![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ХАЙЕК Ф.А.( 1899-1988)
«наши ценности и институты не просто определяются какими-то прошлыми событиями, но формируются как составная часть процесса бессознательной организации некоей структуры или модели» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма). М., 1992.
«Этика должна признать свое происхождение, и тогда этот бастион человеческой гордыни падет. Такая эволюционная теория нравственности действительно появляется. В фундамент заложен постулат о том, что наши моральные нормы не порождены инстинктом и не являются творением разума, а представляют собой самостоятельный феномен – «между инстинктом и разумом»» (там же с.22)
«наши ценности и институты не просто определяются какими-то прошлыми событиями, но формируются как составная часть процесса бессознательной организации некоей структуры или модели.»(. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992.с.20)
«этика должна признать свое приосхождение, и тогда этот бастион человеческой гордыни падет. Такая эволюционная тория нравственности действительно появляется. В ее фундамент заложен постулат о том, что наши моральные нормы не порождены инстинктом и не являются творением разума, а представляют собой самостоятельный феномен- «между инстинктом и разумом.»» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992.с.22)
«.. маловероятно, что цивилизация и культура детерминируются и передаются генетически. Все одинаково осваивают их через освоение определенных традиций» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992. С.32)
«решающим в превращении животного в человеке оказалось именно обуздание врожденных реакций, обусловленное развитием культуры. Благоприобретенные правила поведения, которым индивид стал подчиняться по привычке и почти так же бессознательно, как и унаследованным инстинктам, все больше вытесняя последние» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992.с.33)
«В числе самых значительных врожденных признаков, содействовавших вытеснению других природных инстинктов, значительнейшим было умение перенимать опыт своих соплеменников особенно путем подражания. Удлинение периодов детства и юности, сыгравшее благоприятную роль в развитии этого умения, было, пожалуй, последним решающим шагом, обусловленным биологической эволюцией» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992. с.35)
«В конфликте не столько эмоции и разум (как это часто предполагают), сколько врожденные инстинкты и усвоенные в ходе обучения правила поведения» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992.с.37)
«самая важная способность, которой наряду с врожденными рефлексами человеческий индивид наделен генетически, - это его способность в ходе обучения приобретать навыки путем подражания. Ввиду этого важно с самого начала избавиться от представления, рожденного «пагубной самонадеянностью», как я ее называю, т.е. от идеи, что источник способности приобретать навыки- это разум. Ведь в самом деле все наоборот: наш разум- такой же результат процесса эволюционного отбора, как и наша мораль» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992.с.41)
«Человек стал мыслящим существом благодаря усвоению традиций – т.е. того, что лежит между разумом и инстинктом. Эти традиции, в свою очередь, ведут происхождение не от способности рационально интерпретировать наблюдаемые факты, а от привычных способов реагирования» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992.с.42)
«Было бы точнее говорить не о том, что мыслящий человек творит и контролирует собственную культурную эволюцию, а заявить, что культура и эволюция создали его разум» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992. с.43)
«Как инстинкт древнее обычая и традиции, так и последние древнее разума: обычай и традиции находятся между инстинктом и разумом – в логическом, психологическом и временном смысле» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992. с.44)
«Врожденные реакции последовательно вытеснялись благоприобретенными моральными правилами и обычаями не потому, что люди понимали разумом, что они, эти правила и обычаи, лучше. Просто благодаря им преодолевалась ограниченность непосредственного восприятия отдельного человека, развивался расширенный порядок, а более эффективное сотрудничество давало его участникам (как бы безрассудны они ни были) возможность поддерживать существование большого числа людей и вытеснять другие группы» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992.с.44)
«насколько мне известно, первым, кто заговорил о генетическом развитии, был немецкий философ и историк культуры Гердер. Вновь мы встречаемся с этой идеей у Виланда, и затем у Гумбольдта. Таким образом, современная биология заимствовала понятие эволюции из исследований культуры, имеющих более древнюю родословную. И хотя эти факты достаточно хорошо известны, о них тем не менее почти всегда забывают» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992. с.47)
«культурная эволюция имитирует (simulute) ламаркизм» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992. с.47)
«в биологической эволюции и эволюции культуры есть и другие общие черты. Например, обе они опираются на один и тот же принцип отбора- принцип выживания, или репродуктивного преимущества. Изменчивость, приспособление и конкуренция образуют однотипные по сути процессы, сколь бы различными ни были их конкурентные механизмы, особенно если* говорить о механизмах размножения). Дело не только в том, что вся эволюция держится на конкуренции; непррерывная конкуренция необходима даже для сохранения уже достигнутого» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность (Ошибки социализма) М., 1992. с.49-50) Хайек сетует о социал-дарвинизме6, который дискредитировал идею культурной эволюции.
Происхождение свободы, собственности и справедливости.
«Если моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться\ над уровнем дикарей, то основы собственно современной цивилизации были заложены в античном Средиземноморье. Здесь оказались возможными торговые связи между достаточно отдаленными друг от друга регионами: и общины, позволявшие своим членам свободно применить их индивидуальные
|