Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Непосредственно выступление
Если вы выполнили всю домашнюю работу, то на самой презентации не столкнетесь с большими неожиданностями. Однако в день выступления могут произойти некоторые изменения, которые вы не могли предположить, и тогда вам придется принимать решения об изменениях в содержании или методе презентации. После этого и вы, и аудитория готовы к совместному путешествию. Теперь все зависит от мастерства изложения. Одного известия, что вам предстоит принять участие в презентации, уже достаточно, чтобы в голове большинства людей прозвучал тревожный звонок. Неудивительно, что большинство людей — подобно Дженнифер Хаксли из главы 2 — очень волнуются перед публичными выступлениями. Как научиться справляться со своими нервами? Таблица 7.4. Мастерство изложения
Дженнифер Хаксли выяснила, что существуют способы справиться с волнением. Первый шаг — это осознать, что такое волнение нормально, и перестать переживать по этому поводу. Некоторое нервное напряжение перед презентацией даже полезно. Оно вызывает прилив адреналина, подготавливая мозг и тело к повышенной нагрузке. Некоторые несложные упражнения для релаксации, такие, как глубокое дыхание, помогут удерживать это предстартовое волнение на приемлемом уровне. Откуда берется волнение? Ваш организм не очень хорошо различает опасные ситуации. Подталкиваемый сознанием, он начинает воспринимать публичное выступление как опасность, в результате чего возникает тревожное состояние и даже страх. Почему это происходит? Вероятно, присутствие большого количества людей напоминает нашему древнему подсознанию ситуацию, когда мы были потенциальными жертвами, за которыми из засады наблюдали многочисленные хищники или враги. Изменения, происходящие в организме, подготавливают нас к сражению или к бегству. Если, например, вас ранят во время схватки, то вашему желудку лучше быть при этом пустым. Поэтому в преддверии или в ожидании опасных ситуаций некоторое недомогание вполне естественно. Вы можете убедиться, что в удержании этих естественных физиологических реакций на приемлемом уровне важную роль играет восприятие. Ни один актер не сможет каждый вечер выходить на сцену, если он будет воспринимать аудиторию как враждебную. Бывает, конечно, и недружелюбно настроенная публика, но в целом мы ходим в театр с позитивным настроем, желая, чтобы нас развлекли или просветили, и надеясь на успех труппы. Вы наполовину обеспечите себе победу, если убедите себя, что половина аудитории — реально или потенциально — уже на вашей стороне. В противном случае зачем им сюда приходить? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: ВОЛНУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ?
Во время официальных выступлений вам не обязательно стоять на месте. Однако наиболее удобной позой является неподвижная: слегка раздвиньте ноги и перенесите вес тела немного вперед. Тогда вы избавитесь от суетливых и лишних движений. Жесты должны быть непринужденными и естественным образом вытекать из слов. Любые действия характеризуют вашу личность. Нервные движения могут посылать слушателям ложные сигналы. Но вы в состоянии научиться контролировать их. Если вы постоянно приглаживаете волосы, привстаете на цыпочки, вертите в руках маркер, ручку или очки, раскачиваетесь из стороны в сторону, ходите взад-вперед, расстегиваете и застегиваете пуговицу, звените лежащими в кармане монетками или ключами, то все эти привычки довольно легко поддаются контролю. Делайте со своими руками все, что угодно, только не держите их все время в одном положении. И последнее. Помните, что презентация — это театр. Ведите себя так, как будто вы уже обрели непоколебимую уверенность в себе. Ваш несколько преувеличенный энтузиазм должен отражаться на вашем лице. Все мы утки, которые мечтают стать лебедями. Однако не забывайте, что даже лебеди, с горделивым безразличием плывущие мимо, могут под водой изо всех сил грести лапами, чтобы не терять скорости. Вот некоторые рекомендации, как правильно «грести». Таблица 7.5. Шесть шагов к уверенности в себе
Хорошая презентация должна напоминать выступление оркестра мирового класса. Когда вы сидите и просто наслаждаетесь музыкальным произведением, а не анализируете его, разве вы воспринимаете звуки тромбонов или переливы флейты как отдельные составляющие звучания? Разве вы не впитываете общий симфонический эффект сочетания звуков? Если выступление захватывает, вызывает интерес, информирует — качества, необходимые для любой речи, — это происходит не потому, что вы сознательно следите за каждой составляющей. Причина кроется в целостном подходе оратора, который и формирует общую эффективность. Знания, структура, изложение, ораторское искусство — все это объединяется вместе, делая коммуникацию эффективной. Современники говорили о Демосфене так: «Тот, кто только слышал Демосфена, пропустил лучшую часть его ораторского искусства».
|