![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии открытого и дистанционного образования
Дистанционное обучение является важнейшей формой образовательного процесса, появившейся благодаря внедрению в учреждения образования современных средств электронных коммуникаций. В рамках настоящей книги под системой дистанционного образования понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, ориентированной на средства обмена информацией на любых расстояниях. Дистанционное обучение представляет собой совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения. Дистанционная форма обучения не регламентирует временные и территориальные требования к реализации учебного процесса. История развития заочного и дистанционного образования демонстрирует несколько устойчивых особенностей рассматриваемой формы обучения: · многообразие и разнородность в отношении уровней (от начального до высшего образования) и студентов (от детей младшего возраста до взрослых людей); · круг преподаваемых предметов включает такие разнообразные дисциплины, как стенография, горное дело и общее образование; · область используемых методов обучения (переписка, печать, радио и телевидение, практические работы, открытые экзамены); · многообразие стран, применяющих такой метод (развитые и развивающиеся, большие и маленькие); · способ решения различных социальных и исторических проблем (разрозненное и депортированное население, империализм и независимость, войны и революции, индустриализация). Говоря о дистанционном образовании, можно выделить характерные признаки, не зависящие от конкретной образовательной системы. В частности, при дистанционных формах организации педагогического процесса основной упор делается на усиление самостоятельного и индивидуализированного обучения. Доминирующей тенденцией в развитии дистанционного обучения становится модель личностно-ориентированного обучения, учитывающего индивидуальные, личностные качества каждого обучаемого и основывающегося на передовых педагогических и информационных технологиях. Кроме этого, нельзя не отметить, что дистанционные формы обучения существенно изменяют стиль деятельности педагогов. Преподавателю предназначается организовать самостоятельную познавательную деятельность обучаемых, вооружать их методами и способами познания и добывания знаний, развивать умения применять их на практике, использовать новейшие телекоммуникационные средства для всех видов дистанционного общения. Развитие дистанционного образования влечет за собой развитие новых подходов к разработке педагогических средств, таких как учебники, практикумы, сборники заданий и тестов. Все они должны быть нацелены на учащегося, а потому в большей степени являться информативными, энциклопедичными. Больший упор должен быть сделан на разработке различных тренажеров и самоучителях, а с развитием телекоммуникационных технологий важнейшими педагогическими средствами для личностно-ориентированного обучения становятся образовательные ресурсы Интернет и гипертекстовые электронные учебники. Существует несколько равнозначных определений открытого образования. В частности, открытое образование – это система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся. Эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области создания и внедрения в практику принципов открытого образования производится на основе: · требований государственного образовательного стандарта; · общих психолого-педагогических, методических и технологических требований к учебно-методическим и информационным ресурсам открытого образования; · единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров системы открытого образования; · создания единой информационно-образовательной системы открытого образования; · объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие открытого образования в целом; · координации функционирования системы открытого образования.
|