Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архитектура и градостроительство средневизантийского периода.
Новый расцвет государства наступил при представителях Македонской династии, основателем которой явился Василий I. Василий Македонянин, уроженец окрестностей Адрианополя, считавшегося в ту пору македонским городом, пришел к власти в результате кровавого дворцового переворота, завершившегося убийством Михаила III. Василий много сделал для укрепления Византийского государства. Он расширил его границы, усовершенствовал административный аппарат. Василий стремился упрочить престолонаследие, развивая идею о принадлежности трона царствующей династии. Василий сражался с арабами, болгарами, крестил сербов и болгар. В условиях постоянных войн приходилось совершенствовать пограничные фортификационные сооружения. Они разрушались, перестраивались, восстанавливались, отнимая много строительных сил, но вместе с тем свидетельствуя о громадном размахе архитектурного дела Византии. Один из примеров крепости этого времени – укрепления на Акрокоринфе – огромном скалистом массиве, возвышающемся над северным Пелопоннесом. Стены этой крепости, которую можно датировать Х веком идут, следуя рельефу местности. Над обрывами они становятся ниже, в лощинах – выше и мощнее. Живописная планировка, образованная линией, прихотливо прочерченной по скалам, характерна для крепостей этого времени. Стены сложены из прямоугольных каменных блоков с прослойкой плоского кирпича – плинфы. Василий I вел большое дворцовое и церковное строительство. Из всех воздвигнутых им зданий особенно поразила современников так называемая Новая церковь. Она была разрушена во время латинского завоевания империи, но подробные и восторженные описания видевших ее, и прежде всего патриарха Фотия, сохранились. Храм представлял в плане равноконечный крест, четыре рукава которого и средокрестие были перекрыты куполами. Пятикупольная Новая церковь, посвященная Христу, Богоматери, св.Николаю, архангелам и Илье Пророку, была роскошно оформлена в своем интерьере мозаиками и цветными мраморами. IX –X века – время окончательного сложения крестово-купольного типа здания. Пример тому – монастырские церкви Афона, расположенные на полуострове Халкидика, которые начинают строиться именно в это время. Среди них собор монастыря Лавры (961 год) особенно характерен по своей архитектуре для этого периода. В эти годы распространен тип храма с куполом на четырех свободно стоящих колоннах, которые арками соединяются со стенами. Внутреннее пространство отличается стройностью и ясностью решения. Спокойствие и уравновешенность, четкие соединения объемов характеризуют храмы IX –X веков. Массивные их стены прочно держат своды. В конце IX века в Константинополе была построена типичная для этого времени крестово-купольная церковь Марии Диаконисы монастыря Акаталепта, несколько перестроенная в XII веке и превращенная затем турками в мечеть Календер-Джами. Это пятинефный храм, приближающийся в плане к квадрату. Массивные опоры, так же как и стены, отделяющие алтарную часть от основной, загромождают его интерьер. Ощущению тесноты внутреннего пространства храма способствуют расположенные на западе хоры. Круглые внутри, апсиды снаружи приобретают трехгранные очертания. Видным византийским сановником Константином Липсом, погибшим в борьбе с болгарами в 917 г., был основан в Константинополе монастырь с церковью Марии Панахранты. Это также типичный для того периода пятинефный крестово-купольный храм с большими хорами. Но по сравнению с церковью Марии Диаконисы здесь архитекторы добились большего освобождения внутреннего пространства. Свободно стоящие опоры, несущие на себе тяжесть купола, придвинуты к стенам и довольно тонки. Все части здания гармонично соотнесены между собой, образуя стройную и цельную систему. Церковь была несколько перестроена в конце XIII века Феодорой, супругой Михаила VIII Палеолога, который здесь и погребен. В целом, вся архитектура и градостроительство этого периода претерпели серьезные изменения. Сократилось число городов, некоторые города полностью опустели или переместились на новое место в целях безопасности (Эфес, Коринф). Крепостные сооружения городов стали их главными элементами. Помимо внешнего кольца стен начали создаваться укрепленные цитадели – «кастроны». Вместе с тем происходила аграризация городов и рост сельских поселений. Усилилась натурализация хозяйства, а роль экономических связей снизилась. Все больше стало распространяться строительство монастырей, которые превращались в экономические, стратегические, а также культурные центры. Однако к IX-Х вв. византийские города перешли на иную качественную ступень развития. Из гигантской мировой державы Византия к этому времени превратилась в преимущественно греческое государство. Во многих периферийных городах, в Италии, Далмации, Крыму усилилась свойственная феодализму тенденция к обособлению. В самостоятельную республику превратилась Венеция. Реакцией на это явилось усиление государственной централизации, отмена курий и местного самоуправления в городах. Планировка городов утратила прежнюю регулярность. Опустевшие агоры и форумы стали застраиваться, улицы сузились и искривились. Античный рационалистический принцип создания искусственной гармонической городской среды был отвергнут. Город перестал пониматься как одно целое, разделенное на части, он стал складываться из множества замкнутых в себе и подобных один другому элементов, преобладающее положение в городах приобрели однотипные крестовокупольные церковные постройки, которые стали главным и практически единственным видом общественного здания города. Указанный процесс в той или иной форме запечатлевался как в малых, так и в крупных городах, к числу которых относилась Фессалоника – торгово-ремесленный, административный, стратегический и культурный центр, по своему значению уступавший одному лишь Константинополю. Численность населения этого города в Х в.? сохраняла некоторые элементы эллинистической планировки и благоустройства: водопроводы, цистерны, общественные бани, замощенные мраморными плитами улицы. Однако все эти элементы пришли в упадок. Прямыми остались лишь две главные улицы, пересекавшие город в друх направлениях. Основной магистралью Фессалоники продолжала служить виа Эганация. Вместе с тем на смену античным главным городским воротам, располагавшимся на этой дороге при въезде в город с запада, пришли новые Золотые ворота, устроенные в городской стене с восточной стороны. На них была повернута и некогда прямолинейная городская улица, направлявшаяся к храму Деметры и дворцу византийского времени. Ведущее положение сохранял за собой Константинополь, в котором к Х-ХI вв. достигла расцвета столичная школа зодчества, значительно отличавшаяся и от греческой, и от малоазийской. В плотно застроенном городе с его типичной средневековой сетью кривых и узких улиц и тупиков в этот период было сооружено много крестовокупольных храмов с характерным для них чередованием рядов камня и плинфы, прослоенных розоватым цемяночным раствором. Появились новые крупные монастырские комплексы (Пантократора, Липса и др.), в которых относительно небольшие по объему храмы как бы срастались между собой, образуя разномасштабные, пластичные архитектурные объемы с возвышающимися над ними пологими куполами на барабанах. Композиционной основой и объединяющим началом этих построек служило их сложнорасчлененное, иерархическое по своей структуре внутреннее пространство. Композиция, как отдельного здания, так и всего города стала дробиться. Сильное центростремительное начало в объемно-пространственной структуре Константинополя раннего периода сменилось тенденцией к полицентричности в частности, это проявилось в перенесении главной резиденции византийских императоров из Большого дворца во Влахернский, располагавшийся в северо-западной оконечности города, что было связано с утверждением на византийском троне династии Комнинов. Михаил Комнин выбрал местом для своего дворца место, где городские стены спускались к заливу Золотой Рог. Рядом находился храм Богоматери Влахернской, в котором в качестве основной реликвии хранились ее ризы. Дворец был большой и роскошно декорированный. Именно здесь располагались покои императора Исаака Ангела, когда в 1204 г. латиняне вступили в столицу. Их поразило богатое украшение комнат дворца, многочисленные шелковые завесы, блюда и нарядные одежды придворных. Латиняне обосновались здесь, но когда через 60 лет они вынуждены были его покинуть, он, грязный и полуразрушенный, стал уже непригоден для резиденции вернувшихся в столицу византийских императоров. Дроблению композиционной структуры Константинополя способствовало также формирование на его территории ряда самостоятельных колоний представителей самых различных стран, в том числе Киевской Руси. К ХII в. сильно разрослись латинские кварталы. Итальянские купцы, а именно генуэзцы и венецианцы, заняли особые предместья Константинополя – Галату и Перу, находившиеся на противоположном по отношению к городу берегу Золотого Рога. В XI веке особое значение приобретает строительство монастырей. На полуострове Халкидика, на Афоне, еще в IX веке возникли монастыри. Роль Афона с течением лет все более увеличивается. Возникают один за другим новые монастыри. В них принят Студийский устав, определяющий своими строгими правилами поведение монахов. Одним из самых значительных центров византийской культуры стал основанный в 1088 году императорами монастырь Иоанна Богослова на острове Патмосе, где была большая библиотека со скрипторием. В Константинополе каждый из патриархов, сменяя другого на престоле, строил монастырь, который он поддерживал в течение всей своей жизни. Так, Михаил Керуларий учредил монастырь своего патрона, архангела Михаила, в константинопольском предместье. Коснтантин Лихуд – церковь и монастырь Богоматери. Иоанн Ксифилин – монастырь Аргурия по ту сторону Золотого Рога. В XI веке были выработаны основные принципы широко развившегося монастырского зодчества. Монастырь представлял собой всегда комплекс построек, обнесенных крепостными стенами и башнями. В середине двора, окруженного кельями, обычно располагался храм – католикон. Здесь же – постройки утилитарного назначения, в том числе трапезная, больница, библиотека и другие сооружения, которые особенно часто перестраивались и изменяли свой облик. Очертания стен монастыря образовывали в плане многоугольник, конфигурация которого тесно связывалась с рельефом местности. Монастырские постройки дополняли пейзаж, как бы входя в композицию высоких гор, среди которых, вдали от мирской жизни, они были часто расположены.
13. Церковь Капникарея в Афинах. Построенный в 961 году католикон Лавры св. Афанасия на Афоне стал образцом для архитектуры афонских церквей, возникших в последующие годы. Для всех храмов Афона характерен тип так называемого триконха – трилистника. Апсиды в таком храме завершают не только восточную часть, но также северный и южный концы поперечного нефа. Афонские, всегда одноглавые, церкви имеют широкий нартекс на западе, в помещении которого во время богослужения могут располагаться многочисленные послушники монастыря. Архитектура храмов Афона отличается подчеркнутой монументальностью. Их стены благодаря своей массивности выдержали многочисленные пожары. Большинство монастырей Афона расположено вдоль скалистых берегов полуострова Халкидики, и только некоторые – вдали от моря. Монастыри должны были быть защищены как от морских пиратов, так и от различных мародеров. Поэтому в стенах монастырей делали только один вход – с железными воротами, открывавшимися с восходом солнца и закрывавшимися с заходом. В XI-XII веках велось бурное строительство храмов по всей территории империи, особенно в Греции. Возводя новую церковь, строители следовали уже окончательно утвердившемуся к этому времени типу крестово-купольного храма. Церкви Афин XI века невелики и одноглавы, но примечательны своими уравновешенными пропорциями, строгим изяществом форм, компактностью внутреннего помещения. Купол в этих постройках опирается на четыре одинаковых колонны, связанных арками со стенами. Это церковь св. Феодора (ок.1070 года), так называемая Капникарея (середина XI века) и многие другие. Их стены обычно сложены из квадров камня, проложенных по швам кирпичом – плинфой. Среди них в этом отношении представляет исключение только церковь Малой Митрополии, относящаяся уже к началу XII века. Стены этого маленького храма составлены из мраморных блоков, взятых из разрушенных построек. Многие блоки покрыты античными и древнехристианскими рельефами. Более сложны по своей архитектуре соборы крупных монастырей, как, скажем, Хосиос Лукас в Фокиде, оконченный в 1011 году. Он был воздвигнут Василием II после его побед в Болгарии. Это пятинефный большой монастырский храм, вытянутый благодаря нартексу с запада на восток. Купол над средокрестием достигает в диаметре девяти метров. Он покоится на шестнадцатиугольном низком барабане. Огромное свободное пространство храма хорошо освещено. Гармония объемов, резьба карнизов и капителей, мраморный декор не только пола, но и нижней части стен, великолепные мозаики и фрески делают интерьер этого храма роскошным и величественным. В 1042 году императором Константином Мономахом был основан Новый Монастырь (Неа Мони) на острове Хиосе. Главный храм монастыря типичен для этого времени: одноглавый, небольшого размера, с тремя апсидами на востоке. Однако в его архитектуре можно увидеть особенность, характерную для построек только двух островов – Хиоса и Кипра. Основной объем храма, квадратный в плане, дополнен на западе двумя нартексами. Храм, как и собор монастыря Хосиос Лукас, богато декорирован. Пол, а также нижние части стен целиком покрыты мрамором. Облицовывающие мраморные плиты расположены также между мозаичными композициями. Стены украшают глухие аркады, тонкой резьбы карнизы. К сожалению, во время землетрясения 1881 года храм сильно пострадал, и тогда упал его купол.
14. Собор монастыря Хосиос Лукас в Фокиде.
