![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вернадский В. И. (1863-1945)
Владимир Иванович Вернадский – выдающийся русский ученый и философ. В области науки он специализировался по геохимии. В начале XX века начал разрабатывать учение о биосфере. Этот термин «биосфера» был введен впервые в 1804 году Ж. Б. Ламарком. Далее он пришел к идее «ноосферы» как сферы человеческой жизнедеятельности (это понятие было введено французским математиком Э. Леруа в 1927 году под воздействием лекций Вернадского, которые он читал в Коллеж де Франс в 1922-1926 гг. Э. Леруа, как и другой фр. Мыслитель Тейяр де Шарден различал три ступени эволюции: литосферу, биосферу и ноосферу) Наиболее значительным произведением философского характера является работа В. И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление», которая была написана в 1937-38 гг., которая является своеобразным введением к его учению о «ноосфере». Смысл его идеи о ноосфере состоит в том, что в результате развития науки человеческая деятельность стала сравнима по силе воздействия на новую геологическую силу, преобразующую планету.
ОТНОШЕНИЕ К ФИЛОСОФИИ
Он не считал философию наукой, а особой формой духовной деятельности. Хотя он прекрасно знал историю философии, чем разительно отличался от естествоиспытателей своего времени.
ОТНОШЕНИЕ К МАРКСИЗМУ
Во-первых, он утверждает, что диалектический материализм никогда не был изложен в связном виде его творцами, интересы Маркса, Энгельса и Ульянова лежали в другой плоскости. Особо интересно высказывание, которое было бы полезным для философов 60-х годов, которые изучали «диалектику» «Капитала». Вернадский пишет, что гегелевская методология, которую применил Маркс в «капитале» уже при выходе «Капитала» отдавала явным анахронизмом.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Вернадский подчеркивает, что человек зависит от окружающей среды обитания, прежде всего с с биосферой.
УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ
Основной геологической силой, которая, по мнению В. Вернадского, создает ноосферу является рост научного знания. Вернадский подмечает, что при всех спорах о прогрессе человечества, является доказанным, что рост научного знания является прогрессивным явлением в истории человечества. Термин «ноосфера» был заимствован Вернадским у философа Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена (1881-1955).
ТЕОРИЯ НАУКИ
«Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусства невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою – и могут быть разделены только в воображении» (Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М.: Наука, 2000. С.31)
О науке он пишет следующее: «Наука есть создание жизни. Из окружающей среды научная мысль берет приводимый ею в форму научной истины материал. Она – гуща жизни – его творит прежде всего. Это есть стихийное отражение жизни человека в окружающей человека среде – ноосфере. Наука есть проявление действия в человеческом обществе, совокупности человеческой мысли. Научное построение, как общее правило. Не есть логически стройная, во всех основах своих сознательно определяемая разумом система знания. Она полна непрерывных изменений, исправлений и противоречий, подвижна чрезвычайно, как жизнь, сложна в своем содержании, [она] и есть динамическое неустойчивое равновесие» (Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.с.47)
Далее он пишет: «Система науки, взятая в целом, всегда с логически-критической точки зрения несовершенна. Лишь часть её, правда все увеличивающаяся, непререкаема (логика, математика, научный аппарат фактов). Науки, реально существующие, исторически проявляющиеся в истории человечества и в биосфере, всегда охвачены бесчисленными, часто для современников неотделимыми, философскими, религиозными, социальными и техническими обобщениями и достижениями, переработка которых по существу является главным содержанием развития истории науки» (Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991., с.47-48)
Математика, логика и научный аппарат фактов, по В. Вернадскому, - это общеобязательная часть науки, чем она резко отличается от другого знания.
Учение об истине.
Вернадский пишет следующее: «Есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты и научные заключения ясно и просто от утверждений философии и религии, - это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений. Научные, логически правильно сделанные действия, имеют такую силу только потому, что наука имеет свое определенное строение и что в ней существует область фактов и обобщений, научных, эмпирически установленных фактов и эмпирически полученных обобщений, которые по своей сути не могут быть реально оспариваемы. Такие факты и такие обобщения, если и создаются временами философией, религией, жизненным опытом или социальным здравым смыслом и традицией, не могут быть ими, как таковые, доказаны. Ни философия, ни религия, ни здравый смысл не могут их установить с той степенью достоверности, которую дает наука» (Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991., с.93-94)
Картина мира
Вернадский пишет: «Организованность не есть механизм. Резко отличается организованность от механизма тем, что она находится непрерывно в становлении, в движении всех ее самых мельчайших материальных и энергетических частиц» (Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука 1991 С.15)
|