Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребность в самоактуализации






«Даже если все эти потребности удовлетворены, — писал Маслоу. — мы часто (если не всегда) наблюдаем, что вскоре появляется новая неудовлетворенность и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе. Музыкант должен играть, художник рисовать, поэт сочинять стихи — в противном случае они не обретут душевного равновесия. Человек должен стать тем, кем он может быть. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации».

Маслоу определял самоактуализацию как «человеческое стремление раскрыть себя, т. е. его тенденцию реализовать свой потенциал… желание все больше и больше раскрывать свои способности. Проявление этих потребностей обычно опирается на предшествующее удовлетворение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, уважении и любви».

ИСТОРИЯ САНДРЫ ДЖОЛЛИ Существует ли у всех нас универсальная потребность в реализации, или раскрытии, своего человеческого потенциала — как общего, так и узкоспециальных талантов? Есть много оснований верить в это. Можно ли считать, что женщины лучше осознают это стремление, чем мужчины? Сандра Джолли была талантливой виолончелисткой, но ощущала сильнейшую потребность реализовать себя как личность и как женщину. В ее случае это желание привело к браку, тоже с музыкантом, и этот брак оказался счастливым. После рождения первого ребенка она почувствовала, что реализовала себя как мать. Сандра прекрасно понимала, что пожертвовала своей карьерой музыканта — в течение этих лет она не имела возможности поддерживать свой статус музыканта мирового класса, но больше ценила удовлетворение, которое ей приносила счастливая семья. Ее лучшая подруга, не менее талантливая скрипачка, сделала другой выбор: она отказалась от возможности выйти замуж и создать семью, чтобы полностью посвятить себя своей страсти к музыке.

Маслоу назвал описанную выше группу потребностей ВОЛЕВЫМИ потребностями, поскольку они имеют отношение к воле и желанию. Стоит отметить, что Маслоу также описал — гораздо более схематично — две другие группы сходных потребностей, которые он назвал КОГНИТИВНЫМИ потребностями (потребности знания и понимания) и ЭСТЕТИЧЕСКИМИ потребностями (потребности в красоте).

Если вы читали книгу Маслоу, то, возможно, обратили внимание на некоторую двусмысленность его терминологии в этом вопросе. Когда он пишет о «высших потребностях», то иногда имеет в виду уважение и самоактуализацию, а иногда говорит о когнитивных и эстетических потребностях.

Здесь вновь большую роль играют человеческие ценности. Точно так же. как волевые потребности формируют цепочку желаний, ведущих к тому, что Маслоу считал высшим БЛАГОМ для человека (состояние самоактуализации), когнитивные потребности могут рассматриваться как ступени, ведущие к ИСТИНЕ, а эстетические потребности помогают в постижении КРАСОТЫ. Эти три сияющих солнца притягивают нас, несмотря на то. что их лучи отражаются и рассеиваются облаками культуры, которые бегут по небу нашей личности.

Вопрос о том, являются ли такие мета-ценности, как Благо. Истина и Красота, независимыми от человеческого разума, является предметом рассмотрения философской науки. Веру в это нельзя признать иррациональной. Платон был убежден в истинности этого положения. Такого же мнения придерживаются и все великие религии. Как бы то ни было, понимание того, что благо, истина и красота отличаются от субъективного восприятия их отдельными людьми, сыграло важную роль в развитии человечества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал