![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Маркузе Г. (1898-1979)
Герберт Маркузе в период революции в 1918 г. примыкал к левым социал-демократам, после этого получил философское образование в Берлинском и Фрейбургском университетах, был ассистентом М.Хайдеггера. Далее он примкнул с «франкфуртцам». Пытался в начале «сочетать» Маркса с Хайдеггером. В начале 30-х годов он выступал с «теорией отрицания настоящего». Г. Маркузе известен прежде всего своей работой «Одномерный человек»(1964). Также он автор работ: «Эрос ицивилизация» (1955).
ОДНОМЕРНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ЭРОС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
«Культура – это методическое принесение либидо в жертву, его пинудительное переключение на социально полезные формы деятельности и самовыражения. Эта жертва принесла недурные плоды: в технически развитых странах цивилизованного мира практически завершился процесс завоевания природы, в результате чего стало реальным удовлетворение умножающихся потребностей для большего, чем когда-либо прежде, * количества людей» (Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995. С.XXIII-XIV) Но далее он пишет: «Однако ускорение прогресса, похоже, лишь усугубляет несвободу. Повсюду в мире индустриальной цивилизации господство человека над человеком возрастает в объеме и в степени воздействия. И эта тенденция отнюдь не кажется случайным шагом назад, свойственным переходному моменту на пути прогресса. Концентрационные лагеря, массовые истребления людей, мировые войны и атомные бомбы вовсе не «рецидив варварства», а безудержная реализация достижений современной науки, технологии и власти. И с наибольшей эффективностью подчинения и уничтожения человека человеком происходит именно на высоком уровне развития цивилизации, когда материальные и интеллектуальные достижения человечества, казалось бы, позволяет, наконец-то, создать подлинно свободный мир» (Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995. С. XIV).
«И только одна форма умственной деятельности «стоит особняком» по отношению к новой организации психического аппарата и остается свободной от власти принципа реальности: фантазия, защищенная от культурных изменений, сохраняет приверженность принципу удовольствия» (Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995. С.4) «Фантазия играет важнейшую роль в психической структуре в целом: она связывает глубочайшие слои * бессознательного с высшими продуктами сознания (искусство), мечту с реальностью; она сохраняет архетипы рода, незыблемые, но вытесненные представления коллективной и индивидуальной памяти, табуированные образы свободы» (Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995. С.143-144) «Как глубинный, независимый психический процесс фантазия обладает собственной истинной ценностью, опирающейся на собственный опыт, а именно – опыт преодоления антагонистической человеческой действительности. Воображение предвосхищает примирение индивида с целым, желания с осуществлением, счастье с разумом. И хотя принципом реальности гармония была вытеснена в утопию, фантазия гнастаивает на ее превращение в реальность, а также на том, что она зиждется на знании. Первоначально воображение осуществляет свои истины тогда, когда она находит для себя форму, т.е. создает универсум восприятия и понимания, субъективный и объективный одновременно. Это происходит в искусстве. Таким образом, анализ когнитивной функции фантазии ведет к эстетике как «науке о красоте»: в основе эстетических форм лежит вытеснение гармонии чувственности и разума – вечный протест против жизни, организованной логикой господства, критика принципа производительности» (Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев., 1995. С.146-147)
Критика тоталитаризма.
|