиции, провел у плиты.

16) За год учебы мы потеряли шесть студентов.

Задание 5. Составьте словосочетания из данных паронимов и слов, помещенных в скобки.

1) плата/оплата (перевода, за квартиру, за проезд, векселя, счета, за страх)

2) посёлок/просёлок (глинистый, пыльный, размытый, узкий, рабочий, дачный, отстроенный)

3) тяжкий/тяжелый (думы, жизнь, мешок)

4) одеть/надеть (перчатки, ребенка, пальто, платье, невесту к венцу, пиджак)

Задание 6. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Сжечь свои корабли, закусить удила, остаться с носом, не всякое лыко в строку, пожинать лавры, дамоклов меч, дойти до геркулесовых столпов, проходить красной нитью.

Задание 7. Исправьте ошибки, связанные с неверным употреблением устойчивых словосочетаний. Объясните причины ошибок.

1) Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым.

2) Ставлю вас в известность, что в школе имеют место серьезные упущения, на которые завуч и директор смотрят с закрытыми глазами.

3) Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодежи имеет наша литература.

4) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

Задание 8. Определите, с какими из слов в скобках сочетаются приведенные ниже паронимы (пример: Главная роль, вывод — заглавная страница, буква).

Архаический — архаичный (облик, взгляд, речь, костюм). Длинный — длительный (доклад, отпуск переговоры, день). Занять — одолжить (я, мне). Комический — комичный (вид, роль, рассказ, жест). Критический — критичный (поступок, ответ, мышление).

Задание 9. Составьте предложения с использованием следующих фразеологизмов, восстанавливая первоначальное значение входящих в них слов. Найдите в словаре закрепившееся значение фразеологизмов (пример: Наделать много шуму — пьеса наделала много шуму: во всех ее действиях стреляли).

В пух и прах; не в бровь, а глаз; смотреть в корень; работать с огоньком; будить мысль; попасть в переплет; беда никогда не приходит одна.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал