Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тебе достаточно летнего аята[219] в конце суры «Женщины[220]».
Имам Ахмад приводит более сокращённую версию этого хадиса, чем имам Муслим.
Слово Аллаха: ﴿ إ ِ ن ا م ْ ر ُ ؤ ٌ ه َ ل َ ك َ ﴾ Если человек погибнет – т.е. умер. Всевышний сказал: ﴿ ك ُ ل ّ ُ ش َ ي ْ ء ٍ ه َ ا ل ِ ك ٌ إ ِ ل ا ّ َ و َ ج ْ ه َ ه ُ ﴾ Всякая вещь гибнет, кроме Его лика. (28: 88) Всё погибнет и сгинет и не останется никого, кроме Аллаха Всевышнего. Аллах также сказал: ﴿ ك ُ ل ّ ُ م َ ن ْ ع َ ل َ ي ْ ه َ ا ف َ ا ن ٍ و َ ي َ ب ْ ق َ ى و َ ج ْ ه ُ ر َ ب ّ ِ ك َ ذ ُ و ا ل ْ ج َ ل ا ل ِ و َ ا ل إ ِ ك ْ ر َ ا م ِ ﴾ Всякий, кто на ней, исчезнет, и остается лик твоего Господа со славой и достоинством. (55: 26-27) Слово Аллаха: ﴿ ل َ ي ْ س َ ل َ ه ُ و َ ل َ د ٌ ﴾ И нет у него ребенка – этот аят в качестве довода приводят те, кто считает, что условием бокового родства ا ل ك ل ا ل ة является отсутствие ребёнка и совсем не обязательно отсутствие отца. Это одно из мнений Умара ибн аль-Хаттаба, которое передал ибн Джарир с достоверным иснадом. Однако мнение, к которому склоняется большинство учёных и решение Абу Бакра ас-Сыддыка было то, что ا ل ك ل ا ل ة – родство по боковой линии это те люди, у которых нет ни детей, ни родителей. На это указывает слово Аллаха: ﴿ و َ ل َ ه ُ أ ُ خ ْ ت ٌ ف َ ل َ ه َ ا ن ِ ص ْ ف ُ م َ ا ت َ ر َ ك َ ﴾ А есть у него сестра, то ей - половина того, что он оставил. А если у него отец, то она не наследует ничего, т.к. он закрывает ей путь к наследству ح َ ج َ ب по единогласию всех учёных. То, что у него не должно быть ребёнка указывает коранический аят, а то, что у него не должно быть родителя указывает вывод из этого аята. Ведь сестра не получает половину наследства при наличии отца, она не получает в этом случае вообще ничего.
Ибн Джарир сообщает, что ибн Аббас и аз-Зубайр считали, что если у человека остаётся дочь и сестра, сестра не получает ничего. Они приводили как довод слово Аллаха: ﴿ إ ِ ن ا م ْ ر ُ ؤ ٌ ه َ ل َ ك َ ل َ ي ْ س َ ل َ ه ُ و َ ل َ د ٌ و َ ل َ ه ُ أ ُ خ ْ ت ٌ ف َ ل َ ه َ ا ن ِ ص ْ ف ُ م َ ا ت َ ر َ ك َ ﴾ Если человек погибнет и нет у него ребенка, а есть у него сестра, то ей - половина того, что он оставил. А так как дочь является ребёнком, то сестре не положено ничего. Большинство учёных не согласны с этим решением. Они считают, что дочь получает положенную ей половину наследства, а сестра получает другую половину по другому виду наследства, которое следует из другой части аята (4: 176). Касательно наследства сестры с другой стороны, то аль-Бухари сообщает, что аль-Асвад сказал: «Муаз ибн Джабал, (будучи судьёй среди нас) присудил половину наследства дочери, а половину сестре».
В Сахихе аль-Бухари приводится хадис, в котором Хузайль ибн Шархабил сказал, что Абу Мусу, да будет доволен им Аллах, спросили о (доле наследства) дочери, дочери сына и сестры, и он сказал: «Дочери причитается половина и сестре - половина. (Можете) пойти к Ибн Мас‘уду, и он скажет то же самое». После этого Ибн Мас‘уду задали тот же вопрос, передав слова Абу Мусы, и он сказал: «(Если я скажу то же самое, то) собьюсь с правильного пути и не буду в числе тех, кто ведом по правильному пути (а поэтому) я скажу об этом то же самое, что говорил (в подобных случаях и) пророк (да благословит его Аллах и приветствует): дочери причитается половина, а дочери сына - одна шестая часть, что вместе равняется двум третьим (от всего имущества покойного), что же касается оставшегося, то это - доля сестры». А потом Абу Мусе передали слова Ибн Мас‘уда, и он сказал: «Не задавайте мне вопросов, пока среди вас находится этот учёный муж!» Слово Аллаха: ﴿ و َ ه ُ و َ ي َ ر ِ ث ُ ه َ آ إ ِ ن ل ّ َ م ْ ي َ ك ُ ن ْ ل ّ َ ه َ آ و َ ل َ د ٌ ﴾ И он наследует после нее, если у нее нет ребенка – т.е. брат наследует всё имущество умершей, если у неё нет ни ребёнка, ни отца. Т.к. если у неё есть отец, то брат не наследует ничего. Если есть ещё законные наследники, как муж или сводный брат по матери, то они наследуют свою положенную долю, а остальное переходит к брату.
Так в двух Сахихах приводится хадис от Аббаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «أ ل ْ ح ِ ق ُ و ا ا ل ْ ف َ ر َ ا ئ ِ ض َ ب ِ أ َ ه ْ ل ِ ه َ ا ، ف َ م َ ا أ َ ب ْ ق َ ت ِ ا ل ْ ف َ ر ا ئ ِ ض ُ ف َ ل ِ أ َ و ْ ل َ ى ر َ ج ُ ل ٍ ذ َ ك َ ر» «Выделяйте (соответствующие) доли наследства тем, кто имеет на них право, а то, что останется, (должно быть отдано) мужчине,
|