Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Период Средних веков и эпоха Возрождения – необычайно важные этапы в формировании мировой культуры






Период Средних веков и эпоха Возрождения – необычайно важные этапы в формировании мировой культуры. Созданная в это время «модель мира» оказалась значительно сложнее античной, так как сформировалась в сознании людей в процессе отражения более многообразных, более сложных по своей структуре и более значительных по своим масштабам жизненных реалий.

Во-первых, эти этапы стали историей новых народов, вступивших на историческую арену в эпоху заката древнего мира, а дотоле находившихся на дальней границе цивилизации. Формируя новые государства, молодые народы создавали и новые типы городов, более приспособленные к суровым условиям времени.

Во-вторых, в это время сформировалась новая система человеческих взаимоотношений. Феодальный строй и в Западной Европе, и на Востоке существовал как классовое, сословно-корпоративное общество. Оно состояло из отдельных общественных ячеек, которые обладали определенной независимостью существования и одновременно были связаны между собой узами вассально-ленных отношений. Это общество знало представление о мировой общности человечества и жило неоднократно возрождаемой идеей вселенского государства. Впрочем, государственное единство и на Востоке, и на Западе большей частью мыслилось, а не существовало.

Отношения господства и подчинения, феодальная иерархия сочетались в средневековом мире с относительным равенством членов одного сословия, одной корпорации. Однако внутри каждого такого объединения поведение его членов было жестко детерминировано вассальной верностью, принудительной строгостью этикета и ритуала. Цеховые организации, городское самоуправление оказали огромное влияние на формирование самобытных архитектурных школ, повышение статуса квалифицированного архитектора или строителя. Средневековье и затем Возрождение смогли более четко, чем античный мир, разграничить и вычленить понятие личности, творца в градостроительстве и архитектуре.

 

 

 

 

В-третьих, это время новых религий. Христианство и ислам успешно восполняли политическую и общественную разобщенность, слабость экономических связей всеобщим характером своей идеоло-

гии и вселенским характером церковных институтов. Именно церковь определяла содержание градостроительных и архитектурных нововведений, хотя в Византии, например, это было еще не столь выражено, как в Западной Европе, где церковь уже экономически и административно не зависела от государства.

Католицизм даже создал хорошо налаженную централизованную организацию, противопоставившую духовенство и мирян, превратившую поселения отшельников в политически активные монашеские ордена. Епископы имели войско и вершили суд. Римский первосвященник, который с V в. стал именоваться папой, был не только духовным пастырем западных христиан, но с VIII столетия и независиымым правителем собственного государства.

Стремление религии наиболее сильно воздействовать на сердца и души людей определило ансамблевость искусства Средних веков и Возрождения. Оно существовало в неразрывном единении архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства. Основу синтеза всегда составляла архитектура, она выступала главным стилеобразующим элементом. Другие виды искусства подчинялись ей, комментировали и уточняли суть намеченного архитектурой образа.

Контрасты общественной жизни того времени, бесконечные войны, стихийные бедствия, голод и эпидемии наложили неизгладимый отпечаток на стиль мышления этих периодов, что повлияло на контрастность архитектуры и искусства. Также контрастно выглядит предлагаемый читателю материал.

Рассматривая основные этапы развития средневекового градостроительства и архитектуры, в пособии особенное внимание уделено Византии, как переходному явлению от античного мира к средневековому. Архитектурным традициям западноевропейских стран, таким как Италия, Франция, Германия и Англия противопоставлено наследие средневекового Востока.

На примере сранительного анализа рассматриваются основные архитектурные стили Средних веков, такие как романский или готический. Учитывая, что эпоха Возрождения характерна только для Западной Европы, а также во многом связана с возрождением

интереса к античному наследию, сохранявшемуся далеко не во всех европейских странах, в отдельные главы выделены также исследова

ния Итальянского и Северного Возрождения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал