Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рейснер М. А. (1868-1928)






 

Михаил Андреевич Рейснер – правовед, социолог и философ. Окончил юридический факультет Варшавского университета. В 1898-1903 гг. работал экстраординарным про­фессором юридического факультета Томского университета. С 1903 года в эмиграции, читал лекции в Парижской высшей школе социальных наук. В 1905 году вернулся в Россию, но после разгрома революции, опять уехал за границу, став главой Парижской высшей школы социальных наук. В 1907 году опять в России. Читал лекции на кафедре политических учений Петербургского университета. После Октябрьской революции был одним из учредителей Комакадемии (которая в начале называлась Соцакадемией). Автор многих работ: «Теория Петражицкого, марксизм и социальная идеология» (1908), «Государство» (1911-1912), «Проблемы социальной психологии» (1925), «Исто­рия политических учений» (Т.1. 1929) Кроме этого он автор следующих ста­тей: Условная символика как социальный раздражитель \\ Вестник Ко­макадемии. Кн. V- IХ. 1924; Социальная психология и марксизм \\ Психология и мар­ксизм Л., 1925; Социальная психология и учение Фрейда \\ Печать и революция, 1925 №3, 4, 5-6.

 

1. ТЕОРИЯ МЕНТАЛЬНЫХ ФОРМ

Рейснер утверждал, что идеология накладывает неизгладимую печать на все области жизни общества.

 

«Наука проникнута скептицизмом и революционным стремлением к ниспровержению старой истины в поисках за новой; она может только доказывать, но не убеждать; менее всего ей свой­ственна сила такого заражения психики сильным эмоциональным движением, которое одно способно породить массовое поведение или действие. И если масса создает себе идеалы, нормы и принципы, то создает их из всей полноты своих стремлений и чувств, страстей и настроений. Не ученый творит правду, добро и красоту, он только исследует, систематизирует и познает их. Истинными творцами им­перативных идей являются проповедники, художники, ораторы и про­роки, которые идут с массой или впереди нея и воплощают идеалы среды в понятных для нее, убедительных формах, способных произвести массовое внушение» (Рейснер М.А. Го­сударство Часть 1 Идеология и метод. Изд.2-е М., 1918 (371123) с.25-26)

 

3. РАЦИОНАЛЬНОЕ

 

«Способность «эгоистического», холодного и трезвого отношения к внешнему и чу­жому пер­вая предпосылка рационального познания» (Рейснер М.А. Государство Часть 1 Идеология и ме­тод. Изд.2-е М., 1918 (371123) с.64-65)

 

«Разум не имеет своего собственного содержания. Оно дается ему внешним опытом и миром подсознательного. Но как всеобщий организатор он уже начал одну из плодотворнейших идей, которая когда-либо освящали путь к человечеству: это идея постепенного преобразования в са­мой природе: идея развития или эволюции» (Рейснер М.А. Государство Часть 1 Идеология и метод. Изд.2-е М., 1918 (371123) с.83)

 

«Рациональное восприятие есть, таким образом, построение адекватной системы объ­ективиро­ванного мира при помощи логического (механико-математического) мышления» (Рейснер М.А. Государство Часть 1 Идеология и метод. Изд.2-е М., 1918 (371123) с.63)

«Рациональное восприятие, являясь первой предпосылкой научного, однако, не совпадает с ним. Психологическая основа и здесь и там одинакова: это желание знать, исследовать, понять и притом при помощи наших внешних чувств и строго логического аппарата. Но рационализм тем отличается от истинного позитивизма, что в нем господствует эмоциональная сторона, слепое доверие к словам, вера в легкую и всем доступную возможность постичь истину, и притом в её высшей, абсолютной форме. Рационалист – догматик по существу, человек, увлеченный формальной логикой, последовательностью не мыслей, а слов, который совершенно не допускает в мире чего-либо недоступного для его разума, отрицает самую возможность иной логики и иных методов познания, нежели формальная рассудочность..» (Рейснер М. А. Государство. Часть 1 Культурно-исторические основы. М. 1911. С.41).

 

3. ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО

 

«.. применение символов служит одним из средств для изменения в поведении человека» (Рейс­нер М.А. Государство. Часть 1. Идеология и метод. Изд.2-е М., 1918 с.VII)

 

«Государственная символика приближает нас, однако, постольку к познанию государства, по­скольку применение символов служит одним из средств для изменения в поведении человека. И в самом деле, ныне можем не заметить, что люди, когда они относятся серьезно к государственной символике, своеобразно меняют свое общест­венное поведение» (Рейснер М.А. Государство. Часть 1. Культурно-исторические ос­новы. М., 1911 (82597) с.9)

 

«… идеология, как совокупность идей, принципов, норм и идеалов, подлежащих воплощению в общественной деятельности человека, является постоянным спутником в всякой общественной организации и налагает специфическое клеймо на самую их сущность. Проблема права и государства есть с этой стороны проблема идеологическая, а вместе – и психологическая» (Рейснер М.А. Государство. Часть 1. Идеология и метод. М. 1918. С.IX).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Рейснер М.А. Обществ. благо и абсолют. государство \\ Вестник права 1902 №11-12.

2. Рейснер М.А. Проблемы социальной психологии. 1925 Р\ нД. (92188).

3. Рейснер М.А. Государство. Часть 1. Идеология и метод. М. 1918. (371123).

4. Рейснер М. А. Государство. Часть 1 Культурно-исторические основы. М. 1911. (82597).

5. Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. СПб. 1908. (381505).

6.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал