![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Борьба против механицизма
Вернадский не хотел его избирать в академики Деборина, справедливо, может быть считая, что философам не место в научном учреждении. Является участником известной борьбу между «механицистами» и «диалектиками». Оплотом «механицистов» был Государственный Тимирязевский НИИ, который имел непериодический печатный орган – сборники «Диалектика в природе» (№1-5, 1926-1929) Эта дискуссия завершилась поражением «механицистов». Но почти сразу началась критика «деборинской» школы, в которой принимали активное участие М.Б. Митин, П.Ф. Юдин, Ф.В. Константинов. Совершенно непонятна его роль в советской философии, вернее всего его роль имела характер «подставной утки» против борьбы с более-менее творческими марксистами??? Но его съели такие же – одни имена его критиков чего значат – они покрыли позором марксистскую философию, которая, если брать пример с западного марксизма имеет свою традиции в современном философствовании. РАЗВИТИЕ НАУКИ
«Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание. Подобно этим крупным отражениям человеческой личности, и научное мировоззрение меняется в разные эпохи у разных народов, имеет свои законы изменения и определенные ясные формы проявления» (Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. 2-е изд. М.: Наука. 1988. С.48). «Некоторые части даже современного научного мировоззрения были достигнуты не путем научного искания или научной мысли – они вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства. Но они удержались в ней только потому, что выдержали пробу научного метода» (Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. 2-е изд. М.: Наука. 1988. С.52).
§4 РУССКИЙ КОСМИЗМ
ЛИТЕРАТУРА: 1. Менделеев И. От критицизма к этической гносеологии. Клин. 1914. 2. Половцев В.В. Основы общей методики естествознания. М., 1914. 3. Гаврюшин Н.К. Предыстория понятия «ноосфера» \\ Проблемы взаимодействия общества и природы. М. 1974. 4. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М. 1982. (2015598). 5.
ГЛАВА 8 ТЕОРИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Понятие «интеллигенция», как и понятие «нигилизм» – это русское изобретение, которое потом вошло в мировую культуру. Термин «интеллигенция» появился в 60-х годах XIX века ввел П. Боборыкин. Именно тогда появился слой «разночинцев», который Писарев назвал «мыслящим пролетариатом». Но социально-экономическое определение Писарева было потом оттеснено народниками в социально-этическую плоскость. Особое значение в становлении «теории интеллигенции» сыграл П. Л. Лавров своей теорией «критически-мыслящих личностей». Именно Д. Писарев и П. Лавров фактически дали два типичных определения интеллигенции: Писарев дал социально-экономическое, которое защищали потом марксисты, а Лавров - социально-этическое, которое стало основой для народников и либералов.
§1 ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ИВАНОВА-РАЗУМНИКА (1878-1946) Разумник Васильевич Иванов (Иванов-Разумник – псевдоним) – литературовед, историк общественной мысли. Учился на математическом отделении физико-математического факультета Петербургского университета. Сотрудничал в журналах «Русское богатство», «Русская мысль». Придерживался народнической идеологии. Он является выразителем идей «неонародничества», симпатизировал эсерам. Иванов-Разумник участвовал в октябрьской революции на стороне левых эсеров. С осени 1918 г. работал в научно-теоретической секции Театрального отделения Наркомпроса, В 1919-1924 гг. – зам. председателя Вольной философской ассоциации (Вольфила). Далее он отходит от активной общественной деятельности, занимается переводами. В 1933 году был арестован по обвинению в создании «идейного центра народничества». В 1933-1936 гг. отбывал ссылку в Саратове. После этого был опять вторично арестован. Освобожден окончательно в 1939 году. Жил в Загорске и Пушкине, занимался архивной работой. Во время войны оказался в оккупации, был помещен в лагерь под Данцигом, но ввиду того, что жена была немкой, был в 1943 году освобожден. Умер в Мюнхене.
|