15.Церковь Малая Митрополия в Афинах. Католикон Хосиос Лукас послужил образцом для церкви монастыря Дафни под Афинами, построенной уже в самом конце XI века. Храм Дафни, правда, гораздо меньше по размеру. Его интерьер не имеет двух ярусов, как в Хосиос Лукас. В соотношении архитектурных масс этого замечательного собора ясно подчеркнуты вертикальные формы. Византийская архитектура XI-XII веков развивала выработанные ранее принципы организации внутреннего пространства центрического здания. В эти годы на смену спокойным и уравновешенным интерьерам приходят композиции, в которых все более подчеркивается центральная часть храма, увенчанная куполом на высоком барабане. Пропорции храмов становятся более стройными, вытянутыми вверх. Важную роль играет ныне выразительность ясных наружных объемов здания, его силуэта, образующего стройную поднимающуюся кверху уступами форму. Особое значение приобретает кладка стен. Складываясь друг с другом, небольшие каменные квадры и кирпич подчеркивают блочную структуру здания. Интерьер храма обычно подчинялся церковному календарю, точнее циркулярному ритму движения во время церковных служб в подкупольном протсранстве храма. В архитектуре крестово-купольного храма не было ясно выраженного прямого направления с запада на восток, от входа к апсиде, как в базиликальных соборах европы. Организация интерьера церкви отражала представление о цикличности времени, а не о развитии его от начала и до конца, как в романской и готической архитектуре. Средневизантийская архитектура продолжала развиваться в Северной Африке, здесь преобладал главным образом тип базилики с алтарным трифорием, в большей мере — в Верхнем Египте и Судане, где Нубийское царство успешно противостояло мусульманскому натиску до XII в. Традиционным типом церквей со времени христианизации (кон. VI в.) стала сводчатая базилика с галереями. Стены выкладывались камнем, верхние зоны — прессованным кирпичом, опорами служили столпы, колонны применялись только для триумфальной арки. Некоторые памятники отражают связь с купольными постройками архитектуры Византии, например, церковь Богоматери в Серрах (современный Сере, X в.), подобная церковь Осиос Давид в Фессалонике. Константинопольская школа, с особой строительной техникой, типологией построек, стилистическими приемами, в X–XI вв. оказала влияние на строительство в пределах всей империи, а также в сопредельных странах славянского мира и Восточного Причерноморья, которые тяготели к империи, а их церковные организации складывались в рамках структур византантийской церкви. На христианском Востоке после арабского нашествия константинопольское влияние проявлялось в отдельных анклавах, например, в области Тур-Абдин (северная Месопотамия), в целом не распространяясь даже на временно завоеванные территории, обладавшие развитой и индивидуальной архитектурой, например на Армению и Грузию X–XI вв. С X в. в Константинополе и сфере его влияния, в т. ч. на Руси и в Южной Сербии, стали использовать технику кладки с применением утопленного (скрытого) ряда, когда через один ряды кирпича выкладывались с отступом и замазывались известковым раствором, что создавало иллюзию шва в 2–3 раза более широкого, чем кирпич. В Греции с 900 г. преобладала другая техника — клуазонне, при к-рой каждый блок камня огибала кирпичная кладка. К XI в. стены обычно украшали керамическим и пластическим декором, что, возможно, было связано с постепенным отказом от наружной мраморной облицовки и даже от штукатурки. Значительно изменилась художественная природа памятников: они стали меньше похожи на светские сооружения, большинство интерьеров (за исключением некоторых императорских храмов) оказались менее освященными, хоры сократились, оставаясь над нартексом или угловыми ячейками, либо вовсе исчезли, возможно под влиянием монастырского строительства. По-прежнему византайский храм обладал четкой композицией, уравновешенными соотношениями всех элементов, благодаря которым подчеркивалось состояние гармонии, покоя, духовного созерцания, отвлечения от земного, усиливалось переживание сакральности происходящего. Сложившаяся к X в. новая образность и склонность к развитию крестово-купольных структур послужили фундаментом возрождения монументального церковного строительства.
16. Собор монастыря Дафни под Афинами. Конец средневизантийского периода был связан с захватом Константинополя крестоносцами в 1204 г. В результате этого образовалась так называемая Латинская империя, занявшая центр Византийских земель. В то же время на западе Балканского полуострова возникло Эпирское царство, на юго-восточном побережье Черного моря Трапезундская империя, а в центральном районе Малой Азии Никейская империя. Столицы этих государств стали быстро расти. Особенно большого могущества достигла Никея. В 20-е годы ХII в., никейским императорам удалось отвоевать Фессалонику, а в 1261 г. Константинополь, в результате чего Византийская империя была восстановлена, с этого момента начался последний период существования Византии, длившийся два столетия, до 1453 г., когда Константинополь пал под натиском турок.
|