![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребность в самоактуализации
«Даже если все эти потребности удовлетворены, — писал Маслоу. — мы часто (если не всегда) наблюдаем, что вскоре появляется новая неудовлетворенность и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе. Музыкант должен играть, художник рисовать, поэт сочинять стихи — в противном случае они не обретут душевного равновесия. Человек должен стать тем, кем он может быть. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации». Маслоу определял самоактуализацию как «человеческое стремление раскрыть себя, т. е. его тенденцию реализовать свой потенциал… желание все больше и больше раскрывать свои способности. Проявление этих потребностей обычно опирается на предшествующее удовлетворение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, уважении и любви».
Маслоу назвал описанную выше группу потребностей ВОЛЕВЫМИ потребностями, поскольку они имеют отношение к воле и желанию. Стоит отметить, что Маслоу также описал — гораздо более схематично — две другие группы сходных потребностей, которые он назвал КОГНИТИВНЫМИ потребностями (потребности знания и понимания) и ЭСТЕТИЧЕСКИМИ потребностями (потребности в красоте). Если вы читали книгу Маслоу, то, возможно, обратили внимание на некоторую двусмысленность его терминологии в этом вопросе. Когда он пишет о «высших потребностях», то иногда имеет в виду уважение и самоактуализацию, а иногда говорит о когнитивных и эстетических потребностях. Здесь вновь большую роль играют человеческие ценности. Точно так же. как волевые потребности формируют цепочку желаний, ведущих к тому, что Маслоу считал высшим БЛАГОМ для человека (состояние самоактуализации), когнитивные потребности могут рассматриваться как ступени, ведущие к ИСТИНЕ, а эстетические потребности помогают в постижении КРАСОТЫ. Эти три сияющих солнца притягивают нас, несмотря на то. что их лучи отражаются и рассеиваются облаками культуры, которые бегут по небу нашей личности. Вопрос о том, являются ли такие мета-ценности, как Благо. Истина и Красота, независимыми от человеческого разума, является предметом рассмотрения философской науки. Веру в это нельзя признать иррациональной. Платон был убежден в истинности этого положения. Такого же мнения придерживаются и все великие религии. Как бы то ни было, понимание того, что благо, истина и красота отличаются от субъективного восприятия их отдельными людьми, сыграло важную роль в развитии человечества.
|